Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: биотопливо обязательно будут добавлять в бак автомобиля

Верховная Рада в первом чтении одобрила законопроект №3556-д “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обязательности использования жидкого биотоплива (биокомпонентов) в области транспорта”.

Он преследует несколько целей: увеличение в транспортной отрасли части использования возобновляемой энергии; выполнение Украиной обязательств перед Энергетическим Сообществом; уменьшение зависимости государства от экспорта энергоресурсов в этой отрасли (бензина, дизельного топлива и т. п.).

Что прописано в законе

В пояснительной записке к законопроекту указано, что в Украине есть неиспользованный потенциал спиртзаводов и смежных отраслей, на которых можно производить биотопливо для транспорта, пояснила в комментарии адвокат, юрист ЮК MORIS Зореслава Кудиба.

“Для воплощения этого замысла, проектом предлагается, прежде всего, определение обязательного содержания жидкого биотоплива (биокомпонетов) с 01.05.2022 – не менее 5% во всех объемах автомобильных бензинов, отпускаемых с мест производства горючего, мест оптовой торговли горючим и мест розничной торговли горючим. Исключением станут бензины с октановым числом 98 и выше и бензины, которые будут поставляться для нужд Министерства обороны, Государственного резерва и создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов”, – рассказала Кудиба.

Кроме того, будет введен учет содержания жидкого биотоплива (биокомпонентов) в моторном и моторном альтернативном топливе. Учет будет вести соответствующий центральный орган исполнительной власти.

К импортным бензинам без содержания нормативно определенной обязательной части жидкого биотоплива или с недостаточным его количеством субъекты хозяйствования-импортеры или производители сами будут добавлять необходимую долю биокомпонентов. Жидкое биотопливо и биогаз, предназначенный для использования в области транспорта, независимо от того, где было выращено сырье для их производства, должны будут отвечать критериям устойчивости, предусмотренным настоящим законом.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере производства и реализации жидкого биотоплива и биогаза для использования в области транспорта, обязаны будут подтвердить соответствие указанных видов биотоплива критериям устойчивости. Порядок соответствия утверждается Кабинетом министров Украины с учетом обязательств Украины в соответствии с Договором об учреждении Энергетического Сообщества и Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны. Также будет определен перечень земельных участков, на которых нельзя будет выращивать сырье для биотоплива, в частности, природно-заповедного фонда, определенной категории лесных массивов и т.д.

Кроме того, расширяется список правонарушений в указанной сфере. В частности, несоблюдение требований по отпуску с мест производства, оптовой и розничной торговли горючим на таможенной территории Украины всех объемов автомобильных бензинов с содержанием нормативно определенной обязательной доли жидкого биотоплива (биокомпонентов). “В целом, законопроект направлен на расширение выращивания сырья для биотоплива, его переработки, увеличение рабочих мест и постепенное снижение энергозависимости Украины от импорта энергоресурсов в транспортной отрасли. Однако воплощение его положений требует определенного количества подзаконных актов, от содержания которых и будет зависеть выполнение поставленных задач”, – отметила юрист.

Биотопливо уменьшит зависимость Украины от экспортного топлива. Впрочем, наличие биопримесей в горючем – уже не новость для украинских автовладельцев. Как отметил в комментарии автоэксперт Евгений Муджири, уже несколько лет бензины с индексом Е (этанол) присутствуют в некоторых сетях АЗС и в нашей стране. “Такой бензин дешевле, чем обычный, а потому чаще всего им заправляются именно владельцы недорогих или подержанных авто”, – рассказал эксперт. Мы спросили у специалистов автоотрасли и производителей биотоплива – как они оценивают идею обязательного использования биотоплива для транспорта и как биоэтанол в бензине повлияет на рынки?

Импортозамещение, увеличение экспорта и экологизация: каковы будут экономические последствия закона

Исполнительный директор группы компаний “Клиар Энерджи” Сергей Савчук рассказал, что с точки зрения экономики законопроект №3356-Д предоставит бизнесу и инвесторам гарантированный внутренний спрос на биоэтанол в размере более 300 тыс. тонн. “Это особенно важно, когда мы наблюдаем значительный рост цен на традиционные источники энергии. Цены на газ отражаются в исторических рекордах и уже достигли 1200 долларов за тыс. м3. За последний год цена на нефть выросла в 5 раз, но при этом ее дефицит ощущается даже в экономически развитых странах типа Великобритании, где недавно произошли сбои по поставкам горючего на заправках”, – пояснил он.

В целом, считает Савчук, законопроект и дальнейшая продажа биотоплива для автомобилей в Украине должны дать положительный толчок к развитию биоэнергетики. Будут построены новые заводы, которые будут стимулировать привлечение внутренних и внешних инвестиций, появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления в местные и общегосударственные бюджеты.

“Ежегодно Украина импортирует более 9 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, общей стоимостью свыше 4 млрд. долларов. Это наши с вами средства. При добавлении отечественного биоэтанола в бензин мы можем экономить на закупках от 51,2 тыс. до 306,9 тыс. тонн импортного бензина. То есть закон о биоэтаноле и позволит создать прочную базу для дальнейшего импортозамещения энергоресурсов, а значит, и сохранения резервных валютных запасов”, – уточнил Савчук.

Также эксперт добавил, что принятие закона о жидком биотопливе – неотложный и важный шаг в развитии экспортной составляющей нашей страны. В настоящее время Украина экспортирует в ЕС около 12 млн. тонн кукурузы, которая идет на производство биоэтанола. Но выгоднее для Украины был бы экспорт непосредственно этанола, а не сырья для его изготовления.

“В США 40% урожая кукурузы превращают в жидкое топливо. В Украине годовой урожай кукурузы составляет 40 млн. тонн. Если бы Украина перерабатывала на биоэтанол хотя бы 10% урожая кукурузы, это позволило бы производить 1,15 млн. тонн жидкого топлива ежегодно. У Украины уже есть квоты для поставки биоэтанола в ЕС в размере 100 тыс. тонн ежегодно. Но в связи с низким производством жидкого топлива эти квоты используются менее чем на четверть. Только для использования экспортных квот в Украине есть необходимость для создания, по меньшей мере, трех заводов по производству биоэтанола мощностью в 30 тыс. тонн ежегодно”, – пояснил эксперт.

Реализация проектов биоэтанола позволит Украине экспортировать больше биотоплива из кукурузы Также развитие рынка биоэтанола – это и развитие рынка СО2 нейтральных источников энергии. Более того, с учетом налога на СО2 экспорт украинского биоэтанола в страны ЕС становится более конкурентоспособным. А еще, по мнению Савчука, развитый украинский рынок биотоплива будет способствовать реализации стратегии по противодействию глобальному потеплению и ускорит отказ от ископаемых источников энергии, чья вредность для экологии неоднократно доказана учеными.

В Федерации автопрома Украины также выделили именно экологическую составляющую закона о биотоплива для транспорта. И отметили, что поддерживают идеи законотворцев, в частности, по поощрению использования энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии. “В настоящее время в Украине выбросы от автомобильного транспорта составляют 35-40% от общего объема выбросов загрязняющих веществ в стране. В Киеве уровень выбросов от транспорта составляет 90%. Это приводит к негативному влиянию не только на экологию, но и на здоровье людей. Как следствие, по показателю смертности от загрязненности воздуха Украина входит в пятерку стран Европы. Использование биокомпонентов в топливе может сократить уровень вредных выбросов в воздух и улучшить экологическую ситуацию. И, кроме того, поможет снизить зависимость от импорта нефтепродуктов, в прошлом году занимавших первое место в структуре импорта Украины”, – отметили в Федерации. Выходит, бизнес поддерживает законопроект. А что он дает обычным автовладельцам?

Готов ли транспорт в Украине к таким изменениям и как повлияет на него биотопливо

Автоэксперт Евгений Муджири отметил, что преимущественно на Украине транспорт не рассчитан на использование спиртового топлива. “Даже импортеры при поставках новых автомобилей учитывают отсутствие большого количества биопримесей в топливе – таким образом формируют комплектации автомобилей, чтобы потом не было проблем с обслуживанием”, – уточнил он. Однако, поскольку процент спирта (а биопримеси в бензине – это чаще всего именно спирт), обозначенный в законе, не велик (до 5%), то это почти никак не сказывается на работе двигателей – о выходе из строя автомобилей речь не идет, подчеркнул эксперт.

“Разве что некоторые элементы (не устойчивые к спиртам резиновые прокладки и соединители) все же могут изнашиваться быстрее, потому что спирт – это очень сильный растворитель. Проблему просто решить: заменить эти детали. Тем более что стоит это не дорого”, – отметил Муджири.

Еще один вариант, рекомендованный экспертом – приобрести машину, двигатель которой может спокойно потреблять бензин с биоэтанолом благодаря системе FlexFuel. Кстати, многие импортированные автомобили из США (так называемые “битки”) имеют именно такие двигатели, заметил он.

Если же вам интересно – “а как там с этим в Европе?”, то история с добавлением биотоплива там имеет более древние корни – и сегодня европейские автомобили заправляют биотопливом с 10% содержанием спирта. Определенная законом норма биотоплива не приведет к выходу из строя авто.

В Федерации автопрома отметили, что если Украина хочет быть частью мирового сообщества, работающего в направлении снижения выбросов и улучшения экологии – мы должны быть готовы к качественным изменениям.

“Сейчас средний возраст парка легковых автомобилей в Украине составляет 22,7 лет – вдвое больше чем в ЕС. Эту ситуацию следует исправлять и приводить экологические стандарты в автомобильном секторе к европейскому уровню”, – говорят представители украинского автопрома.

Однако любые изменения нуждаются в ресурсах для их реализации. Включение в состав топлива биокомпонентов может привести к повышению его стоимости, согласны в Федерации. Но стратегически такая ситуация будет способствовать более быстрому переходу водителей на экологические виды транспорта. Ведь весь мир двигается в сторону электромобильности, внедряет водородные технологии, возобновляемую энергию в сфере транспорта и отказывается от горючего с выбросами СО2.

Поэтому, подытоживая – мы “едем” в Европу на биотопливе и поддерживаем ее тренды. Следует быть готовым, что на первом этапе это потребует определенной психологической и финансовой готовности к изменениям. Но в конце концов – это все о вкладе в здоровое будущее наше и последующих поколений. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version