Постпандемийный год принес мировому сообществу резкое увеличение потребления энергоресурсов. Мировые цены на них растут, практически ежедневно устанавливая рекорды. А вот запасы находятся на минимальных уровнях.
Энергокризис коснулся и стран Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана.
Даже у соседей, которые являются экспортерами ГСМ, растут цены на топливо и его не хватает. Ближайшие прогнозы экспертов говорят о том, что ситуация далека от стабилизации, а ждать понижения цен пока не стоит.
Очереди на заправках
Великобритания столкнулась с дефицитом топлива на автозаправках 23 сентября, когда нефтяная корпорация BP объявила о закрытии нескольких десятков АЗС. Возник ажиотаж: автовладельцы скупали весь бензин на заправках. Они заливали топливо не только в баки, но и в канистры.
В результате дефицит топлива возник на каждой третьей АЗС BP.
Об ограничении продаж на сумму 30 фунтов в одни руки (около 15-20 литров) заявил EG Group (сеть АЗС Asda). Заявления привели к паническим покупкам бензина. В стране тогда закрылись от 50 до 90 процентов заправок (в зависимости от региона), а к еще работающим АЗС выстроились километровые очереди.
“Сегодняшняя ситуация на британском рынке сложная. Недавно средняя цена бензина достигла отметки почти 1,7 евро за литр. Представитель по топливу Королевского автомобильного топлива Саймон Уильямс сообщил: если нефть дойдет до $100 за баррель, то средняя цена бензина может достичь 2 евро за литр. Он призвал власти временно снизить НДС на топливо”, – рассказал глава Союза нефтетрейдеров КР Заур Кипкеев.
Нормирование ГСМ в Китае
В Китае также нормируют горючее. По сообщению агентства Bloomberg, АЗС на юго-западе и востоке Китая ограничили продажи дизельного топлива. Из-за роста цен достаточные его объемы удается получить с трудом, утверждает пекинская медиагруппа Caixin Global со ссылкой на автодилера из северной провинции Хэбэй.
Перебои с горючим в Китае могли возникнуть из-за проблем с электричеством.
Значительные объемы дизельного топлива понадобились для электрогенераторов в условиях продолжающегося энергетического кризиса. Отключения электроэнергии в Китае продолжаются, многие предприятия экспортной зоны в провинции Чжэцзян из-за этого сократили производство.
По данным Goldman Sachs, 44% китайских предприятий столкнулись с нехваткой электроэнергии из-за введенных ограничений в часы пик.
Как отметил аналитик финансовой группы “ФИНАМ” Анна Зайцева, энергокризис в Китае вызван снижением угольной генерации. Это может привести к частичному замещению угля нефтью и газом, а это будет способствовать росту спроса на них. В условиях дефицита на рынке нефти это может стать дополнительным драйвером для дальнейшего роста нефтяных цен.
Импортный дизель Казахстана
Средняя стоимость дизельного топлива в Казахстане, по данным портала “Колеса”, на первое ноября 2021 года составила 230 тенге за литр. С начала сентября оно подорожало на 15,6 процента. Перед этим резкий скачок цен зафиксировали в конце мая и начале июня. С начала года цены на дизельное топливо выросли на 25,5 процента.
В начале октября Казахстан начал покрывать дефицит дизеля новыми поставками из России.
Бензин у соседей также растет в цене. На первое ноября средняя стоимость АИ-92 составила 178,2 тенге. За месяц она увеличилась на 3 процента, с начала года – на 19 процентов.
В течение года в Казахстане наблюдались проблемы сначала с наличием бензина на заправках, а осенью – дизельного топлива. Водители грузовиков в Актюбинской области даже протестовали против его нехватки.
Экономист Галымжан Айтказин уверен, что “ситуация на рынке ГСМ ставит Казахстан в невыгодное положение, при котором внутренний рынок сталкивается с “дефицитом” топлива и цены растут, а выгоду из ситуации получают соседние страны”. С этим что-то надо делать. Первое и очевидное решение: постепенное повышение и выравнивание цен на ГСМ в Казахстане на один уровень с соседними государствами. Вероятно, это произойдет к 2025 году.
Нет регулирования, растут цены
С начала года цены на бензин в Узбекистане выросли в среднем на 28,2 процента, следует из данных Госкомстата. В последние дни пользователи соцсетей сообщают о росте стоимости бензина Аи-91. В Минэнерго сообщили, что цены на Аи-80 сдерживаются за счет интервенций на внутреннем рынке.
Стоимость Аи-91, Аи-92 и Аи-95 зависит от конъюнктуры мирового рынка.
При этом Узбекистан в январе – сентябре 2021 года в 1,9 раза увеличил импорт бензина, до 289 миллионов литров, почти половина приходится на топливо из России. Автовладельцы из-за роста цен массово переходят на газ и ждут запуска электромобилей.
Топливный кризис в Таджикистане
Таджикистан в условиях резкого роста цен на ГСМ сократил их ввоз. В январе – августе, по официальным данным, страна импортировала около 389 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму $234 миллиона. Для удовлетворения своих нужд республика импортирует горюче-смазочные материалы из России, сжиженный газ – из Казахстана.
Импорт топлива по весу сократился на 6 процентов, а стоимость – выросла на 17,8 процента по сравнению с тем же периодом 2020 г.
Розничная стоимость бензина на заправках страны за восемь месяцев 2021 г. выросла на 58,9 процента, сжиженного газа – на 80 процентов, дизельного топлива – на 39,4 процента.
Рост стоимости автомобильного топлива в Таджикистане наблюдался с начала года, а резкое подорожание – с марта. Поставщики объясняют беспрецедентное повышение стоимости нефтепродуктов подорожанием нефти и ростом цен в странах-экспортерах. (24.kg/Энергетика Украины и мира)