Мировой рынок лития активно растет, и тренд будет развиваться дальше. Шансы начать добычу есть и в Украине, но мешает борьба за права на месторождения.
В конце осени стало известно, что компания EuropeanLithium (EUR:AU; Австралия), представленная на Австралийской фондовой бирже (ASX), намерена заняться добычей и обогащением литиевых материалов на 2-х месторождениях в Украине. Об этом сказано в биржевом сообщении предприятия. Среди прочего, речь идет о добыче на Шевченковском месторождении (Донецкая обл.) и участке “Добрый” (Кировоградская обл.).
По предварительным экспертным оценкам, на реализацию проекта потребуется около 1 млрд. австралийских долларов (AUD), или $710,6 млн. по актуальному курсу. Отечественным партнером австралийцев выступила международная инвесткомпания Millstone&Co, владеющая указанными месторождениями и вошедшая в состав акционеров EUR:AU. В Millstone&Co сделку подтверждают, добавляя: в соответствии с соглашением, в течение 5 лет инвестируют AUD 90 млн. (около $64 млн.) в капитал австралийского партнера компании. Управляющий партнер Millstone&Co Михаил Жернов отмечает, что эти вложения пойдут как на развитие уже имеющегося литиевого проекта EUR:AU (Wolfsberg, земля Каринтия, Австрия), так и на украинское направление.
В свою очередь, по словам исполнительного директора EuropeanLithium Тони Сейджа, он рассчитывает на присоединение площадок в Украине к существующему Wolfsberg, что сделает EUR:AU одним из главных европейских добытчиков лития. На первом этапе необходимо подтвердить лицензии на новые месторождения, а впоследствии провести их разведку согласно стандартам JORC (Объединенный комитет по рудным запасам, англ. Joint Ore Reserves Committee) – на основе проверочных работ (двойное бурение). На все это понадобится минимум 3 года и AUD 40 млн. ($28,4 млн.). Для справки, капитализация EuropeanLithium – AUD 196,320 млн. ($139,5 млн.).
Борьба за запасы
Аналитики оценивают на Шевченковском (площадь 39,84 га) запасы литиевых руд категории С1 в размере 5,67 млн. т, категории С2 – более 8 млн. т. Кроме того, имеются сопутствующие залежи руд редкоземельных металлов (тантала, ниобия, бериллия). На участке “Добрый” на Кировоградщине (площадь 88,14 га) литиевые руды также дополняются схожим набором редкоземельных компонентов. Официальная оценка отечественных запасов лития засекречена СБУ еще в 2005 г.
Так или иначе, эти запасы, кроме Шевченковского, представлены Полоховским и Станковским месторождениями (оба – Кировоградская обл.), а также участком “Крутая балка” (Запорожская обл.). Также считается перспективным Беганское в Закарпатье. Оценочно, совокупные запасы оксида лития в стране составляют около 500 тыс. т, это равнозначно 232 тыс. т лития “батарейного класса” (свыше 99,5% основного материала в сплаве). Это самые большие запасы в Европе и этого хватило бы для производства более 30 млн. электроавтомобилей типа Tesla.
Притом в последние годы отечественный литий был ареной теневой борьбы за контроль над месторождениями – это является одной из ключевых причин того, что добычи пока что так и нет ни на одной площадке. Спецразрешение на разработку Полоховского в 2017 г. получило ООО “Укрлитийдобыча”, которому пришлось за него судиться, и только потом началась разведка. Основная часть ООО, 85%, принадлежит предприятию “Харсам Орес ФЗЕ” (Свободная зона Умм-Аль-Кайвайн, ОАЭ), остальное – украинским миноритариям. Запасы Полоховского оцениваются в 27 млн. т руды с содержанием лития более 1%.
В свою очередь, за Шевченковское и участок “Добрый” с 2017-2018 гг. с переменным успехом борется ООО “Петро-Консалтинг”, которое в конечном счете связывают с интересами близкого окружения экс-президента Петра Порошенко (в частности, небезызвестного лоббиста Игоря Кононенко). В период его правления данное обстоятельство позволило фирме получить контроль над этими 2 площадями, однако затем начались проблемы и суды. Освоение может начаться только после урегулирования спорных правовых вопросов. Так, в марте-2021 Шестой апелляционный суд по иску Офиса Генпрокурора отменил решение суда предыдущей инстанции о выдаче “Петро-Консалтингу” Госслужбой геологии и недр (Госгеонедра) спецразрешения на разработку Шевченковского месторождения.
Публичным собственником “Петро-Консалтинг”, акцентируют наши собеседники в Минстратегпроме, является все тот же М. Жернов, управляющий партнер Millstone&Co. Тем самым, в описанном выше проекте с Австралией “играют” те же фигуранты, но под немного другой вывеской. Причем буквально в ноябре Госгеонедра официально отказали “Петро-Консалтингу” в спецразрешении на участок Добрый. Суды по Шевченковскому и “Доброму” продолжаются. Параллельно в ноябре заявку в Госгеонедра на освоение этих 2 объектов и “Крутой балки” подала компания Shenzhen Chengxin Lithium Group Co., Ltd. (Китай), изготовитель материалов для литиевых аккумуляторов.
Впрочем, сам М. Жернов настроен оптимистично и считает, что работа Госгеонедр в последние пару лет прогрессивна и ориентирована на прозрачность добычи полезных ископаемых. Это тем более важно, что одна только разведка литиевых месторождений может занимать примерно 5 лет, а до начала промышленной добычи может пройти примерно 10 лет. Пока же информация о залежах лития, в т.ч. “секретная”, основана на советских еще исследованиях. Ни потенциальные добытчики, ни Госгеонедра не могут точно оценить экономику и прогнозную прибыльность добычи, говорят в Минстратегпроме. Ранее “Петро-Консалтинг” оценивала инвестиции в разработку Шевченковского в более чем $120 млн. Это включает создание инфраструктуры (40 км энерголинии, 20 км газопровода, 35 км железнодорожной линии и др.), шахты глубиной не менее 500 м, обогатительной фабрики.
Неуклонный рост
И все-таки литий – перспективный вектор инвестиций. Как известно, это важный компонент электромобилей (точнее, их литий-ионных аккумуляторов, Li-ion), а спрос на них в последние годы бурно растет. Также применяется в авиации и военной технике, где нужны литиевые консистентные смазки. Кроме того, литий используется в щелочных аккумуляторах: добавки LiOH к электролиту повышают емкость аккумуляторных батарей и срок их службы в 2-3 раза. Также идет на изготовление литий-полимерных батарей (планшеты, тонкие ноутбуки, смартфоны), широко применяется в ядерной энергетике и современной ядерной технике. Неудивительно, что литий называют “белой нефтью” 21 века.
Специалисты напоминают: в 1991 г., когда корпорация Sony выпустила на рынок первый Li-ion, мировое потребление лития составляло около 5000 т. Но затем начался бум бытовой электроники, и спрос начал расти. С 2015 г., по данным Геологической службы США, литий-ионные аккумуляторы стали главным потребителем лития (>35% глобального потребления на тот момент), при этом большая часть этих аккумуляторов приходится именно на электромобили.
И уже в 2020-м 71% мирового спроса на литий пришлось на литий-ионные аккумуляторы, масштаб спроса вырос в разы, с 5000 т в 1991 до более 85 тыс. т в 2020 г. В планетарной добыче лития доминируют 4 страны: Австралия (~53%), Чили (21,5%), КНР (до 10%), Аргентина (>8%).
Состоянием на 2021 г. глобальные залежи лития оцениваются в 86 млн. т. Значительная часть сосредоточена в “литиевом треугольнике” на стыке границ 3-х государств Южной Америки – Боливии (21 млн. т), Аргентины (19,3 млн. т), Чили (9,6 млн. т). Больше всего запасов на небезызвестном солончаке Уюни в Боливии.
Вне “треугольника” наибольшие залежи имеют США (7,9 млн. т), Австралия (6,4 млн. т), Китай (5,1 млн. т). В Европе лидируют Германия (2,7 млн. т), Чехия (1,3 млн. т), Сербия (1,2 млн. т). Отметим, если ранее крупнейшим производителем лития в мире было Чили, то к 2018 г. пальма первенства перешла к Австралии. Интересно, что почти все крупные литиевые месторождения контролируются несколькими добычными предприятиями с рыночной капитализацией от $5 млрд. до $70 млрд.: это китайские Jiangxi Ganfeng и Tianqi, аргентинская FMC, американская Albemarle, чилийская SQM.
В свете неуклонного роста спроса, в период с 2002 г. по 2015 г. стоимость карбоната лития (одно из базовых используемых соединений, наряду с гидроксидом) увеличилась примерно втрое, до уровня $6000/т. В 2018 г. котировки достигли исторического пика, более $18 тыс./т, а затем пошли на спад из-за насыщения предложения и пандемии COVID-19. Но к концу 2021 г., по сведениям компании Benchmark Mineral Intelligence, цены на карбонат лития подскочили до $28,6 тыс./т – более чем втрое относительно 2020-го. Причина кроется в новой волне превышения спроса над предложением, и это только усиливает привлекательность добычи лития в Украине.
Что в перспективе?
В декабре 2021 г. обнародован свежий доклад Департамента промышленности, науки, энергетики и ресурсов Австралии (DISER), согласно которому по итогам года мировой спрос на литий вырастет до 486 тыс. т эквивалента карбоната лития (LCE) – с 305 тыс. т в 2020-м. А к 2023 г. рынок расширится уже до 724 тыс. т, прежде всего за счет развития сектора электротранспорта, включая снижение цен на соответствующие транспортные средства.
По данным исследования, продажи электротранспорта в 2020 г. превысили 3 млн. ед., а в нынешнем должны достигнуть уровня 5 млн. ед., хотя ранее ожидалось 4,4 млн. В DISER полагают, что в ближайшие годы тренд будет только развиваться из-за поступательного перехода от авто с двигателями внутреннего сгорания к электромобилям. В перспективе до 2030 г. ожидается ежегодный рост глобального спроса на электромобили примерно на 30%. Мировой парк электроавто к тому моменту вырастет минимум в 15 раз и достигнет, в зависимости от конкретного сценария, от 145 млн. до 245 млн. ед., или 7-13% всего автопарка планеты.
А к 2035 г. эксперты ожидают, что доля электромобилей в продажах новых авто в среднем по миру достигнет 50% даже без специальных мер стимулирования. В Европе уже сейчас, в 2021-м, этот показатель приближается к 20%. Вместе с тем, есть определенная вероятность, что поставщики аккумуляторов будут постепенно сокращать расход лития на единицу продукции – как за счет общего повышения эффективности технологий, так и с помощью перехода на другие конструкционные материалы, позволяющие выпускать компактные, легкие и в то же время емкие аккумуляторы. Это подтверждают и операторы рынка. А значит, темпы роста потребления ослабнут, может возникнуть профицит.
Пока же добыча лития выгодна, даже если вести ее шахтным способом, что значительно дороже, чем в той же Южной Америке, где он извлекается на открытых площадках из соляных озер. Исходя из этого, считается, что будущий отечественный литий не будет востребован в Америках или же в Поднебесной, но вполне необходим в Европе, где региональная добыча недостаточна.
Прогноз для Украины
Тем временем в течение 2021 г. в Офисе Президента уже успели сделать заявления не просто наконец запустить национальные литиевые проекты, но и привлечь к ним холдинг Илона Маска. Такие “громкие” фразы остаются словами, а вот “простые” инвесторы продолжают интересоваться украинским литием. Наряду с проектами, уже описанными выше, осенью-2021 стало известно о таком интересе со стороны известной Marubeni Corporation (Япония), которая провела встречи с Госгеонедрами. Кроме лития, корпорация в нашей стране интересуется залежами кобальта, никеля, графита, флюорита.
“В ответ” Госгеонедра, среди прочего, предлагают возможность вхождения в уже действующие проекты по принципу farm-in, с условием приобретения доли предприятия, являющегося лицензиатом месторождения. Это может быть интересно тем сторонам в Украине, которые не разрабатывают свои участки из-за нехватки средств и технологий, а иностранные партнеры могут предложить капитал и свои технологические наработки. Также отметим, что летом 2021 г. Киев подписал с Евросоюзом Меморандум о взаимопонимании о стратегическом партнерстве по сырью, который предполагает содействие в организации производства литий-ионных аккумуляторов.
В конечном счете, Украина все-таки может стать заметным игроком на европейском рынке лития, в том числе и с учетом наибольших в Европе его запасов. К сожалению, вокруг них продолжаются описанные перипетии, и не ясно, когда, наконец, может начаться реальное освоение. Но когда это произойдет, можно будет вести речь не только о сбыте литиевого сырья, но и о формировании последовательной производственной цепочки, вплоть до готовой продукции.
Известно, что ряд отечественных компаний уже производит товары с использованием лития, в т.ч. для различного электрического автотранспорта. А у ведущих украинских автопроизводств (“Укравто”, “Богдан”, “Еврокар”) есть планы серийного выпуска легковых и грузовых электроавто – на уровне продуманных бизнес-проектов. Спрос на такие транспортные средства активно развивается, и эти проекты отнюдь не лишены экономических оснований. (Марта Каминская, Minprom.ua/Энергетика Украины и мира)