Энергоэффективность и борьба с изменением климата наиболее обсуждаемые темы в украинском политикуме и экспертной среде. И это не удивительно.
Обеспокоенность экологической безопасностью стоит в перечне вопросов повестки дня не только Украины, но и мира.
Европейское зеленое соглашение, призывающее к решительным и всесторонним действиям в сфере защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата, получило поддержку стран-членов ЕС, а Украина выразила желание не только присоединиться к инициативе, но и стать партнером по достижению определенных целей.
Одним из главных элементов Зеленого Соглашения является введение механизма пограничного углеродного регулирования (CBAM), который будет применяться к импорту углеродоемких товаров во избежание “экологического демпинга” в процессе либерализации торговли.
Для украинских экспортеров механизм в ближайшее время может стать существенным препятствием на пути к дальнейшему наращиванию экспорта и его диверсификации на европейском направлении.
Дополнительные расходы украинских компаний могут увеличиться почти до 600 млн. евро в год. А все потому, что Украина еще имеет углеродоемкую экономику – 0,49 СО2/ВВП (по ППС) по сравнению с ЕС – 0,15 СО2/ВВП (по ППС). Кроме того, Украина имеет преимущественно энергоемкое производство.
Чиновники советуют как можно быстрее проводить масштабную промышленную и энергетическую модернизацию. Но вопрос не в желании компаний модернизироваться – сегодня большинство из них уже приняли бизнес-стратегии, направленные на максимально “чистое” производство – а в финансовых возможностях.
Ответственность за защиту окружающей среды является неотъемлемой частью принятия инвестиционных решений компаний. И в большинстве развитых странах именно бюджетные средства являются важнейшим финансовым инструментом модернизационной политики.
Для стран-членов ЕС, например, Зеленой Соглашением предусмотрено финансирование из бюджета ЕС, Фонда справедливого перехода, частных фондов, подкрепленных государственными гарантиями, международных финансовых учреждений и национальных государственных банков развития.
Украина же такого арсенала финансовых инструментов нет, а главным источником остаются собственные средства предприятий и кредиты.
Недостаточно высокая доходность по одновременно высоких рисков отталкивает бизнес от вложения инвестиций в “зеленую” модернизацию.
Относительно кредитования, то сроки погашения являются краткосрочными и не соответствуют потенциальным периодам окупаемости капитальных инвестиций.
К тому же, стоимость их остается слишком высокой – ставка может достигать 30% в национальной валюте, а требования к залогу несут риск потери имущества.
Многообещающими являются зеленые облигации, финансовый инструмент, который заработал 1 июля 2021 г. Однако его могут себе позволить пока крупные компании.
Для Украины, учитывая ее устремления двигаться “зеленым” курсу кроме декларирования намерений и утверждение концепций, необходимо решить вопрос именно с финансированием, которое в перспективе будет способствовать получению больших прибылей (например, из-за снижения платежей по уплате экологического налога) и хеджировать от скачков цен на ресурсы, позволит снизить энергозатраты и, соответственно, энергоемкость производимой продукции.
Приобщение к Зеленой Соглашения – это не только возможности, это обязательство имплементации европейских климатических стандартов. В Украине же до сих пор отсутствуют убедительные аргументы в пользу отказа от инвестирования в углеродные проекты в противовес “чистым”.
Частой является противоречие: государственное субсидирование углеродистой энергетики при одновременном стимулировании энергоэффективности. Но не достаточны и уровень и качество институциональной поддержки и координации действий органов власти по экологическому финансирования.
Именно государство формирует и реализует экологическую политику, которая сегодня, к сожалению, остается фрагментарной, поскольку в течение долгих лет вопросы экологии часто игнорировалось.
Сейчас ни одна компания не в состоянии самостоятельно справиться с рядом обязательств и требует действий со стороны государства как то прямое бюджетное финансирование современной экологически чистой инфраструктуры, внедрение налогового кредита для инвестиций в экологически чистые проекты, стимулирование коммерческих банков к увеличению объемов и диверсификации инструментов “зеленого” кредитования, изменение экологического налогообложения, благодаря чему налоги станут действенным инструментом защиты окружающей среды, а не только наполнять казну. (Екатерина Маркевич, ведущий эксперт экономических и социальных программ Центра Разумкова, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)