В сентябре проект “Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах” впервые презентовал 200 крупнейших налогоплательщиков-нефтетрейдеров.
На его основе мы составили рейтинг среди сетей автозаправочных станций. И если розничные бренды известны даже за пределами рынка, то оптовых трейдеров идентифицируют только в профессиональном сообществе, да и то не все. При этом они наряду с розничными операторами обеспечивают добрую половину поставок нефтепродуктов на рынок. Специфика оптового трейдинга заключается в работе на небольших наценках (несколько сотен гривен на тонне), чем можно объяснить небольшие налоговые выплаты, значительно уступающие “розничным” (несколько тысяч гривен на тонне). Между тем отсутствие четкой корреляции между объемами поставок и налоговыми выплатами говорит о том, что в этой сфере ничто оптимизационное оптовикам не чуждо. Мы использовали налоговый рейтинг главным образом для того, чтобы впервые презентовать крупнейших оптовых нефтетрейдеров страны.
- “Альянс Энерго Трейд” (АЭТ): налоги – 219,8 млн. грн., оборот – около 900 тыс. тонн.
Бизнес семьи Адамовых, выходцев из Группы “Альянс”, когда-то управлявшей Херсонским НПЗ, не только сгенерировал для госбюджета Украины в 2020 году рекордную среди оптовиков сумму – более 219 млн. грн., но и позволил занять восьмую строчку в общем рейтинге ТОП-200.
“Альянс Энерго Трейд” – второй по объемам поставщик дорожного битума (286 тыс. тонн в 2020 году). Владеет хранилищами битума, крупным парком битумовозов, асфальтными заводами.
В поставках светлых нефтепродуктов превалирует дизельное топливо, которое АЭТ завозит через диверсифицированную систему направлений. В 2020 году компания наладила в порту Николаева собственную перевалку нефтепродуктов. Годовой объем поставок в 2020-м – около 500 тыс. тонн.
В компании не раскрывают секрет достижения столь впечатляющего “налогового” результата, отмечая, что это закономерный итог ведения прозрачного бизнеса. По-другому “Альянс Энерго Трейду” будет уже сложно работать: компания держит крупные кредитные линии в украинских банках, а недавно получила финансирование в первоклассном европейском банке. На украинском топливном рынке такие лимиты имеют всего 3-4 компании.
- “Гран При Ойл”: налоги – 52,2 млн. грн., оборот – около 750 тыс. тонн.
Оператор имеет четкую специализацию – импорт нефтепродуктов “Лукойла”. Проект стартовал в 2018 году и на сегодняшний день является одним из наиболее надежных источников поставок дизтоплива (около 50 тыс. тонн в месяц) и сжиженного газа (15 тыс. тонн в месяц). Бенефициары проекта не афишируются.
- “Битекс”: налоги – 43,6 млн. грн., оборот – около 100 тыс. тонн.
Третья строчка “налогового” рейтинга оптовиков выглядит несколько неожиданно, ведь “Битекс” сформировала такой платеж всего на 100 тыс. тонн битума, который она завезла в 2020 году из Беларуси и Польши.
“Битекс” – один из старейших поставщиков битума, который еще с 90-х прошлого столетия помнит, как обходились без него. Компания стабильно входит в четверку крупнейших поставщиков битума, работая преимущественно со средними дорожно-строительными компаниями, доедающими крошки и кости, падающие со стола “Большого строительства”.
Бенефициары компании – Александр Шаргородский, Валерий Кравченко и Наталья Прокопчук.
- “Анвитрейд”: налоги – 31,3 млн. грн., оборот – около 700 тыс. тонн.
“Анвитрейд” является форвардом в команде Wexler Group, объединяющей торговые, транспортные и производственные компании. Бенефициар группы – Петр Белз. Начав работу на топливном рынке в конце нулевых, его бизнес взлетел одновременно с запуском нефтепродуктопровода “Прикарпатзападтранс” в 2016 г. Компании Wexler Group смогли не только создать отлаженную систему реализации российского дизтоплива с “трубопроводных” терминалов в Новограде-Волынском (Житомирская обл.), Смыге (Ровненская), Дубриничах и нефтебаз в Центральной и Западной Украине, но и обеспечить экспедирование всего объема “трубопроводного” продукта.
Летом 2019 г. команда нового президента Зеленского инициировала введение пошлины на трубопроводные поставки российского ДТ, в результате чего объемы прокачки резко снизились. В 2020-м “Анвитрейд” диверсифицировал импорт, заключив контракты с белорусскими экспортерами, а также взяв в управление перевалочный комплекс “Стивидоринг-К” в порту “Южный”.
В начале 2021 г. власти оспорили приватизацию “Прикарпатзападтранса”, прокачка продукта остановилась, а управление системой было передано государственной “Укртранснафте”. Петр Белз заявил о планах модернизировать нефтеперевалочный комплекс в “Южном”, а также о намерениях и дальше расширять пул источников поставок, в частности за счет украинских производителей, а также номенклатуру товарных позиций за счет темных нефтепродуктов (мазут, битум, масла).
- “БНК-Украина”: налоги – 28,8 млн. грн., оборот – около 440 тыс. тонн.
“Дочка” белорусского госэкспортера нефтепродуктов не является трейдером в буквальном смысле этого слова. В последние годы это, скорее, транзитно-сервисная компания, через которую украинские покупатели получают белорусские нефтепродукты. В 2021 г. роль “БНК-Украина” заметно выросла: из-за европейских санкций прямые валютные платежи за белорусскую продукцию стали проблематичны, поэтому их начали проводить за гривню через украинскую компанию. Так, если в 2020 году через нее прошло 440 тыс. тонн нефтепродуктов, то за девять месяцев 2021-го – 1,5 млн.
Менеджмент БНК обещает, что вернет украинской “дочке” трейдерский функционал. Уже известно, что компания присматривает нефтебазы и газонаполнительные станции.
- “Арстак”: налоги – 22,6 млн. грн., оборот – около 500 тыс. тонн.
Компания с непонятным названием является одним из самых загадочных, крупных и одновременно молодых трейдеров. Она начала работу в 2018 г. в качестве финансового посредника для поставки топлива завода “Укртатнафта” сети WOG на условиях отсрочки платежа. Благодаря широким финансовым возможностям, за короткое время “Арстак” расширила круг потребителей и стала крупнейшим дилером “Укртатнафты”, продавая 30 тыс. тонн в месяц. В 2020 г. трейдер начал операции по закупке импортных нефтепродуктов, работая с “Анвитрейдом”, “Гран При Ойлом” и той же “Укртатнафтой”, импортирующей большие партии по морю. Объемы достигают 50 тыс. тонн в месяц и включают как светлую, так и темную группы нефтепродуктов, а также сжиженный газ.
“Арстак” связывают с Григорием Суркисом, а точнее, с другом семьи (по другим данным, зятем) Ростиславом Якобсоном. Напомним, что Суркисы во многих проектах являются партнерами Игоря Коломойского – совладельца “Укртатнафты”.
- Западная нефтегазовая компания (ЗНГК): налоги – 18,7 млн. грн., оборот – около 160 тыс. тонн.
Один из старейших оптовых трейдеров, основанный Алексеем Прохоренко и Алексеем Тамразовым. На протяжении многих лет специализацией компании были поставки нефтепродуктов из Беларуси в объеме около 200 тыс. тонн в год. В 2020-м трейдер снизил поставки до 160 тыс. тонн, одновременно диверсифицировав их за счет России. В частности, ЗНГК сумела отличиться дебютной поставкой в Украину бензина производства Московского НПЗ, чем вызвала новую волну негодования внутренних производителей, отмечающих необходимость ограничить импорт из России и Беларуси.
- “Алпен Трейд”: налоги – 15,4 млн. грн., оборот – около 40 тыс. тонн.
Появление украинской “дочки” международного трейдера с азербайджанскими корнями Coral Energy было предопределено активными поставками топлива в Украину начиная с 2015-2016 гг. В последние годы это крупнейший поставщик дизельного топлива и авиационного керосина по морю, хотя он также оперирует и белорусскими нефтепродуктами, причем не только и не столько в Украине.
Весной 2021 г. Coral оказался в центре событий вокруг определения нового оператора поставок нефтепродуктов “Роснефти” в Украину, который должен был прийти на смену швейцарской Proton Energy Group. В новом для себя статусе азербайджанцы пробыли недели три, так и не начав импорт и в итоге уступив место “старшим” братьям в лице Socar.
“Алпен Трейд” начал работу в 2016 г. и торгует преимущественно мелким оптом с нефтебаз в разных уголках Украины. Несмотря на “первое родство”, менеджеры компании часто недоумевают, как некоторые коллеги по рынку умудряются предлагать более конкурентные цены на тот же товар от Coral Energy.
- “БЗТ-Украина”: налоги – 13,9 млн. грн., оборот – около 508 тыс. тонн.
По аналогии с “БНК-Украина”, эта компания является сервисным представительством белорусской “Белзарубежторг” (БЗТ). Последняя, в свою очередь, входит в орбиту управления делами президента Республики Беларусь (по аналогии с нашей ДУСей). Трудно понять, зачем, но БЗТ наделена статусом спецоператора по поставкам белорусского дорожного битума в Украину, по сути, являясь посредником между БНК и украинскими компаниями (хотя по части светлых нефтепродуктов БНК достаточно успешно справляется самостоятельно с куда более крупными объемами). Компания даже не скрывает стоимость своих услуг – 1,16 долл. за тонну. Хлеб свой в БЗТ едят не зря, украинские контрагенты работой довольны.
- “Нафтогаз Ойл Трейдинг”: налоги – 9,2 млн. грн., оборот – около 60 тыс. тонн.
Компания была образована в 2019 г. вскоре после формирования в структуре НАК “Нафтогаз Украины” дивизиона “Нефть” во главе с Николаем Гавриленко. Задача трейдера – торговля нефтепродуктами, приобретаемыми у сторонних производителей, не входящих в структуру НАК. В 2020 г. оборот компании составил около 60 тыс. тонн дизтоплива и бензина, основа которого – белорусский продукт. В текущем году к ассортименту добавился казахстанский сжиженный газ. В “нефтяном” дивизионе не исключают, что когда-то развернутся по-крупному, начав поставки и переработку нефти.
Остались за кадром
Несколько крупных участников оптового рынка не вошли в топ-10, но масштабы их деятельности заслуживают короткого упоминания.
Два украинских производителя – “Укртатнафта” и “Укргаздобыча” – не вошли в рейтинг ТОП-200 по методике его составления авторами.
Начиная с 2019 г. “Укртатнафта” наращивает переработку сырья и на постоянной основе импортирует дизельное топливо и сжиженный газ по морю, выставляя их на оптовый рынок. В 2021 г. свободный объем нефтепродуктов компании оценивается не менее чем в 100 тыс. тонн в месяц. Это сделало Кременчугский НПЗ одним из центров ценообразования в опте. Вес завода продолжит расти: заявлено о намерениях наращивать переработку. В этом году она планируется на уровне 3,2 млн. тонн, а уже в следующем может увеличиться до 5-6 млн. Во всяком случае НПЗ активно проводит мероприятия по модернизации.
Шебелинский ГПЗ госкомпании “Укргаздобыча” в этом году произведет по 150 тыс. тонн бензина и сжиженного газа. Весь объем компания продает на открытых торгах, в том числе и по долгосрочным договорам.
Динамика роста производства на украинских НПЗ во многом будет зависеть от политики государства в сфере выравнивания акцизной нагрузки на моторные топлива по линии бензин-сжиженный газ, а также протекционизма в случае дальнейшей экспансии российских и белорусских нефтепродуктов.
Операторы ОККО и UPG вошли в “розничную” часть рейтинга ТОП-200, хотя параллельно они являются крупными оптовыми продавцами с ежемесячным объемом не менее 20 тыс. тонн дизельного топлива.
По неизвестным причинам, в рейтинг не попали структуры группы “Трейд Коммодити”. Расцвет бизнеса этой структуры пришелся на 2016-2019 гг., когда она была, в частности, крупнейшим поставщиком дизельного топлива и авиакеросина для Минобороны и “Укрзализныци”. В 2020-2021 гг. объемы сателлитов группы – “Фирмы “Фидея”, “Август Пром” и других, снизились, но они остаются активными игроками оптового рынка, а также участниками тендеров госструктур. Основной источник ресурсов – морские поставки через порт Николаева. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)