Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как облгазы усиливают монополию при ведении онлайн-кабинетов

После смены поставщика облгазы продолжают переманивать клиентов к своему поставщику, используя монопольное положение.

Не так давно клиенты Газопоставляющей компании “Нафтогаз Украины” (COD) столкнулись с ситуацией: сменив поставщика газа, они продолжают получать сообщения с призывами вернуться к своему старому поставщику – обгазсбыту.

Эти сообщения поступают через электронный кабинет на сайте 104.ua, где клиент обычно передает облгазу показатели своего счетчика.

Что не так с этой практикой и почему, по нашему мнению, она незаконна.

Важно помнить, что основным принципом работы облгаза (оператора системы распределения) должно быть его отделение и независимость от других видов газового бизнеса, в том числе поставки газа.

Хотя онлайн кабинетами пользуются не все потребители газа, он вместе с ежемесячной платежкой являются основными каналами донесения важной информации и продвижения услуг поставщика.

Именно поэтому использование онлайн кабинетов облгаза для продвижения только отдельных поставщиков вызывает много вопросов.

Проблема 1: объединенный кабинет облгаза и его дружественного поставщика

Некоторые облгазы и связанные с ними поставщики газа предоставляют общие личные онлайн-кабинеты потребителям.

Это, например, является практикой облгазов, объединенных под брендом РГК и связанных с ними поставщиков, которые с недавних пор используют бренд “Твой газсбыт”.

К примеру, потребитель живет в Киевской области и его поставщиком является ООО “Киевоблгазсбыт”. Он имеет один онлайн кабинет, где может решать все свои газовые вопросы (передавать показатели, платить за газ и доставку и т.д.).

Если же потребитель меняет поставщика, то он упускает эту возможность. У него остается онлайн-кабинет на 104.ua (кабинет с информацией от облгаза), а доступ к кабинету поставщика должен получить отдельно.

Таким образом, потребителю с новым поставщиком нужно заново регистрироваться, хранить данные входа и в дальнейшем проводить необходимые действия через два электронных кабинета. Это очевидно создает неудобства для клиента.

В этой ситуации есть важная конкурентная проблема: сервис общего кабинета доступен только поставщикам, связанным или дружественным с облгазом! Запросы независимых компаний на подобную интеграцию облгазы просто игнорируют.

Следовательно, связанные поставщики получают существенное рыночное преимущество, которое недоступно для других поставщиков. Здесь мы видим очевидные признаки дискриминации как независимых поставщиков, так и изменивших поставщика потребителей. Ибо выходит, что такие потребители находятся в худшем положении по сравнению с теми, кто не меняет поставщика.

Жалобы на эту проблему игнорируются и энергорегулятором НКРЭКУ, и Антимонопольным комитетом. НКРЭКУ должна принять меры для ее решения: либо обязать облгазы предоставлять общий сервис любым поставщикам, либо запретить такой общий сервис до тех пор, как его предоставление всем поставщикам не станет возможным.

Иными словами, связанные с облгазами поставщики будут продолжать работать в неодинаковых условиях с независимыми поставщиками и навязывать свою рекламу потребителям.

Проблема 2: личный кабинет потребителя на сайте 104.ua

Интересно, что личные кабинеты своих потребителей облгазы снабжают через сайт 104.ua. Как указано в соглашении с пользователем и политике конфиденциальности, размещенном на этом сайте, его владельцем является ООО “104.ЮА”.

В свою очередь, участником этой компании является ООО “Региональная газовая компания” с двумя никому не известными “конечными бенефициарами” – гражданами Кипра (о структурировании газовых активов в группе РГК и проблемах, связанных с этим, мы уже писали ранее).

Потребитель, желающий создать онлайн-кабинет для взаимодействия с облгазом, заходит на этот сайт и предоставляет именно ООО “104.ЮА” согласие на обработку его персональных данных. Иными словами, без этого потребитель не сможет ни передать показатели счетчика, ни пересмотреть данные по потреблению.

Потребителя фактически вынуждают дать согласие на обработку персональных данных лицу, не имеющему никакого отношения к договору распределения природного газа.

Более того, эта схема позволяет облгазу не нести никакой ответственности за то, какая именно информация размещена в кабинете потребителя. Облгаз всегда будет апеллировать к решению владельца сайта. А владелец сайта не подконтролен энергорегулятору.

Такая практика является нарушением требования законодательства, согласно которому облгаз должен обеспечивать свою деятельность за счет собственных ресурсов. Речь идет прежде всего не о собственности облгаза на все необходимые ему ресурсы, а об ответственности за их использование.

То есть, именно облгаз должен нести ответственность за дискриминационное использование ресурсов деятельности по распределению, в частности онлайн-кабинетов потребителей.

Эта ситуация, а также уровень контроля облгазов над данными потребителей, условия и порядок их хранения должны заинтересовать НКРЭКУ. Однако пока НКРЭКП концентрирует внимание на другом.

Проблема 3: реклама связанного поставщика

Что нас больше всего возмутило в описанной ситуации – облгаз через онлайн-кабинет потребителя нагло рекламирует связанный с ним газсбыт. Похоже, происходит и в центрах обслуживания клиентов РГК, к которым многие должны в принудительном порядке обращаться для решения вопросов присоединения к сетям. Там так же мелькают рекламные плакаты “Твой Газсбыт”. Почему это возмущает? Потому что у других, независимых поставщиков нет таких возможностей: условия размещения подобной рекламы облгазы не раскрывают ни через сайт, ни на запрос.

То есть опять же, пользуясь тем фактом, что поставщик связан с облгазом, он имеет возможность рекламировать себя через самые большие каналы взаимодействия с потребителями.

Это не вызывало бы возражений, если бы облгазы были обычными рыночными игроками. На самом же деле они – естественные монополисты, и требования по недискриминационному отношению к своим контрагентам для них обязательны к выполнению.

Описанные проблемы оказывают существенное влияние на уровень конкуренции на рынке, ведь, по данным НКРЭКУ, около 70% потребителей находятся в периметре работы облгазов РГК.

Следовательно, решение этих проблем должно было бы находиться в фокусе энергорегулятора – пока, к сожалению, они остаются без его внимания. (Елизавета Баданова, руководитель группы по развитию энергетических рынков НАК “Нафтогаз Украины”; соавтор Виктор Курцев, юрист по вопросам развития энергетических рынков НАК “Нафтогаз Украины”; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version