Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Молдова: цена газа может оказаться приемлемой

Как возрастет тариф, если закупочная цена составит 200 долларов.

Председатель правления АО “Moldovagaz” Вадим Чебан на прошлой неделе заявил, что достигнута договоренность о продлении контракта на поставку газа на один-три года. Вопрос лишь в том, на какой срок он будет продлен. Чебан считает, что средняя цена голубого топлива в 2021 году составит до 200 долларов за 1000 кубометров и разъяснил новую формулу расчета.

По словам Чебана, выгодной цены при высоких ценах на международных биржах удалось достигнуть благодаря “гибридной цене”. Он напомнил, что прошлым летом “Moldovagaz” подвергали критике за то, что газ покупали по контракту, а не на европейских газовых хабах, где цена тогда опустились до 50-70 долларов.

“В начале текущего года в контракт с “Газпромом” был включен пункт, по которому в теплое время года, а это 15% общегодового потребления, цена будет привязываться к текущим спотовым котировкам, – сказал Чебан. – В зимний период, включая весь отопительный сезон, а это 85 процентов объема потребления, цена сохраняется с квартальной привязкой к корзине нефтепродуктов, которая традиционно в 3-4 раза ниже”.

Благодаря этой формуле в первом квартале 2021 года цена газа для Молдовы составила около 127 долларов, тогда как в четвертом, по базовым прогнозам, достигнет почти 240 долларов.

“Да, в сентябре закупочная цена действительно превысила 500 долларов, но в этом месяце потребляется около 30 миллионов кубометров, против 180-190 миллионов в декабре-январе, – подчеркнул Чебан. – Таким образом, сентябрьская цена, помноженная на объем, размывается в цифрах общегодового потребления, а ее влияние на среднегодовые закупочные цены, которые по всему 2021 году составят около 190-200 долларов, ничтожно мало”.

По мнению экспертов, цену на газ в Европе диктует не Россия, а фьючерс на газ по индексу голландского TTF, самого ликвидного европейского хаба. Это было европейское условие.

В конце декабря 2020 года “Газпром” и “Moldovagaz” сообщили, что подписали контракт о продлении на год договора, который истек 31 декабря 2020 года. Позже выяснилось, что в контракт были включены изменения, срок действия которых истекает 30 сентября 2021 года, следовательно, и контракт в целом также истекает.

Чебан сообщил, как будет рассчитываться новая закупочная цена по условиям прежнего контракта, который продлевается: “В тарифе у нас заложена цена в 148 долларов. Закупочная цена (средневзвешенная) на этот год составит примерно 200 долларов, соответственно (200-148)/148-100=+35,1 процента, и это только цена закупки, я не говорю о других параметрах”.

Экс-депутат Александр Петков, который является миноритарным акционером “Moldovagaz”, считает, что молдавские потребители (более 7 тысяч домашних хозяйств) вправе беспокоиться по поводу роста цен на газ в Европе и ожидать повышения цен в Молдове. По его словам, “Чебан первым сказал, что цена возрастет на 30 процентов, а позже – на 35 процентов к закупочной. Правительство никак не отреагировало на это заявление руководителя монополиста, имея 35,33 процента акций”.

Все заявления по газу должны исходить от правительства Натальи Гаврилицы, считает Петков: “Мне непонятно, почему контракт, заключенный в 2006 году, до сих пор является секретом”. Он отметил, что трижды запрашивал текст контракта, дважды – через НКФР, но не получил его, хотя “Moldovagaz”, в отличие от поставщика электроэнергии “Premier Energy”, не частная компания. “Примечательно то, что новым властям нравится контракт, который действует с 2006 года, хотя не так давно они его сильно критиковали”, – указал аналитик.

По словам Петкова, “повышение цен в Молдове связывают со спотовыми ценами на международных рынках, но в структуре цены на газ, поставляемый на экспорт, биржевая цена составляет всего 56 процентов, и не говорят о том, что в бюджете “Газпром экспорт” на 2021 год экспортная цена для дальнего зарубежья, коей является Молдова, составляет 270 долларов.

“Примечательно, что договор с “Газпромом” утверждается только правительством по причине того, что “Газпром” состоит в конфликте интересов при заключении этой сделки согласно молдавскому законодательству об АО – это я узнал только после того, как стал акционером “Moldovagaz”, – сказал Петков. – Таким образом, наше правительство на заседании акционеров имеет 97 процентов голосующих акций. И именно поэтому в переговорах просто обязано участвовать. И если “Moldovagaz” и “Газпром” подготовят контракт – вся ответственность за его подписание ляжет на правительство”.

Петков считает, что правительство своей безответственностью поставило граждан между “Газпромом” и “Газпромом”: глава “Moldovagaz” Вадим Чебан напрямую подчинен председателю наблюдательного совета молдавской компании Елене Бурмистровой, которая является российским чиновником – руководителем “Газпром экспорт”. И получается, что “Газпром экспорт” ведет переговоры с “Газпром экспорт”, а наше правительство “сидит себе в Кондрице, ничего не понимает и говорит, что, мол, оставьте это на усмотрение “Moldovagaz””.

Министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну так описал конфигурацию переговоров: “Мы говорим с “Moldovagaz”, а они – с “Газпромом”. По его словам, “ключевые игроки – компании, вовлеченные в процесс”. “У нас была беседа с главой “Moldovagaz” по следующим шагам до подписания контракта, – сказал Спыну. – Преждевременно говорить о том, какие будут тарифы и какова будет цена. У нас есть другой механизм ценообразования, отличный от того, который мы видим на международных биржах”.

Напомним, что президент Майя Санду ранее заявила, что переговоры – обязанность исключительно “Moldovagaz”. Но бывший министр экономики Александр Муравский подчеркнул, что “правительству сам Бог велел играть активную роль в переговорах”: “Как именно? О, тут много вариантов. Но всегда правительство играло активную роль в процессе подготовки и подписания контракта. Будь то переговоры на уровне премьера и его зама, отвечающего за энергокомплекс, с соответствующими лицами из правительства РФ, будь то контакты на уровне президентов, будь то прямые контакты представителей правительства РМ с руководством ПАО “Газпром”. Позиция Майи Санду, может, и к лучшему. Участие такого президента и такого правительства с таким уровнем квалификации и такой внешней по отношению к РФ политикой только навредит делу. Правда, чувствую, что после подписания контракта с новым более высоким уровнем цены, чем сейчас, что неизбежно, президент & Со весь гнев обрушат на руководство “Мoldovagaz”. Но мы-то знаем цену и цель этого гнева”.

Муравский привел в пример правительство Венгрии, которая “согласовала с Россией условия контракта о поставках сроком на 15 лет на более выгодных, чем в предыдущем контракте, условиях”. В Венгрии главным импортером газа и поставщиком его венгерским потребителям является ЗАО “Панрусгаз”, аналог нашего “Moldovagaz”: “Но там правительство не сидит в стороне в роли простого наблюдателя. Согласно заявлению “Газпрома”, в ходе встречи Миллера (председатель правления ПАО “Газпром”) и Сийярто (министр иностранных дел Венгрии) стороны рассмотрели ключевые вопросы и перспективы сотрудничества в газовой сфере, включая поставки газа в Венгрию. Вот так-то!”.

Александр Петков считает, что, какой бы ни была закупочная цена, она всегда в Молдове будет завышена, потому что в НАРЭ сидят “жирные коты”, которые совершенно не заботятся о потребителях: “В конце 2019 года НАРЭ увеличила стоимость транспортировки газа в 8 раз – с 32 до 250 лей за тысячу кубов. По этому решению “Moldovatransgaz” получила плюс 120% прибыли за 2020 г. И так будет по бензину, по газу, по электроэнергии до тех пор, пока власть не наведет порядок в законодательстве”.

Штат работников НАРЭ – 168 человек с бюджетом 85 миллионов лей. В 2010 году в агентстве работало 37 человек с бюджетом в миллион лей и двумя директорами, а в 2001-м агентство создавалось со штатом 14 человек!

В контексте визита президента Майи Санду в Нью-Йорк на Генассамблею ООН актер и ведущий Серджиу Волок обратился к главе государства, попросив внимательнее относиться к своим заявлениям, чтобы не обострять дипломатические отношения Республики Молдова с другими странами. “Майя Санду, я умоляю вас, будьте в ООН осторожнее, потому что за газ платите не вы, ваши счета оплачиваются из бюджета, государство заботится о вашем благополучии, – заявил Вовк в видеозаписи в соцсетях. – Скажите там еще что-нибудь о Крымской платформе, ладно? И так живем, как приматы, так скажите еще пару слов”.

Экономический аналитик Вячеслав Ионицэ считает, что решить проблему оптимальных цен на газ можно путем либерализации рынка, но в стране это даже не обсуждается: “По нашим законам, принятым в 2013 г., реализация третьего Энергопакета, который предусматривает либерализацию рынка энергоресурсов, должна начаться с 2022 г. Тогда депутаты отсрочили внедрение программы. Если обратиться к практике Балканских стран, то этот путь должен включать 60 процентов закупок газа по прямым долгосрочным контрактам с крупными поставщиками, и 40 процентов – закупки на рынках энергоресурсов от разных поставщиков, в том числе от того же “Газпрома”. И нам не нужно строить газохранилища, у наших соседей они есть, а у нас есть коммуникации с ними. Это заработает, если будет воля и действие”.

В Молдове политику цен на энергоресурсы диктуют плохие законы и НАРЭ. По мнению экспертов, парламент не уволит директоров агентства до тех пор, пока они не повысят цены на газ, чтобы потом свалить всю вину на них и вывести из-под удара правительство и депутатов PAS. (Марина Тимотина, Vedomosti.md/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version