Как в рыночных условиях промышленным потребителям получить более прогнозируемые цены на электроэнергию?
Мы уже два года работаем в условиях наибольшей реформы энергетической отрасли.
За это время фундаментальные вопросы, которые должен был решить новый рынок (перекрестное субсидирование, несовершенство механизма ценообразования), не решены.
Наоборот – на новом рынке появились новые проблемы, которые усугубляют энергокризис, но некоторые шаги по изменению ситуации заслуживают внимания.
В 2019 г. в Украине были введены четыре рынка: двусторонние договоры (РДД), балансирующие, на сутки вперед (РДН) и внутрисуточный рынок (ВДР) вместо Единого централизованного продавца и покупателя.
Такую реформу энергорынка некоторые страны Европы осуществляли осторожно, со сроком реализации до десяти лет. Мы же за период функционирования нового рынка пришли к ряду проблем, которые нивелируют все выработки и не дают понимания необходимости и важности либерализованного рынка для потребителя.
Наиболее сложным и неурегулированным остается вопрос ценовых искажений, характерных для всех введенных сегментов рынка.
Сложилось так, что цена на РДН (формируется сегодня на завтра) стала индикативом цен на электроэнергию по всей стране. Есть пример ЕС, где вначале страны ввели торговлю электроэнергией по форвардным контрактам (биржевая торговля) с долгосрочными условиями снабжения.
Был сформирован рыночный индикатив цены, а потом уже развивались сегменты РДН, ВДР, на которых маркетмейкером цены стала цена, сформированная на бирже.
Повышение не за горами. Кто заплатит за дешевую электроэнергию для населения, и какова его реальная стоимость?
Отмечу, что либерализация рынка, к которому все мы стремимся, предусматривает единый механизм ценообразования на электроэнергию для всех категорий потребителей. Именно по таким принципам живут Европа и весь мир.
У нас тариф для населения до сих пор не был приведен к экономически обоснованному. Тарифы являются льготными и внедрены благодаря внесению изменений в механизм PSO – специальных обязанностей, возлагаемых на производителей и поставщиков электроэнергии для обеспечения общественных интересов.
Рыночная цена в Украине устанавливается только для бизнеса. Именно для этого сегмента потребителей цена формируется в условиях нового рынка.
По данным Оператора рынка, в конце октября цена для бизнеса на рынке РДН составила 2 513,26 грн. за МВт-ч, а с 1 ноября цена в объединенной энергосистеме Украины выросла на 27,7% до 3 208,11 грн. за МВт-год.
В условиях мирового энергокризиса цена на электроэнергию должна быть хотя бы частично прогнозирована благодаря выверенной внутренней организации рынка. Весь мир работает по долгосрочным договорам. Любой участник рынка хочет прогнозировать стабильные доходы и планировать свой бюджет.
На рынке электроэнергии именно рынок двусторонних договоров ценообразующий. В Украине тоже наблюдается тенденция перехода на долгосрочные договоры. Когда рынок стартовал, доля РДН и ВДР в общем потреблении электроэнергии в Украине составила 34%, затем уменьшилась до 30%.
28 июля 2021 года Кабмин одобрил постановление, которым обязал все генерирующие компании продавать электроэнергию через биржевой аукцион. 22 сентября правительство приняло изменения в это же постановление, которое его уточняло и дополняло. Это стало значительным шагом для продвижения рынка двусторонних договоров в Украине.
Еще одним важным решением для ухода от ценообразования с привязкой к РДН и формированием цен на электроэнергию на основе цены на рынке двусторонних договоров (РДД) стал запуск в сентябре на Украинской энергетической бирже (УЭБ) публикаций месячного индекса цены на электроэнергию в месяц вперед.
Параллельно мы видим, как генерирующие компании начали выходить на биржу с лотами продаж не только базовой нагрузки, но и других продуктов: отдельных часов, пиковой нагрузки, внепечной нагрузки, ночных часов.
Именно такие шаги важны для развития открытого либерализированного рынка по формированию справедливого рыночного ценообразования. Параллельно поставщики изменяют стратегию работы с потребителями.
Значительные ценовые колебания в течение двух лет заставили участников рынка хеджировать риски, диверсифицировать клиентские портфели, расширять возможности выбора ценовых предложений в зависимости от рода деятельности, объемов и графиков потребления, сезонной деятельности и производственной потребности клиентов.
Остро встал вопрос о надежности поставщика. На начальном этапе на энергорынок зашло значительное количество компаний-трейдеров, потеснивших долю производителей в структуре продаж. Однако сейчас мы уже видим, кто работает на перспективу, меняет подходы в работе, а кто временный участник.
Рынок – сложный механизм. Наша страна не имеет такого большого опыта, как страны ЕС, однако энергетический кризис в мире стимулировал нас улучшать работу рынка. (Руслан Чайковский, директор ООО “Энерго сбыт транс”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)