Об угрозах для украинского транзита было известно давно.
Цены на газ в Европе продолжают расти. Сейчас стоимость голубого топлива уже приблизилась к отметке 2000 долларов за 1 тысячу кубометров, и специалисты предупреждают, что это, скорее всего, еще не последний рекорд. На этом фоне Украина теряет свою значимость как главного транзитера российского газа в Европу, поскольку обходной газопровод “Северный поток-2” уже достроен, и начало поставок по нему топлива – лишь вопрос времени. Но и без скандального газопровода маршруты поставок уже обходят нашу страну. Так, Венгрия подписала с Россией контракт, по которому газ пойдет в обход Украины, и с 1 октября транзит по украинскому маршруту в это государство уже прекратился. Официальный Киев обвиняет Будапешт в “зраде”, также достается Германии за продвижение “Северного потока-2” и, конечно же, России, которая сейчас празднует победу. Но гораздо важнее то, что чиновники украинского правительства и НАК “Нафтогаз Украины” ровным счетом ничего не сделали, чтобы минимизировать разрушительные последствия действий Кремля. “Апостроф” разбирался, кто в этом виноват, и что на самом деле нужно было делать.
Объемы транзита газа через Украину снова снижаются. Причиной тому – новый долгосрочный контракт, подписанный между венгерской энергокомпанией MVM Group и российским “Газпромом” о поставках газа в Венгрию. Со следующего года эта страна начнет получать газ из трубопроводов, проложенных в обход Украины. Предусматривается поставка ежегодно 4,5 миллиарда кубометров газа, из которых 3,5 миллиарда кубов будут заходить в Венгрию из Сербии и еще 1 миллиард – из Австрии. Украина эти объемы газа будут обходить с юга по газопроводу “Турецкий поток”, проложенному по дну Черного моря.
“Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что маршрут доставки газа через Черное море гораздо длиннее, чем через территорию Украины, – говорит директор по аналитических исследований DiXi Group Роман Ницович. – Очевидно для того, чтобы склонить венгерскую сторону выбрать именно такой маршрут, Кремль предложил ей некие “политические” скидки. Вопрос в том, какие это будет иметь последствия. Украина имеет богатый опыт того, чем приходится платить за полученные от России скидки”.
Законтрактованный данным соглашением объем газа составляет примерно половину топлива, поставляемого “Газпромом” в Венгрию, рассказал “Апострофу” сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Однако следует быть готовыми к тому, что и та часть, что осталась, в будущем будет сокращаться.
Кстати, как заявил «Оператор ГТС Украины», с октября транзит в Венгрию уже прекратился. Пока неизвестно, идет ли речь об окончательном прекращении или временном, но это является безусловным сигналом того, что нашу страну решительно вытесняют из цепочки поставок газа.
Более того – это представляет угрозу поставкам топлива непосредственно в Украину, так как оно попадает к нам благодаря схеме “виртуального реверса”, то есть не пересекает наш западную границу. Поэтому, если нет транзита, нет и газа для страны – и это подтвердил Оператор ГТС.
При этом проблема уменьшения объемов газового транзита для Украины не нова. Если в 2011 году он составлял более 104 миллиардов кубометров, то в 2020 – уже только 65 миллиардов. А в нынешнем году, скорее всего, через территорию Украины пройдет не более 40 миллиардов кубометров – минимально возможный объем, предусмотренный действующим ныне контрактом (при этом физический объем может оказаться еще меньшим, поскольку “Газпром” обязан не поставлять, а оплачивать не менее 40 миллиардов кубов в год).
По мнению руководителя специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, причиной такого стремительного сокращения транзита является не только враждебная политика России по отношению к Украине, но и недальновидная позиция руководства НАК “Нафтогаз Украины”, которое не сумело предсказать и активно противостоять угрозам со стороны “Газпрома”.
“В течение многих лет Россия строила маршруты транспортировки газа в обход Украины, – говорит Рябцев. – В первую очередь речь идет о южных маршрутах – Турецком и Голубом потоках через Черное море, Балканском потоком. “Нафтогаз” практически не обращал внимания на строительство этих южных коридоров и не оказывал ему значительного сопротивления. Напротив, наша страна даже поддерживала строительство газопроводов ТАР-TANAP, по которым азербайджанский газ попадает на территорию Европы, что также способствует снижению транзита через Украину”.
Зато практически все усилия и средства “Нафтогаза” были направлены на противодействие строительства “Северного потока-2”. Значительные государственные средства тратятся на оплату многочисленных консультантов и лоббистов в США для того, чтобы добиться введения санкций против этого газопровода. Однако очевидно, что эффективность расходования этих средств очень низкая, считает эксперт: “труба” построена, и вскоре по ней пойдет газ.
“При этом слишком большой необходимости бороться против “Северного потока-2” нет, – считает эксперт. – Ведь он, скорее, является альтернативой транзиту газа через Польшу, а не через Украину. Тогда как южные трубопроводы через Черное море и Турцию конкурируют непосредственно с украинским транзитом. И эти газопроводы были построены без помех со стороны Украины. Европейские потребители заключают контракты на закупку газа, который по ним транспортируется. И вот только теперь мы услышали позицию “Нафтогаза” и государства о том, что это вредит интересам Украины”.
Не будет транзита, не будет газа
По словам Геннадия Рябцева, руководство “Нафтогаза” также не приняло необходимые меры для того, чтобы минимизировать ущерб от перехода транзита на другие направления.
“Уже в 2016 году во время слушаний в Верховной Раде практически все эксперты, как украинские, так и зарубежные, согласились с тем, что “Северный поток-2” невозможно остановить, – говорит он. – Поэтому вместо того, чтобы тратить миллионы долларов на оплату услуг американских консультантов и лоббистов, руководству “Нафтогаза” уже тогда нужно было сосредоточиться на вопросах модернизации газотранспортной сети в соответствии с реалиями неминуемого сокращения транзита”.
Особенность украинской ГТС заключается в том, что магистральные и распределительные газопроводы объединены в одну сеть. Из-за этого давление газа у конечных потребителей в регионах Украины зависит от давления в магистральной трубе.
Тем временем, объемы транзита постоянно уменьшаются, и этот процесс будет продолжаться. По мнению Геннадия Рябцева, через три года, по истечении нынешнего контракта с РФ, транзит может сократиться до 15-20 миллиардов кубов в год. Это неизбежно приведет к снижению давления в магистральных трубах. И в результате может сложиться ситуация, при которой целые регионы на юге и востоке Украины могут остаться без газа из-за недостаточного давления в системе.
Поэтому “Нафтогаз” должен был организовать переоборудование распределительных газопроводов для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа потребителям на всей территории государства. Однако на сегодняшний день соответствующие планы, хотя и обсуждаются, но не реализуются, что может в будущем обернуться значительными проблемами при обеспечении газом украинских потребителей.
Кроме этого, несмотря на то, что “Апостроф” уже неоднократно писал об этой проблеме, нельзя не упомянуть о том, что “Нафтогаз” – при руководстве Андрея Коболева и Юрия Витренко – провалил программу увеличения добычи газа, которая на самом деле даже сокращается в последнее время.
Самообеспечение Украины собственным газом, которое предусматривала правительственная программа, возможно, не решило бы всех проблем энергобезопасности государства, но, безусловно, существенно уменьшило бы их количество.
Упущенные возможности
Но главное, это то, что проблемы с загрузкой украинской газотранспортной системы берут свое начало с далеких времен.
“Еще в 2014 г., изучив ситуацию на газовом рынке, МЦПИ обнародовал вывод о необходимости проведения анбандлинга – выделения ГТС из состава “Нафтогаза”, – сказал “Апострофу” украинский дипломат, старший советник Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук. – После этого необходимо было сразу начать переговоры с европейскими институциями, в частности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), о создании международного консорциума по управлению газотранспортной системой”.
Поясним: такой консорциум, выступая от имени всего европейского сообщества, имел возможность договориться с Россией о закупке газа европейскими потребителями на восточной границе Украины. Тогда заказчиком хранения его в украинских хранилищах и транспортировки в Европу были бы европейские энергетические компании, а не “Газпром”.
Сегодня о переносе точек передачи газа для европейских покупателей с западной на восточную границу Украины говорят украинские чиновники, в частности глава НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко. Но сейчас это, похоже, уже поздно.
Очень печально, что когда была возможность изменить ситуацию в пользу Украины, сохранив значительные объемы транзита и не ставя под угрозу поставки газа в нашу страну, что может привести к полноценному энергетическому кризису уже ближайшей зимой, ничего не было сделано.
И здесь возникает вопрос: кто в этом виноват, кто должен нести за это ответственность?
Более семи лет “Нафтогазом” руководил Андрей Коболев, а нынешний глава компании Юрий Витренко некоторое время был в ней топ-менеджером, отвечая за целый ряд ключевых направлений НАК. Миллионные зарплаты и премии обоих, кстати, неоднократно вызывали возмущение и становились поводом для разбирательств.
В результате первого просто уволили, а второй даже пошел на повышение. Не слишком ли большим оказалось вознаграждение за их разрушительные действия? (Виктор Авдеенко, Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)