Не успело правительство направить в регионы субвенцию для покрытия разницы в тарифах на тепло, как у предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) снова начали накапливаться долги и убытки.
Несмотря на зафиксированные тарифы для населения, выполнение меморандума между Кабмином, “Нафтогазом” и местными властями, а также рассказы власти о том, что Украина нормально проходит отопительный сезон, поставщики тепла столкнулись с традиционной проблемой. ГК “Нафтогаз Трейдинг” отказывается корректировать объемы газа для ТКЭ, которые были определены в одностороннем порядке без консультаций с тепловиками. С такой информацией 20 декабря Ассоциация “Укртеплокоммунэнерго” направила письмо в правительство.
Из-за этого у ТКЭ начали копиться новые убытки. За октябрь 15 предприятий получили убытки в 817 млн. грн., а за декабрь еще 5 поставщиков тепла недосчитались 72 млн. грн. Предприятия говорят, что готовы перевести работу котельных и сетей в так называемый “режим технологической брони” – чтобы сохранить внутридомовые сети в рабочем состоянии, и утверждают, что люди в некоторых городах могут остаться без тепла на новогодние праздники.
Замкнутый круг
Согласно меморандуму между Кабмином, “Нафтогазом” и местными властями, цена газа на осенне-зимний период для производителей тепла для населения установлена на уровне 7,42 грн./куб. м с НДС в пределах фиксированного объема. Для бюджетных и религиозных организаций – 16,4 грн./куб. м с НДС. Вокруг этого объема газа по фиксированной цене и идут споры. Дело в том, что он определяется “Нафтогазом” как среднеарифметическое потребление по ТКЭ за последние три года, а значит, без учета реальных факторов – таких, как погода и дата начала отопительного сезона.
В этом году многим ТКЭ газа понадобилось больше. И объемы, выше установленных, оплачиваются ими по рыночной цене, которая намного выше. По данным Украинской энергетической биржи, в октябре средневзвешенная цена газа с НДС по предоплате была 26 грн./куб. м, в ноябре – 32,9, в декабре – 41,5. “Нафтогаз Трейдинг” реализовывал объемы газа по цене 25-38 грн./куб. м на октябрь, 28-38 грн./куб. м – на ноябрь, 34-36 грн./куб. м – на декабрь. На аукционе 20 декабря “Нафтогаз Трейдинг” торговал газом по цене 56,2 грн./куб. м за ресурс января по предоплате. Отсюда и убытки. Очевидно, если проблему не решить сейчас, она будет расти, как снежный ком.
Заявление “Укртеплокоммунэнерго” является скорее предупреждением. Впереди самые холодные месяцы зимы, и лимитированных объемов газа по фиксированной цене может просто не хватить, а значит, и убытков будет намного больше. Сейчас их сумму высчитать довольно сложно из-за погодных показателей. Но в условиях нерешенной проблемы ТКЭ вынуждены будут или ограничивать теплоснабжение, или поднимать стоимость услуги для населения. Просьба ассоциации сейчас – скорректировать объемы газа.
“Мы можем уложиться в эти объемы, но тогда не будем давать тепла, и платить нам не будут. Снова будут долги. Это замкнутый круг. Поэтому мы и просим скорректировать объемы. Возможно, февраль или март будут теплыми, и газа хватит полностью, но это нужно смотреть по отопительному сезону, а не каждый месяц. Тут переплатишь по более высокой цене, завтра газ будет дешевле, а кто вернет эти деньги”, – объясняет президент Ассоциации “Укртеплокоммунэнерго” Арсен Блащук.
“Это старая схема”
В середине декабря Кабмин определил порядок и условия пересчета субвенции местным бюджетам на сумму 26,9 млрд. грн. для погашения задолженности по разнице в тарифах (накопившейся за прошлые периоды). Деньги были предусмотрены в госбюджете и должны быть направлены еще в этом году. Речь идет о 376 предприятиях – 205 теплокоммунэнерго и 171 водопроводно-канализационном хозяйстве.
“Эти долги накапливались в течение многих лет и определенным образом подвергали риску бесперебойное газоснабжение предприятий, снабжающих население теплом. Предоставление субвенции будет способствовать улучшению финансового состояния предприятий и позволит им погасить значительную часть от общего долга”, – заявила замминистра развития громад и территорий Наталья Хоцяновская.
Сейчас же существует риск накопления новых долгов, которые потом необходимо будет реструктуризировать на 5-7 лет и вновь погашать. Это неприятная новость для местных советов.
“Компенсации на сегодня должны лечь на местные органы самоуправления. Кто-то выделяет деньги, другие – нет, не знают, что делать. Громада есть громада. У них бюджет расписан, и чтобы выделить средства, нужна процедура – сессия, принять решение и тому подобное. Это все-таки время”, – говорит Арсен Блащук.
Однако финансовая нагрузка, в конце концов, ляжет и на жителей.
“Компенсируют, как всегда, за счет потребителя, – говорит глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Мы сразу заплатим за эти убытки в следующем году, когда мы получим тарифы. Они уже повышены, но не внедрены. Они закреплены решениями местных советов. Поэтому погашать эту разницу мы будем за счет роста тарифов. Это старая схема, она работает каждый год”.
Не стоит забывать, что есть долги и у населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. По итогам октября они в целом выросли на 4 млрд. грн. до 65,6 млрд. грн. Долги за отопление и горячую воду составили 19,3 млрд. грн.
“Нафтогаз” увеличивает прибыль
В этой ситуации в самом большом выигрыше оказывается поставщик газа. Он пользуется баснословными котировками на газ в Европе, которые этими днями достигли отметки в $2000/тыс. куб. м. Он устанавливает лимиты и обеспечивает себя финансовым ресурсом, даже когда тот поступает в качестве выплат по реструктуризированному долгу.
Очевидно, это превратность рынка газа, которую следует исправить. Возникает вопрос, почему ТКЭ не могут получать все объемы по фиксированной цене, если они обеспечивают социальную услугу.
“Потому что это НАК, – говорит Арсен Блащук. – Он всегда работал напрямую с правительством, с Минфином и так далее, а мы были как пасынки. Бросили, сколько надо, чтобы мы не кричали, вот и делайте, что хотите. Если бы встретились, посоветовались, определились… Мы бы дали свои объемы, которые необходимы, они бы посмотрели, сказали, что не могут дать таких объемов, давайте думать, где мы можем уменьшить этот вопрос. Это был бы разговор. Что в тех глубинах НАКа делается с объемами, и с продажами, никто не знает, они же на проверки даже не пускают к себе государственные службы”.
“Здесь и политическая, и экономическая составляющая, – считает Олег Попенко. – Политическая составляющая состоит в том, что органы местного самоуправления зависят от государства. Таким путем манипулируют местными советами. Экономическая составляющая – “Нафтогаз” хочет как можно больше заработать. Таким путем они решили увеличить прибыль”.
Конечно, режим технологической брони, о котором заявили в “Укртеплокоммунэнерго” – это крайний сценарий. “Это тот минимум, по которому не будет заморозки сетей системы, но и не будет такого качества, которое предусмотрено стандартами. Технологическая бронь – это чтобы не заморозить всю систему”, – объяснил этот возможный шаг Арсен Блащук. А вот то, что ТКЭ вынуждают накапливать убытки и долги, а за проблемы и схемы на рынке газа придется платить обычному потребителю, – уже явный факт. (Алексей Гавриленко, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)