Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Беларусь: “зеленая” экономика и энергетика

В ближайшие годы в Беларуси планируются развитие экологической сертификации и экомаркировки товаров, подготовка стратегии развития экономики замкнутого цикла и системы “зеленого” финансирования. Это предусмотрено постановлением Совмина от 10.12.2021.

Для начала стоит разобраться в терминологии. Под “зеленой экономикой” подразумевается модель организации хозяйства, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды.

Разработчики программы отмечают, что Беларусь относится к странам, которые обладают большим экологическим следом, и наносимый ею ущерб природе довольно значительный. Так, экологический след среднего потребителя Беларуси (4,2 глобального гектара) более чем в полтора раза превышает соответствующий среднемировой показатель (2,8 глобального гектара). В связи с этим необходимы дополнительные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов, что позволит компенсировать их увеличение, связанное с высоким экономическим ростом.

Дальнейших действий, по мнению правительства в лице Минприроды, требуют такие направления, как очистка сточных вод от загрязняющих веществ, реализация мер по борьбе с изменением климата, доступность чистой энергии, решение вопроса обращения с производственными отходами, например, при выпуске калийных удобрений.

От земледелия до строительства

Всего в программе выделено 11 направлений развития “зеленой” экономики.

Во-первых, это внедрение принципов устойчивого потребления и производства. Здесь речь идет об экологической стандартизации и маркировке, а также увеличении экологической составляющей в госзакупках. Так, разработан ряд проектов технических нормативных правовых актов, устанавливающих особенности экологической сертификации продукции.

При этом, подчеркивают разработчики, нужно обеспечить контроль за добросовестностью рекламной деятельности организаций, которые продвигают свой продукт или бренд как экологически чистый. В этой связи необходима разработка основ экологического маркетинга.

В 2019 г. в рамках проекта “Поддержка “зеленого” градостроительства в малых и средних городах Беларуси”, финансируемого Глобальным экологическим фондом и исполняемого ПРООН, разработаны методические рекомендации по организации и проведению закупок товаров (работ, услуг) с использованием принципов “зеленой” экономики, но широкого распространения они пока не получили.

Несколько лучше, считают в Минприроды, развивается экологический аудит промышленных предприятий, по результатам которого эксперты готовят заключения обо всех выявленных несоответствиях хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и вырабатывают рекомендации по снижению вредного воздействия объектов на окружающую среду. Обещано развитие этой сферы.

Во-вторых, создание условий для развития экономики замкнутого цикла (циркулярной). Речь идет о подходе, ориентированном на замкнутый материальный цикл ресурсного обеспечения, снижение потребления всех видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и максимальное использование отходов.

Реализация концепции циркулярной экономики на микроуровне предполагает учет экологических аспектов при разработке производственных процессов и продуктов (экодизайн), организацию чистого производства с низким уровнем выбросов и внедрение систем предотвращения образования отходов производителями, а также усиление ответственности потребителей посредством внедрения систем экомаркировки, о чем уже говорилось выше.

Внедрение практики циркулярной экономики на среднем уровне включает в себя создание кластеров, экопромышленных парков, а на макроуровне – экогородов, экосообществ и экорегионов.

Несмотря на то что переход к инновационным циркулярным моделям приобретает глобальный характер, а конкурентные преимущества развития данной концепции становятся все более очевидными, в Беларуси она широкого распространения не получила, говорится в документе. Но в качестве успешных примеров приводятся проекты в деревообработке, по использованию отработанных масел, отходов сельхозпроизводства. В контексте циркулярной экономики Минприроды рассматривает и развивающиеся сервисы по аренде авто- и велотранспорта.

Третьим направлением выделено развитие производства и обращения органической продукции. Здесь отмечается положительная динамика: если в 2016 г. в стране насчитывалось 13 производителей органической продукции, то в 2020 г. – уже 27. Площадь земель, сертифицированных для ее производства, составляет более 1,2 тыс. гектаров.

Отдельный закон об органической продукции в Беларуси увидел свет в 2018 г., в его развитие разработаны и введены соответствующий стандарт и ТКП.

Кроме того, в программе “зеленой” экономики определены такие направления, как дальнейшее развитие эко- и агроэкотуризма, создание умных и энергоэффективных городов (на базе 17 городов и регионов до 2025 г.), расширение использования электротранспорта и развитие соответствующей инфраструктуры (количество электромобилей в РБ (данные приводятся в рассматриваемом НПА) выросло с 40 в 2017 г. до 1,6 тыс. в минувшем году).

В комплекте с мирным атомом

Стоит упомянуть планы по развитию низкоуглеродной энергетики. Белорусская АЭС упоминается в новой программе только один раз – в этом контексте. Отмечается, что возобновляемая энергетика будет развиваться “во взаимодействии с атомной в направлении повышения энергоэффективности, цифровизации в отраслях народного хозяйства, построения умных энергетических сетей”.

По состоянию на 01.07.2021 мощность действующих в стране биогазовых установок составляла 47,88 МВт, гидроэлектростанций – 98,36 МВт, солнечных фотоэлектрических станций – 160,87 МВт, ветроэнергетических установок – 120,31 МВт.

Ожидается, что удельный вес производства первичной энергии из ВИЭ к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов достигнет уровня 7-8% к 2026 г.

Что касается смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, то здесь отмечаются как положительные, так и отрицательные факторы. К первым отнесены экономия тепловой энергии для нужд отопления, увеличение вегетационного периода сельскохозрастений и улучшение их перезимовки, повышение теплообеспеченности культур при достаточном увлажнении территории и росте их урожайности. К отрицательным – гибель посевов в результате засухи, ухудшение здоровья населения, вызываемое чрезвычайными ситуациями, распространение насекомых.

Разработчики программы считают, что непринятие мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним приведет к существенным потерям для инфраструктуры и благосостояния страны и будет сдерживать темпы экономического роста. Поэтому климатическая политика должна разрабатываться как на национальном, так и на региональном уровне.

Другими направлениями в стратегическом документе определены развитие биологического и ландшафтного разнообразия, расширение образования в экосфере, научное обеспечение перехода к “зеленой” экономике.

Финансы

Отдельно стоит обратить внимание на намерение развивать сферу “зеленого” финансирования. Этот термин определен в документе предельно широко – как формы и инструменты финансирования, осуществляемые в целях развития “зеленой” экономики.

Тем не менее, есть и некоторая конкретика. Речь идет о выстраивании целостной системы, включающей органы госрегулирования, эмитентов и получателей таких средств (“зеленые” облигации, кредиты, займы, страховые и лизинговые продукты).

Пока же, признаются разработчики, на белорусском финансовом рынке присутствуют лишь отдельные элементы “зеленого” кредитования, которые применяют два государственных банка и Банк развития. (neg.by, Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version