По данным ученых, разведанные запасы углеводородов закончатся в ближайшее столетие.
Проект “Северный поток” стартовал десять лет назад, когда была введена в эксплуатацию первая нитка газопровода. Накануне 8 ноября, юбилейной даты, эксперты “Парламентской газеты” рассуждают, надолго ли России хватит голубого топлива.
Население Земли, несмотря на все кризисы и проблемы с продовольствием, отсутствием в должном количестве питьевой воды и приемлемых условий жизни, тем не менее, неуклонно прибавляет в весе и, по прогнозам экспертов, к 2050 г. должно увеличиться примерно на два миллиарда человек. А с ними вместе умножатся и потребности в товарах и еде, которые пока еще из воздуха делать не научились. Их по-прежнему производят промышленным способом, а значит, будет расти спрос на энергоносители.
И хотя в Европе решительно настроены “озеленить” лет через тридцать половину своих энергомощностей, технологии производства электричества за счет ветра и солнца не дешевы и нет оснований думать, что в ближайшие десятилетия ситуация изменится. А это значит, что отказываться европейцам от более привычного энергоносителя – природного газа и нефти – преждевременно. А России – тем более. Напротив, нужно разумно пользовать ресурсы, а получаемые доходы направлять в крупные инфраструктурные проекты, образование и науку.
Растет население, растет и потребление
Многие развивающиеся экономики сегодня переживают исторически интенсивный период урбанизации и индустриализации. Им всем нужна энергия, причем в большом количестве и сейчас, а не через годы.
А если учесть, что заявленный переход на “зеленую” энергетику потребует половину годового планетарного ВВП (примерно в 40 триллионов долларов), то неясно, как совмещать растущие потребности с экологической повесткой. Взять деньги на переустройство энергосистем одномоментно неоткуда, а риски нехватки тепла и света без традиционного углеводородного сырья возникают постоянно.
Это подтверждают и события последних месяцев, когда европейцы вынуждены были расконсервировать угольные теплоэлектростанции, чтобы покрыть энергетический дефицит. Не совсем, прямо скажем, соответствует “зеленой” теме.
Словом, одних желаний мало, а прогнозы с отдаленными горизонтами планирования снижения углеродного следа, неизбежно сопряжены с ошибками.
Россия в этом плане более сдержанна: признавая полезность общемировой “зеленой” повестки, тем не менее прагматично наращивает энергетический потенциал, который выгоден и нам, и Европе. “Северный поток – 1”, а следом и завершенный недавно “Северный поток – 2” – прямое тому доказательство.
По мнению Игоря Ковалева, профессора, первого замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, мощный газопровод для России можно расценивать сегодня как важнейший транспортный маршрут, позволяющий значительно сократить риски, и прежде всего политические, “связанные с существующими маршрутами, в частности, газотранспортной системой Украины”.
“Помним газовые войны, попытки отбирать несанкционированные объемы газа из трубы, – перечисляет эксперт. – А есть еще и неполитические риски – ветхая украинская газораспределительная система, износ которой, по разным оценкам, составляет от 80 до 90 процентов. И никто деньги не вкладывает в модернизацию, реконструкцию и ремонт”.
Поэтому Россия в ближайшие годы свои позиции наверняка сохранит, уверен Ковалев, в том числе, потому что трубопроводный газ значительно экологичнее природного сжиженного газа. “Северный поток – 2” – важнейший инструмент для сохранения и усиления наших позиций на мировом и европейском газовых рынках, отметил он.
Постиндустриальное голодание
И все-таки система энергопотребления в Европе мало-помалу трансформируется. Помимо внедрения технологий энергосбережения также меняется и структура экономики. Большинство западноевропейских стран – это страны постиндустриальные.
“Есть Германия – крупный производитель товаров, машин и оборудования, а есть Великобритания, где финансовый сектор дает более 80 процентов всего валового национального продукта. А промышленный сектор многие десятилетия здесь неуклонно сокращается. И понятно, что для содержания офиса банка нужно гораздо меньше электроэнергии, чем для работы предприятия по сбору автомобилей”, – отметил Игорь Ковалев.
Поэтому необходимы сложные расчеты, чтобы оценить перспективы дальнейшего энергопотребления Старого света. Хотя и с твердостью можно сказать, что на ближайшие годы нет опасностей замены трубопроводного природного газа из России, уточнил эксперт.
“Альтернативная энергетика существенно дороже газовой и требует серьезных дотаций. В условиях экономического кризиса, который вызван пандемией, тех проблем, которые мы каждый день видим по телевизору, я не думаю, что будет слишком много возможностей вкладывать дополнительные ресурсы и компенсировать эту дорогую зеленую энергетику”, – отметил ученый.
Судьба энергоносителей, взгляд из Европы
Игорь Ковалев напомнил, что к 2040 году европейские страны намерены в значительной степени перейти на зеленую энергетику, и эта тема с повестки не снимается. Так, с 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов.
Но сможет ли Европа перенастроить свою энергосистему на новый лад в сжатые сроки? Однозначного ответа нет. Международное энергетическое агентство выпустило недавно доклад, в котором представило три сценария развития события на международном энергетическом рынке.
Согласно документу, спрос на нефть в конечном итоге снижается во всех сценариях, хотя сроки и скорость падения сильно различаются. По одному из прогнозов, наивысший уровень спроса достигается в середине 2030-х годов, и снижение происходит постепенно. В другом сценарии за пиком вскоре после 2025 года следует снижение до 75 миллионов баррелей в сутки к 2050 году. Сейчас, по данным ОПЕК, ежесуточный спрос достигает 100 миллионов баррелей.
Между тем спрос на природный газ, про прогнозам международных специалистов, увеличивается во всех сценариях в течение следующих пяти лет, но после этого наблюдаются резкие расхождения. Многие факторы влияют на то, в какой степени и как долго природный газ сохранит свое место в различных секторах по мере ускорения перехода к чистой энергии.
К тому же не следует забывать о потенциальных уязвимостях энергосистем, отмечается в докладе. Экстремальные погодные явления за последний год высветили риски неконтролируемого изменения климата, и энергетический сектор почувствует их последствия.
“Сегодня мировая энергетическая инфраструктура уже сталкивается с растущими физическими рисками, связанными с изменением климата, что подчеркивает настоятельную необходимость повышения устойчивости энергетических систем”, – говорится в докладе.
Михаил Делягин, депутат Госдумы (“Справедливая Россия – За правду”) уверен, что, если не произойдет никаких катаклизмов, спрос на газ в физическом выражении будет только расти.
“Но никто не знает, откуда возьмется 45% нефти и газа, которые предполагается потреблять в Европе в 2040 г. Ведь к тому времени месторождения выработаются”, – прогнозирует политик.
В целом же, по словам Михаила Делягина, газа “на наш век хватит”.
А с “Северным потоком” достанется еще и европейцам, причем по выгодным для России ценам, уверен Игорь Ковалев. “Никто не будет строить дорогу, если у вас нет автомобилей. Так и здесь – никто бы не строил газопровод, если бы не было уверенности, что разведанных и перспективных месторождений хватит для того, чтобы заполнить трубу”, – пояснил он.
По словам эксперта, проект газопровода просчитан и на ближайшие десятилетия запасов газа в России “явно хватит на то, чтобы его поставлять”.
Относительно возможной постройки новых транспортных нефте- или газопроводов в Европу Ковалев предложил на этот вопрос не торопиться отвечать.
“Все будет зависеть от того, насколько “зеленая” повестка в странах Евросоюза будет активно продвигаться в направлении развития альтернативной энергетики, – пояснил он. – Имеется в виду ветровая и солнечная генерации. Нужно посмотреть, насколько меняться будет в связи с этим потребность стран Западной Европы в углеводородном сырье, в том числе и природном газе”.
Однако сырье не бесконечно, нужна геологоразведка
Гендиректор “Росгеологии” Сергей Горьков призывает не торопиться заявлять об истощении запасов нефти в России и в мире в целом. Нефти хватит на столько, насколько будут развиты технологии, сказал он в интервью РБК.
По его словам, в последнее время не обнаруживается крупных месторождений-гигантов, но компании еще не начинали добычу нефти на шельфе на глубине больше 500 метров. А изученность Мирового океана – всего 10%. То есть человечество, в принципе, не понимает до конца, какими обладает богатствами.
При нынешних уровнях добычи в России запасов нефти хватит на 59 лет, газа – на 103 года, считает глава Минприроды Александр Козлов. Но, по его словам, запасы можно увеличить, если вкладываться в геологоразведку.
С этим пока туговато. В “Росгеологии” сообщают, что за минувшие четверть века разведали в десять раз меньше, чем за предыдущие годы, многие еще советские месторождения истощаются. По оценкам специалистов, газа хватит на 70 лет, нефти – на тридцать. Об этом пишет РИА “Новости”.
По данным РБК, в 2019 году Россия побила постсоветский рекорд, добыв 568 миллионов тонн нефти и конденсата. Добыча газа составила 692,33 миллиарда кубометров.
А в прошлом году добыча нефти и газового конденсата снизилась на 8,6%, до 512,68 миллиона тонн. Это следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).
В начале апреля 2021 г. на тот момент глава Роснедр Евгений Киселев в интервью “Российской газете” говорил, что запасов нефти в России хватит на 58 лет, из них рентабельных – только на 19 лет.
Михаил Делягин напомнил, что единственное новое крупное месторождение нефти, которое сейчас разрабатывается, – это “Восток Ойл” в Красноярском крае.
Оно включает в себя действующие месторождения: Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное, а также новые уникальные по запасам месторождения – Пайяхское, Западно-Иркинское и другие. Общая ресурсная база по проекту “Восток Ойл” превышает 6 миллиардов тонн нефти. По качественным характеристикам нефть с этих месторождений превосходит сорт Brent.
“Северный поток -1”
В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту “Северный поток” был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети), который был подтвержден в 2006 году. Это означает, что “Северный поток” имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы. В апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода. В ноябре 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки “Северного потока”, в октябре 2012 года – второй. Их совокупная мощность – 55 миллиардов кубических метров газа в год. Протяженность – 1224 километра.
“Северный поток – 2”
В октябре 2012 года акционеры “Северного потока” приняли решение, что строительство третьей и четвертой нитки газопровода – экономически целесообразно и технически осуществимо, сообщается на сайте “Газпрома”. Позже проект строительства получил название “Северный поток-2”. В апреле 2017 г. Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода. Пять европейских компаний предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта. Ранее, в 2016 году, “Ведомости” сообщали, что строительство газопровода обойдется в 8 миллиардов евро. Совокупная мощность двух ниток “Северного потока – 2” – 55 миллиардов кубических метров газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность “Северного потока” и “Северного потока – 2” составляет 110 миллиардов кубометров газа в год.
“Сила Сибири”
В настоящее время магистральный газопровод “Сила Сибири” транспортирует газ с Чаяндинского месторождения – базового для Якутского центра газодобычи – российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай. В конце 2022 г. подача газа в “Силу Сибири” начнется еще с одного месторождения – Ковыктинского, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи. Протяженность газопровода – около 3000 километров, экспортная производительность – 38 миллиардов кубометров в год. Трасса газопровода проходит по территориям трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области.
“Турецкий поток”
Новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая из двух ниток газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Суммарная мощность “Турецкого потока” составляет 31,5 миллиарда кубических метров (по 15,75 миллиарда кубометров каждая нитка). Поставки газа по “Турецкому потоку” начались в январе 2020 г. (Парламентская газета/Энергетика Украины и мира)