Не так давно зеленое инвестирование ассоциировалось с высоким моральным обликом, но оно не было широко распространено. Повышение осведомленности о климате, сдвиги в политике и инвесторы, требующие социально и экологически сознательных вариантов, меняют ситуацию, передает oilprice.
За последние полвека инвестиции в ESG (экологическое и социально ответственное управление) превратились в крупнейшую глобальную тенденцию. Ежегодно на рынок ESG, стоимость которого оценивается в $30 трлн., поступает $3 трлн. новых инвестиций.
Зеленые облигации стали новейшим повальным увлечением в секторе ESG. В настоящее время французская компания Amundi, управляющая активами на сумму 1,729 трлн. евро, является крупнейшим в мире эмитентом зеленых облигаций. Этот рынок действительно переживает бум – в 2020 г. правительства и компании выпустили зеленые облигации на сумму $297 млрд. Прогнозы на 2021 г. составляют $500 млрд., на 2022 – $1 трлн.
Теперь сектор зеленых облигаций привлек совершенно неожиданных покупателей – нефтедобывающие государства.
Зеленые облигации
Решение климатического кризиса обойдется недешево. По оценке Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (IPCC), на период до 2050 г. сдерживание повышения температуры на уровне менее 2°C потребует инвестиций в размере примерно $3 трлн. в год. Чтобы собрать эти огромные суммы, правительства и корпорации по всему миру все чаще обращаются к рынку зеленых облигаций.
Зеленые облигации, по сути, работают как обычные облигации, но с одним ключевым отличием: собранные деньги используются исключительно для финансирования зеленых проектов, таких как возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и зеленые здания.
В условиях, когда страны по всему миру активизируют свои усилия по сокращению выбросов углерода, рынок зеленых облигаций переживает бум. Так, в октябре Европейский Союз выпустил зеленых облигаций на сумму около $14 млрд., что стало максимальной суммой за всю историю. Поступления от облигаций будут использованы для финансирования таких проектов, как исследовательская платформа для энергетического перехода в Бельгии и ветряных электростанций в Литве. Заказы превысили количество ценных бумаг, доступных по сделке с ЕС, более чем в 11 раз.
Нефтедобывающие государства начинают осознавать это явление. Суверенный фонд Саудовской Аравии с бюджетом в $430 млрд. планирует объявить о своем первом выпуске экологических долговых обязательств, поскольку он стремится привлечь инвестиции в ВИЭ и другие устойчивые проекты. Один из таких проектов – зеленый мегаполис Неом, расположенный на севере королевства.
Правительство Саудовской Аравии объявило о планах строительства зеленой водородной установки стоимостью $5 млрд., которая будет обеспечивать энергией Неом, когда она откроется в 2025 году. Водородная установка, получившая название Helios Green Fuels, будет использовать солнечную и ветровую энергию для выработки 4 ГВт чистой энергии, которая будет использоваться для производства водорода.
Но вот главный довод: Helios может производить водород, который обойдется дешевле нефти.
По оценкам Bloomberg New Energy Finance (BNEF), затраты Helios могут упасть до $1,50/кг к 2030 г. Это намного дешевле, чем средняя стоимость зеленого водорода из расчета $5/кг, и даже дешевле, чем серый водород, полученный при крекинге природного газа. Саудовская Аравия имеет серьезное конкурентное преимущество в бизнесе экологически чистого водорода благодаря постоянному солнечному свету, ветру и обширным участкам неиспользуемой земли.
Фактически Saudi Aramco сообщила инвесторам, что отказалась от ближайших планов по развитию своего СПГ-сектора в пользу водорода. Aramco заявила, что ближайший план королевства состоит в том, чтобы производить достаточно природного газа для бытовых нужд, прекратить сжигание нефти на своих электростанциях и преобразовать остаток газа в водород. Голубой водород получают из природного газа с помощью парового риформинга метана (SMR) или автотермического риформинга (ATR) с улавливанием и хранением образовавшегося CO2.
Соседи Саудовской Аравии тоже участвуют в этом процессе.
В этом году крупнейший контролируемый государством банк ОАЭ выпустил экологические долговые обязательства на сумму не менее $1,36 млрд. В октябре агентство Reuters сообщило, что государственная нефтяная компания Qatar Energy планирует выпуск зеленых облигаций на сумму несколько миллиардов долларов.
Законные облигации или гринвошинг?
В течение многих лет Big Oil (группу крупнейших нефтяных компаний, – ek) упрекали за ее огромную роль в изменении климата и даже критиковали за попытки полировать свой “зеленый” авторитет нерешительными попытками инвестировать в экологически чистую энергию, также известными как гринвошинг (англ., в контексте статьи отмывание грязных технологий с помощью зеленого пиара, – ek). Обвинение представляется вполне заслуженным, учитывая, что сектор направляет лишь незначительную часть своих капитальных затрат на ВИЭ. И это при том, что сегодня на его операционную деятельность приходится 15% глобальных выбросов парниковых газов.
Теперь такие страны, как Саудовская Аравия, рискуют попасть в ту же ловушку, что и Big Oil, если их дорожные карты по добыче нефти хоть как-то указывают на это.
Саудовская Аравия, крупнейший производитель нефти в мире, объявила о планах дальнейшего увеличения добычи нефти с нынешних 12 млн. барр./сут. (б/с) до 13 млн. б/с к 2027 г. Государственная нефтяная компания ОАЭ ADNOC заявила, что увеличит добычу нефти на 25% – до 5 млн. б/с к 2030 г. Катар продолжает вкладывать значительные средства в африканские месторождения нефти и строит крупнейший в мире терминал сжиженного природного газа (СПГ).
Недавнее исследование, проведенное голландской компанией по управлению активами NN Investment Partners, показало, что рынок зеленых облигаций в настоящее время чреват различными юридическими проблемами – 15% всех выпусков зеленых облигаций “поступают от компаний, занимающихся спорной практикой, противоречащей экологическим стандартам”.
Нефтедобывающая страна может легко нарушить дух зеленых облигаций, например, используя ископаемое топливо для производства “зеленого” водорода. И это не надуманная идея: недавно фонд Amundi пригрозил отказаться от участия в государственном банке Индии после того, как выяснилось, что это финучреждение финансирует угольную шахту в Австралии.
Проведение четких границ между денежными пулами и их расходами требует высокой степени прозрачности, чем, к сожалению, не славятся такие страны, как Саудовская Аравия и Катар. Это указывает на реальную и срочную необходимость разработки четких стандартов и критериев с высокой степенью детализации по мере роста этого рынка.
Рост затрат на солнечную энергетику, который включает в себя увеличение цен на сырье и оборудование, а также перебои в цепи поставок, могут задержать или даже привести к отмене реализации более половины проектов в сфере солнечной энергетики. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)