Планируется ли ограничение цен на газ для частных добытчиков, какой механизм может быть использован и как на это смотрят ключевые игроки рынка?
После установки “социальных” цен на газ для государственной “Укргаздобычи” власть готовится закрутить гайки и частным игрокам.
Накануне глава президентской фракции Давид Арахамия сообщил о планах временно запретить добывающим компаниям частного сектора продавать топливо по рыночным ценам, которые в последний месяц достигали 35-40 грн. за куб. м.
Заявление удивило не только участников рынка и профильных экспертов, но и коллег Арахамии из парламента. “Он сказал это как-то быстро и спонтанно, не вдаваясь в глубину вопроса”, – подчеркнул собеседник ЭП.
По данным источников издания, законопроекты об ограничении цен до уровня себестоимости пока не рассматриваются.
Впрочем, депутаты обсуждают другие механизмы, которые бы позволили увеличить поступления в бюджет от частных компаний. С премьером и президентом инициативы пока не соглашались.
Кто добывает больше газа в Украину, действительно государство планирует ограничить цены и какие последствия это может иметь?
Сколько добывает крупнейший игрок
Государственная компания “Укргаздобыча” является крупнейшим игроком рынка. Даже с учетом падения добычи, которое происходит в последние несколько лет, ее показатель составляет 12,7-12,8 млрд. куб. м газа в год.
О введении ценовых ограничений для нее власть не говорит, хотя де-факто они уже действуют. С инициативе президента весь ресурс “Укргаздобыча” с начала 2021 идет на нужды населения по “социальной” цене.
Более того, газа, добывает государственная компания, не хватает даже для населения, ежегодно потребляет 13,4-13,6 млрд. куб. м.
Остальные, около 1 млрд. куб. м, должен покрыть государственный “Нафтогаз”, приобретя этот объем на внутреннем или внешнем рынках.
Учитывая это и с учетом рекордного роста цен на мировых рынках, власти решили обеспечить бюджетные организации “дешевым” газом частных компаний.
Кому принадлежат частные компании и сколько они добывают
Большинство фамилий из этого перечня известны даже рядовому гражданину. Почти все они являются фигурантами первой десятки украинского Forbes.
Так, за семь месяцев 2021 больше газа добыла компания “ДТЭК нефтегаз” Рината Ахметова – 1140000000 куб. м. “Укрнефтебурение” Игоря Коломойского, Виталий Хомутынник и Павла Фукса занимает второе место – 471 млн. куб. м.
На третьем месте – Burisma Group Николая Злочевского с 434 млн. куб. м. Четвертую строчку с 234 млн. куб. м занимает Smart Energy Вадима Новинского.
Замыкает пятерку лидеров Полтавская газонефтяная компания Игоря Коломойского и партнеров – 112 млн. куб. м.
На шестом месте – Geo Alliance Виктора Пинчука, которая за семь месяцев добыла 102 млн. куб. м газа. Ее догоняет компания “Горизонты” львовского бизнесмена Зиновия Козицкого, который входит в сотню самых богатых украинский по версии Forbes.
Есть также немало небольших компаний, фамилии владельцев которых обычному украинцу ни о чем не скажут.
Их с представителями крупного бизнеса объединяет то, что они с настороженностью восприняли заявление председателя партии “Слуга народа” Давида Арахамия о намерении установить ограничения на наценку в сфере добычи газа.
Получить из частных компаний: три сценария
Вечером 13 октября председатель фракции Владимира Зеленского в парламенте в эфире телеканала “Украина24” предложил законодательно обязать частные компании продавать газ по себестоимости.
“Взять всю добычу украинского газа и временно запретить им продавать, как они сейчас делают, по 45 грн. на энергетической бирже, а продавать по себестоимости с минимальной наценкой”, – сказал депутат.
Вопросов это заявление вызвало больше, чем ответов. ЭП обратилась к Арахамия с просьбой дать разъяснения, однако на момент публикации руководитель фракции на запрос не отреагировал.
ЭП также обратилась к его коллег в парламенте, которые должны разрабатывать соответствующую законодательную инициативу. Оказалось, что депутаты удивлены заявлением коллеги не менее участники рынка и профильные эксперты.
“Никаких законопроектов по принудительным ценам по себестоимости у нас нет, и они даже не обсуждаются”, – заверил ЭП один из “слуг”.
“Он (Давид Арахамия – ЭП) это сказал как-то быстро и где спонтанно, не вдаваясь в глубину вопроса. Во-первых, эта идея не совсем правильно. Во-вторых – очень сложная для реализации. Я лично не верю, что она будет реализована “, – говорит собеседник ЭП.
Новый закон
Ограничить цены можно путем принятия закона. Однако, учитывая длительность этого процесса, такой вариант выглядит маловероятным. Газ нужен уже сейчас, а внесение изменений в законодательство может растянуться на месяцы.
Сначала надо разработать проект, а в случае с озвученным Арахамия механизмом необходимо придумать совершенно новую концепцию.
Затем документ должен пройти рассмотрение в профильном комитете, после чего – первое и второе чтение, между которыми могут появиться тысячи поправок.
Если начать разрабатывать такой законопроект сейчас и зарегистрировать его через неделю, то увидеть под ним подпись президента можно будет в конце отопительного сезона.
Конечно, Арахамия может знать немного больше.
Дополнительная рента
Второй вариант, который обсуждают во властных кабинетах, также предусматривает изменения в законодательство. Однако он может быть принят гораздо быстрее.
Речь идет об изменениях в Налоговый кодекс, которыми могут ввести дополнительную ренту, если цены на газ существенно возрастут. То есть достаточно одной налоговой правки.
“Когда газ стоит 250 долларов, то рента не меняется, но когда цена достигает тысячи долларов, то несколько процентов дополнительной ренты были бы приемлемыми”, – говорит источник в правительстве.
Что-то подобное было в “антиахметивском” законопроекте по добыче руды, и как эта инициатива за несколько месяцев превратилась в “проахметовскую”, уже известно.
Впрочем, такой вариант пока обсуждается на уровне депутатов, а в действующей конструкции власти любую инициативу можно воспринимать более-менее серьезно только после ее обсуждения с премьером и президентом.
По данным источников ЭП, на самом высоком уровне этот вопрос пока не обсуждался.
Очередные спецобязательства для газовиков
Третий сценарий, в который мало кто верит, но который не стоит отбрасывать, заключается в ограничении цены за решения правительства.
Возможность такого развития событий косвенно подтверждает заявление главы Совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова по итогам последнего заседания.
Отвечая на вопрос, обсуждался государственное регулирование цен на газ для коммерческих добытчиков, Данилов ответил, что “этот вопрос – на контроле”.
“Мы этот вопрос контролируем. В случае необходимости СНБО срочно будет собираться и принимать соответствующие решения. Все рычаги для этого в законодательстве есть”, – сказал он.
Совет Нацбезопасности не может ограничить цены на газ, однако может поручить “разобраться” Кабинета министров. Правительство может ввести очередное квази-PSO и возложить спецобязательства на участников рынка, в том числе – на частные компании.
Украинцы это уже видели в начале 2021, когда правительство ограничило цену на газ для частных поставщиков на уровне 6,99 грн. за куб. м, хотя рыночная стоимость тогда была намного выше.
В январе глава газового бизнеса Дмитрия Фирташа Артем Компан угрожал обжаловать это решение в суде, а чтобы доказать потери, обещал разложить маржу и даже раскрыть условия контрактов. Правда, у него ничего не получилось.
Добывающие компании – против
В Ассоциации газодобывающих компаний Украины, выражает консолидированную позицию крупнейших игроков рынка (“Укргаздобыча”, ДТЭК, Burisma, “Укрнефтебурение”, Smart Energy, Полтавская газонефтяная компания, “Захиднадрасервис”, Geo Alliance и “Куб-газ”), проанализировали идею об ограничении цен и дали свою оценку.
Ничего хорошего в их прогнозе нет. В заявлении добытчиков отмечается, что такой шаг:
– с точки зрения права – противоречит закону “О рынке газа” и всем реформам по его либерализации;
– с точки зрения производственного процесса – приведет к сокращению рабочих мест и уменьшения выплат в бюджеты (приблизительные потери – до 10 млрд. грн.)
– с точки зрения объемов добычи – падение может составить 10%, что потребует увеличения импорта;
– с точки зрения инвестиций – могут остановиться (ориентировочно “минус” 12 млрд. грн. в течение пяти лет);
– с точки зрения имиджа Украины на международной арене – все понятно.
“Отрасль, которая инвестирует в масштабные, долгосрочные нефтегазовые проекты, не воспринимает ручных, кратковременных и эмоциональных решений”, – подытожили в ассоциации. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)