После многолетних размышлений и дискуссий мировая автомобильная отрасль быстро трансформируется, поскольку автопроизводители делают ставку на электромобили (EV), передает Financial Times (FT).
В начале года руководители производителя электромобилей Polestar составили амбициозные планы продаж в Великобритании. Через несколько недель им пришлось их разорвать – cпрос рос так быстро, что новые целевые показатели оказались на треть выше. Сегодня только в Великобритании поддерживаемая Volvo компания проводит [для потенциальных покупателей EV] около тысячи тест-драйвов в месяц. Каждую неделю новые места бронируются в течение часа после того, как они становятся доступными.
Еще четыре года назад Polestar специализировалась на настройке высокопроизводительных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Теперь она превратилась в одну из компаний, пытающихся удовлетворить растущий спрос на электромобили с аккумуляторными батареями. “Это уже не тот нишевый рынок, каким он был два или три года назад”, – заявил британский босс Polestar Джонатан Гудман.
Такой же знаковый всплеск спроса ощущается во всем мире, от Шанхая до Штутгарта, от Токио до Торонто, и от новых брендов до признанных гигантов отрасли.
Особенно остро это ощущается в Европе. Каждый 12-й автомобиль, проданный на континенте в период с апреля по июнь этого года, работал только от аккумуляторов. Если учитывать гибридные модели, которые используют как ДВС, так и аккумулятор, показатель вырастает примерно до 30%. Продажи электромобилей в Европе подскочили со 198 тыс. шт. в 2018 г. до ожидаемых в этом году 1,17 млн. EV.
Электромобили по-прежнему составляют лишь около 1% мирового парка легковых автомобилей, но продажи быстро растут. По данным BloombergNEF, в течение четырех лет четверть новых авто, купленных в Китае, и почти 40% из тех, что куплены в Германии, будут электрическими. Прогнозируется, что к 2025 г. глобальные продажи электромобилей достигнут 10,7 млн., а к 2030 г. – 28,2 млн.
До недавнего времени для многих водителей EV казались аттрибутом будущего, но теперь они заявляют о том, что их следующее транспортное средство будет электрическим.
Время от времени медленные сдвиги в различных сферах мировой экономики внезапно начинают набирать обороты с большой скоростью. Сегодня это происходит с электромобилями. В этой сфере за относительно короткий срок автомобильная промышленность перешла с первой передачи на пятую.
Учитывая важность автомобилестроения для экономики многих стран, перемены, которые начинают сотрясать отрасль, имеют огромные последствия для рабочих мест, городского развития и даже для геополитики.
Энди Палмер, бывший руководитель Nissan, который в 2010 г. помог запустить первый в отрасли серийный электромобиль Nissan Leaf, считает, что переход [с ДВС на электродвигатель] “похож на переход от лошади к машине.. Это та сейсмика, которая меняет все, и меняет до такой степени, что любые игроки, которые не меняются достаточно быстро, которые не инвестируют, вряд ли выживут в будущем”, – добавил Палмер, который сейчас является генеральным директором Electricbus.
В значительной степени внимание к электромобилям было вызвано поразительными успехами Tesla и агрессивными амбициями группы китайских компаний. Но другим важным сдвигом за последние пару лет стала реакция авторитетных автопроизводителей. Многие мировые бренды, от Ford с его полноразмерным пикапом F150 Lightning до VW с линейкой ID, теперь делают ставку на электромобили. На сентябрьском автосалоне в Мюнхене, первой крупной европейской выставке за последние два года, новые бензиновые модели были в явном меньшинстве.
По данным McKinsey, с начала 2020 г. в отрасль батарейных электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) было инвестировано более $100 млрд. И это только начало! Согласно расчетам консалтинговой компании AlixPartners, автопроизводители объявили об инвестициях в размере $330 млрд. в электрические и аккумуляторные технологии в течение следующих пяти лет. За последние 12 месяцев эта сумма выросла на 40%.
“Это точка невозврата? – вопрошает Эндрю Бергбаум, управляющий директор AlixPartners. – Я думаю, ответ должен быть положительным”.
Некоторые производители предприняли ранее немыслимые действия: готовятся полностью отказаться от использования ДВС. В начале этого года немецкая компания, придумавшая автомобиль, опубликовала один из самых амбициозных графиков в отрасли. С середины этого десятилетия системы, используемые для сборки всех автомобилей Mercedes-Benz, будут переведены на производство электрических моделей.
“Мы значительно ускорились [в вопросе электрификации своих автомобилей] по сравнению с тем, о чем мы думали еще несколько лет назад”, – говорит Ола Каллениус, исполнительный директор компании Daimler, владеющей брендом Mercedes-Benz.
Почему электромобильная революция происходит именно сейчас?
Частично объяснение кроется в политике. В то время как автопроизводители годами дискутировали о выпуске электрических моделей, обусловленное борьбой против глобального потепление политическое давление побудило их предпринять первые реальные согласованные усилия по продаже EV в значительных количествах. В прошлом году новые правила выбросов в Европе привели к первой мощной волне продаж электромобилей. Несмотря на пандемию, в 2020 г. на континенте было продано около 734 тыс. BEV.
На фоне стремительной электромобилизации розничным топливным сетям потребуются новые бизнес-модели.
Между тем, в Норвегии последний “нефтяной” автомобиль может быть продан уже в апреле 2022 года.
Первым массовым электромобилем XXI века был 5-дверный городской хетчбек i-Mitsubishi MiEV. Он был запущен в крупносерийное производство в июле 2009 г. и поступил в публичную продажу 1 апреля 2010 г. Выпускались также ребрендированные версии i-MiEV: Peugeot iON, Citroеn C-Zero, Mitsuoka Like и Subaru O2. К декабрю 2012 г. в мире было продано 22 тыс. электромобилей Mitsubishi i-MiEV.
Nissan Leaf пошел в серию весной 2010 г. Первые заказы на самый массовый электромобиль современности стали приниматься 1 апреля 2010 г. По данным производителя, на начало 2013 г. мировой парк электромобилей Leaf составил свыше 55 тыс. ед. Ключевую роль в разработке и запуске Leaf в массовое производство сыграл бывший глава альянса Renault Nissan Карлос Гон, предотвративший в 1999-2001 гг. банкротство Nissan. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)