СНБО не захотело назвать виновников энергокризиса, хотя все фамилии – на слуху.
На Украину стремительно надвигается энергетический кризис и с энергобалансом накануне зимы у нас – большие проблемы. Власть обвиняет в этом олигархов, при этом ни на кого конкретно не указывая пальцем, но почему-то озаботилась этой проблемой лишь сейчас, когда уже начался отопительный сезон. В том, кто на самом деле виноват в сложившейся ситуации, и как можно хоть как-то исправить ситуацию, разбирался “Апостроф”.
Угольная “дыра”
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов 22 октября заявил, что в Украине есть определенный саботаж выполнения решения о создании полного энергетического баланса страны.
“Есть уже три указа президента по поводу вопросов в энергетической сфере. Они все находятся на контроле СНБО. Вопрос с декабря 2019 года тянется, и по этому поводу сегодня была жаркая дискуссия. Потому что до сих пор есть определенный саботаж выполнения решения именно в плане создания полного энергетического баланса Украины”, – сказал он.
Данилов считает, что к этому могут быть причастны олигархи.
“Сегодня мы понимаем, что определенный круг людей, которых в народе называют олигархами, имеет большое влияние на эти отрасли. Мы считаем, что они могут быть причастны к тому, что до сих пор не появился такой фундаментальный документ в нашей стране”, – сказал секретарь СНБО, добавив, что было принято решение о создании рабочей группы, чтобы все происходящее в этой сфере “было публичным и понятным”.
Насколько можно судить по открытым данным, обнародованным Минэнерго, на складах ТЭС и ТЭЦ, по состоянию на 25 октября, было накоплено 701,3 тысяч тонн угля, что более чем в четыре раза меньше плана. При этом в ведомстве настаивают: несмотря на отставание от графика Объединенная энергетическая система Украины работает стабильно.
“Минэнерго в августе обновило график накопления угля в сторону увеличения плановых показателей, исходя из самого критического сценария, включая запуск “Северного потока-2″ и очень низкую температуру зимой. Несмотря на отставание от графика накопления угля на складах ТЭС, Объединенная энергетическая система Украина работает стабильно”, – сообщили в Минэнерго, добавив, что “базовой генерацией является атомная, АЭС производят более половины всей электроэнергии в стране ровным графиком”.
При этом подчиненные министра Германа Галущенко отметили, что маневрирование системы происходит за счет тепловой и гидрогенерации, мощности которых сейчас достаточны для устойчивой работы энергосистемы. Здесь ключевым словом является “сейчас”, ввиду упомянутой выше проблемы с запасами угля. При этом перед стартом отопительного сезона участники энергорынка обращали внимание на то, что многие ТЭС останавливают свою работу из-за катастрофической нехватки угля.
Президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар обращает внимание на то, что угольные проблемы в стране возникают не первый год.
“Мы же понимаем, кто доминирует на угольном рынке – структуры Ахметова. Тем более, что в прошлом году ситуация была такой же – достаточных запасов угля не было, и у нас были проблемы, – сказал эксперт “Апострофу”. – И это, действительно может выглядеть как саботаж”.
При этом, по его словам, есть вопросы и к власти: “А почему вы только сейчас проснулись?”. Этот же вопрос можно адресовать и конкретно СНБО.
“Главная проблема – это отсутствие скоординированной политики на уровне государства. Спохватываются только тогда, когда уже поздно принимать системные решения, и приходится только ситуативно реагировать”, – отметил Гончар.
В свою очередь, руководитель специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев акцентирует внимание на том, что, если Алексей Данилов говорит, что некие олигархи саботируют выполнение решения о создании энергетического баланса страны, он в этом случае должен назвать конкретные имена и фамилии.
“Почему, если он знает, кто виноват, СНБО не принял никаких решений для того, чтобы наказать виновных? Он знает, но молчит? Но, если он молчит, это, что, значит, что он не заявляет о возможном преступлении? Он нарушает украинское законодательство?”, – сказал Рябцев в разговоре с изданием, добавив, что секретарь СНБО прекрасно понимает, что, если он что-то не то скажет, против него подадут в суд за нанесение ущерба деловой репутации.
“Вражеский” импорт
С 10 апреля этого года госкомпания “Укрэнерго” перестала импортировать электричество из РФ (а также Беларуси), остановив практику покупки тока у страны-агрессора, которая была возобновлена властью Украиной осенью 2019 года после практически пятилетнего перерыва.
Главным покупателем более дешевой импортной электроэнергии были структуры олигарха Игоря Коломойского, в первую очередь его ферросплавные заводы. Для него прекращение импорта из РФ означало усиление монопольного положения на отечественном рынке электроэнергии компании ДТЭК другого олигарха – Рината Ахметова, чего Игорь Валерьевич допустить, естественно, никак не мог и всеми силами этому сопротивлялся.
Тем не менее, 25 октября оператор украинской энергосистемы сообщил, что отменяет начавшиеся 22 октября аукционы, на которых планировалось распределить мощности пропускной способности межгосударственных линий электропередач между Украиной, Беларусью и Россией для обеспечения импорта электроэнергии в ноябре этого года.
Такое решение “Укрэнерго” приняла на основании решения Окружного административного суда Киева, который остановил действие Порядка распределения пропускной способности межгосударственных сечений, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Естественно, выгодоприобретателем от такого решения одного из самых одиозных украинских судов стал бы ДТЭК Рината Ахметова, владеющий значительной долей в украинской тепловой генерации и в значительной мере влияющий на цену тока в стране. Но уже вскоре появилась информация, что регулятор не продлил запрет на импорт тока из РФ и Беларуси на ноябрь, а 27 октября “Укрэнерго” уже провело аукцион на доступ к межгосударственному пересечению из РФ для импорта электроэнергии: на ноябрь доступ к пересечению из РФ получили 8 компаний, всего было предложено 2200 МВт.
Естественно, после начала импорта можно ожидать снижения цен на электроэнергию на рынке, да и уголь можно будет сэкономить. В противном случае растущую стоимость электричества могли бы переложить на потребителей, в первую очередь, на бизнес.
Однако необходимость импортировать электроэнергию из России и Беларуси станет поводом в очередной раз порассуждать о том, что украинская энергосистема ненадежна и неспособна синхронизироваться с единой энергетической системой Европы.
Де-факто это означает, что мы снова провороним свой шанс.
Газовые проблемы
На фоне практически постоянно дорожающего газа на европейских биржевых площадках и опасений, хватит ли украинцам топлива на зиму, отечественных потребителей недавно “порадовала” новость о том, что некоторые облгазы вскоре намерены повысить стоимость транспортировки газа на 300-400% – с 1,5-1,7 грн. тариф должен увеличиться почти до 9 грн. Дескать, растут расходы на обслуживание, а сотрудникам нужно проиндексировать зарплаты. При этом подключенные к сетям газораспределения пользователи обязаны вносить плату ежемесячно безотносительно от того, пользовались они газом, или нет.
Абсолютное большинство облгазов в Украине находятся под контролем структур олигарха Дмитрия Фирташа.
“Сейчас мы видим контуры будущей диверсии – неофициально сообщается о кратном увеличении тарифов на доставку газа со стороны облгазов, 70% которых подконтрольны группе Фирташа”, – отметил Михаил Гончар.
Эксперт напомнил события января-февраля этого года в Полтавской области, когда местные распределительные компании подняли свои тарифы, что привело к протестам, которые перекинулись и на другие регионы Украины.
“Кто-то хочет все это повторить, и этот кто-то – это ОПЗЖ плюс подконтрольные фирташевским структурам региональные газораспределительные компании. Поскольку ОПЗЖ – это “пятая колонна” России, то, по сути, здесь готовится сценарий, когда одной рукой ОПЗЖ создает предлог для социального взрыва, поднимая тарифы, а “другой рукой” они будут регулировать эти социальные протесты, требуя уступок со стороны властей, прежде всего, в том, что касается возвращения к прямым закупкам у “Газпрома”. По сути, готовится гибридная спецоперация. И, опять-таки, это – компетенция СНБО”, – добавляет Гончар.
При этом бюджетные учреждения покупают газ напрямую у поставщиков, заключая договоры через систему ProZorro. Но из-за роста цен на газ поставщики не могут выполнить тендерные условия и разрывают уже заключенные договоры, а на новые тендеры не набирается достаточного количества участников. Кроме того, на новые тендеры не выходил “Нафтогаз трейдинг” (входит в структуру НАК “Нафтогаз Украины”), который должен поставлять газ по цене 16,3 гривны/кубометр бюджетным организациям. Словом, ситуация совершенно нерадостная.
Остается отметить, что в вопросах дефицита угля, импорта электроэнергии и будущего повышения тарифа на транспортировку газа “денежные мешки” ориентируются исключительно на максимизацию своей прибыли. И здесь нужно, скорее, винить не олигархов, которые, безусловно, своего не упустят, а родную власть, которая должна создать условия, при которых интересы олигархов не будут противоречить интересам государства. Однако в том, что на Банковой способны просчитывать нужные действия хотя бы на шаг вперед, есть большие сомнения.
“В чем обвинять субъекты хозяйствования? В том, что их целью является получение прибыли? Обвинять можно государство в том, что оно создало такие правила игры, которые (а, точнее, нестыковки в этих правилах игры) финансово-промышленные группы используют в собственных целях. Причем очень эффективно используют, потому что у них работают умные люди – как сейчас принято говорить – эффективные менеджеры. Все эффективные менеджеры работают в ДТЭКе у Ахметова, у Фирташа, у Коломойского, у Пинчука”, – отмечает Рябцев. (Виктор Авдеенко, Денис Захаров, Апостроф/Энергетика Украины и мира)