Модель ведения бизнеса по розничной продаже топлива претерпевает изменения, поскольку электромобилизация меняет мировую и отраслевую экономику, говорится в последнем отчете AlixPartners. Производители, поставщики и дилеры начали переоснащение АЗС с учетом серьезных изменений в цепочках поставок, ожиданий потребителей и методов ведения бизнеса, передает petrolplaza.
Для розничных продавцов топлива постепенный переход от “нефтяных” автомобилей к электромобилям будет означать нарушение экономики на существующих локациях, пересмотр поведенческой модели клиентов из-за длительного процесса зарядки и дополнительные инвестиции в новое оборудование и повышение уровня комфорта.
Ожидается, что батарейные электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV) к 2030 г. составят 33% продаж в Китае, Европе и США. Согласно этому прогнозу, в текущем году на этих трех рынках будет продано 26,4 млн. BEV и PHEV.
Китай, как ожидается, удержит мировое лидерство в продажах электромобилей и их рыночной доле. При этом доля электромобилей в процентах от проданных автомобилей также будет расти как в Европе, та и в Северной Америке. Администрация Джо Байдена стремится поддержать кривую внедрения BEV и PHEV в Соединенных Штатах, предлагая потратить значительные средства на поощрение электромобильного перехода.
Что касается производителей электромобилей, Tesla продолжает лидировать в сегменте премиальных BEV, GM стремится к 2030 г. продавать только транспортные средства с нулевым уровнем выбросов, Ford нацелен на доведение доли электромобилей в продажах до 40% к 2030 г., в то время как Volkswagen стремится к этой дате довести долю электромобилей до 50% от общих продаж.
Крупные нефтяные компании также делают ставки на то, что электромобили значительно снизят продажи традиционных видов топлива. Shell, имеющая 60 тыс. электромобильных зарядных станций (ЭЗС) по всему миру, рассчитывает увеличить показатель до 500 тыс. к 2025 г. и до 2,5 млн. к 2030 г. BP, которая недавно купила крупнейшую в Великобритании компанию по зарядке электромобилей, также настроена оптимистично. Однако TotalEnergies, похоже, все еще пытается понять, за чем будущее: за батарейными или водородными электромобилями.
Еще одним фактором, который окажет влияние на ведение бизнеса на АЗС в условиях электромобилизации, является растущая конкуренция со стороны кафе, ресторанов, тренажерных залов, торговых центров и пр. В этой связи розничным продавцам топлива, возможно, придется изменить локацию и конфигурацию своих объектов для предстоящего перехода на BEV и, возможно, FCEV. И чем дольше будут приниматься окончательные инвестиционные решения (FID) по этом вопросу, тем более сложной будет новая бизнес-модель и тем выше вероятность, что оставшиеся в арьергарде топливные сети растворятся в дорожной пыли.
Какие пути к успеху бизнесу предлагают эксперты AlixPartners?
Стратегия электрификации. Чтобы разработать стратегию реагирования, топливные ритейлеры должны оценить перспективность существующих площадок и исходящие от электромобилизации потенциальные риски в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Оптимизация и планирование развития. Компании должны оценивать и обновлять свои торговые площадки и планы их развития в соответствии с принятой стратегией электрификации.
Цифровое взаимодействие. Компаниям необходимо использовать аналитику, чтобы понять, как именно меняется поведение потребителей, а затем использовать эту информацию для взаимодействия с потребителями в цифровом формате.
Инновационные бизнес-модели. Изменение потребительских предпочтений и нарушение привычных каналов получения доходов потребуют от компаний как укрепления своего основного бизнеса, так и поиска альтернативных источников получения доходов.
Согласно результатам исследования, в США 80% владельцев электромобилей предпочитает заряжать свои BEV дома. Это означает, что значение публичных ЭЗС в Соединенных Штатах не так велико, как значение топливораздаточных колонок на АЗС. Но ситуация меняется, если планируется поездка на расстояние 300 миль (примерно 483 км) или больше. В этом случае водителю электромобиля придется заряжать батареи как минимум один раз и провести на публичной ЭЗС не менее 30 мин. – при использовании быстрых зарядных устройств Type 3 среднее время зарядки BEV составляет 20 мин.
Установка одной быстрой зарядной точки требует инвестиций в размере $150 тыс. Такие крупные компании, как 7-Eleven (помимо прочего владеет крупной сетью пристанционных магазинов) планируют в 2022 г. установить около 500 быстрых зарядок на 250 торговых площадках. Аналогичные планы имеют IKEA, McDonald`s, Walmart. При этом розничные торговые сети часто устанавливают зарядные станции совместно с Tesla, ChargePoint, Electrify America и др. операторами ЭЗС. Это позволяет существенно снизить затраты на установку и обслуживание оборудования.
В Европе значение зарядных точек выше по нескольким причинам: меньшая распространенность индивидуальных домохозяйств и, как следствие, невозможность заряжать батареи в своем гараже; большая доля BEV/PHEV в продажах новых автомобилей – 7,5% против 2% в США; множество территорий, на которые запрещен въезд “нефтяных” автомобилей; более высокая лояльность автомобилистов к электромобилям. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)