Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: рост цен на нефть будет сильным и затяжным, – Уолл-стрит

Может ли эпоха дешевой нефти закончиться навсегда? На этот вопрос утвердительно ответили некоторые из крупнейших отделов сырьевых товаров на Уолл-стрит. Крупнейшие банки США повысили свои долгосрочные прогнозы цен, часто на $10/барр. и более, пишет Bloomberg.

В то время как в США сланцевый бум вызвал лозунг “меньше – дольше”, рынок сосредоточился на проблеме изменении климата и снижении аппетита к инвестированию в ископаемое топливо. Вместо увеличения предложения компании вынуждены ограничивать свои расходы, что приводит к структурному недофинансированию нового производства. В долгосрочной перспективе это будет удерживать цены на нефть на более высоком уровне.

“Мой совет клиентам: вы должны долго оставаться на рынке нефти, пока не узнаете, где находится эта равновесная цена, приводящая к формированию новых запасов, – сказал Джефф Карри, руководитель отдела исследований сырьевых товаров в Goldman Sachs Group Inc. – Мы знаем, что она выше текущих уровней, потому что у нас не было значительного роста капиталовложений и инвестиций”.

Как в 2016 году

В понятии дефицита предложения нет ничего нового. После обвала цен в 2014 г. аналитики заговорили о том, что спрос может превысить объемы производства из-за недостаточных инвестиций. Но падение цен на энергоносители из-за COVID-19 в сочетании с насущными экологическими проблемами дает основание думать, что в этот раз все будет иначе.

Количество нефтегазовых буровых установок во всем мире, возможно, восстановилось после минимумов, когда цены на нефть стали отрицательными в прошлом году, но они все еще упали более чем на 30% в начале 2020 г. Текущие цифры сопоставимы с показателями 2016 г., свидетельствуют данные Baker Hughes Co. И это несмотря на то, что мировые цены на нефть близки к 7-летнему максимуму (подразумевается нефть WTI; нефть марки Brent торгуется вблизи 3-летних максимумов, – ek).

Взгляд в будущее

Goldman Sachs прогнозирует, что в 2023 г. нефть будет стоить $85/барр. Morgan Stanley на этой неделе повысил так называемый долгосрочный прогноз сразу на $10 – до $70/барр., в то время как BNP Paribas ожидает, что в 2023 г. цена нефти составит почти $80/барр. Другие банки, включая RBC Capital Markets, предупредили о том, что нефть находится в начале структурного бычьего движения.

Такие оценки означают, что жизненно важный для мировой экономики товар стал структурно более дорогим. Бычьи ожидания по ценам на нефть лежат в основе оценки стоимости акций крупных международных нефтяных компаний, таких как Royal Dutch Shell Plc и BP Plc, капитализация которых составляет сотни миллиардов долларов.

Со стороны инвесторов неуклонно падает аппетит к кредитованию [нефтегазовой отрасли]. На минувшей неделе крупнейшие французские банки заявили, что с начала следующего года сократят финансирование сланцевой нефтегазовой отрасли. Эквадору недавно пришлось удвоить количество банков, которые могли бы предоставить ему кредитные гарантии, поскольку финансовые учреждения не хотят финансировать нефтедобычи в районе Амазонки.

На горизонте нестабильность

Не все поддерживают идею о том, что цены будут оставаться на высоком уровне. В этом месяце Citigroup Inc. заявила, что цена на нефть ниже $30 и выше $60 за баррель выглядит неустойчивой в долгосрочной перспективе. Продолжительная цена выше $50/барр. может увеличить глобальное предложение сырья на 7 млн. барр./сут. (б/с), написали аналитики банка, включая Эда Морса.

“Среднесрочные показатели затрат по-прежнему указывают на диапазон справедливой стоимости от $40 до $55 за баррель”, – подчеркнули эксперты.

Но другие видят, что ситуация меняется, особенно с учетом изменений в США, которые в последние годы фактически превратились в свинг-производителя.

С одной стороны, публично перечисленные США сланцевые компании по-прежнему сдерживают рост добычи. Когда в феврале EOG Resources Inc. заявила, что планирует увеличить добычу, ее акции упали больше всех компаний из списка S&P 500. С тех пор подобных комментариев от производителей было немного, если таковые вообще были.

Вместе с тем, влияние опустошения [нефтеносных полей] становится все более очевидным. В ноябре Пермский бассейн был единственным месторождением в США, показавшим значительный рост добычи из года в год. Согласно отчету Управления энергетической информации (EIA), добыча на остальных американских месторождениях либо не изменилась, либо упала.

Аналогичная ситуация наблюдается в ОПЕК+. В то время как некоторые из ключевых производителей группы заявляют о наличии свободных [добывающих] мощностей, которые они смогут использовать в следующем году, такие нефтедобывающие государства, как Ангола и Нигерия, не в состоянии обеспечить весьма умеренное увеличение производства до новых квот, согласованных участниками группы ОПЕК+ в начале октября.

“Людям очень понравилась думать, что сланцевая нефть [зальет рынки], и у нас нет никаких ресурсных ограничений, – сказал Дэвид Мартин, руководитель отдела стратегии сырьевых товаров BNP Paribas. – Но такие утверждения вызывают у меня массу вопросов”.

А в мире, который тратит меньше денег на ископаемое топливо, вопросы переходят к спросу, который не кажется пиковым в ближайшее время.

Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило в начале октября, что расходы на ископаемое топливо окажутся ниже необходимых, если сохранится текущий рост спроса. Агентство ожидает, что при действующей энергетической политике спрос на нефть начнет снижаться только в 2030-х годах. Однако, по оценкам Morgan Stanley, к 2025 г. предложение может остановить свой рост, что приведет к значительному дефициту нефти.

“Мы работаем на нулевом уровне капвложений при том, что спрос не следует по траектории нулевого уровня, – сказал Мартин Ратс, нефтяной стратег банка. – До конца 2020-х гг. спрос будет превышать 100 млн. б/с. При этом предложение не будет расти при текущих уровнях инвестиций”.

JPMorgan прогнозирует нефть по $190/барр. к 2025 г. Согласно прогнозу торгового дома Trafigura, к концу 2022 г. стоимость барреля нефти может превысить $100/барр.

В текущем году цены на нефть подскочили на 64%, достигнув многолетних максимумов. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version