Мировой спрос на нефть резко вырос в 2021 г., поскольку мир начал восстанавливаться после пандемии коронавируса. В следующем году общее мировое потребление может достичь нового рекорда, несмотря на усилия по снижению потребления ископаемого топлива для смягчения последствий изменение климата, пишет Reuters.
В этом году резко выросло потребление бензина и дизельного топлива, поскольку потребители возобновили поездки и деловую активность. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2022 г. потребление нефти достигнет 99,53 млн. барр./сут. (б/с), по сравнению с 96,2 млн. б/с в этом году. Это будет лишь немногим меньше 99,55 млн. б/с, зафиксированных в доковидном в 2019 г.
Это заставит как ОПЕК, так и сланцевую промышленность США удовлетворить спрос – по прошествии года, когда основные производители были удивлены восстановлением активности, которое превысило прогнозы и привело к сокращению сырьевых запасов во всем мире. Многие страны ОПЕК изо всех сил пытались увеличить добычу, в то время как сланцевая промышленность США вынуждена удовлетворять требования инвесторов сдерживать свои расходы и платить по ранее взятым кредитам.
В начале года цена на нефть марки Brent составляла $52/барр., в октябре она выросла примерно до $86/барр., а в конце года снизилась примерно до $75/барр. Аналитики говорят, что цены могут возобновить свой рост в 2022 г., если предложение не увеличится больше, чем ожидалось. По оценкам экспертов Bank of America, цена на нефть Brent в 2022 г. составит в среднем $85/барр. из-за низких запасов и отсутствия свободных мощностей.
Неизвестной переменной остается вариант коронавируса Omicron, поскольку многие страны вновь ввели ограничения на поездки, что нанесет ущерб потреблению топлива. В первую очередь, авиационного керосина.
“Если это еще одна волна, подобная тем, которые мы видели раньше, то это негативный удар по экономическому росту в I квартале 2022 г., – сказал Дэмиен Курвалин, руководитель отдела исследований энергетики в Goldman Sachs. – Но если произойдет последующее восстановление, спрос на нефть, который в начале ноября ненадолго коснулся уровней, существовавших до COVID, достигнет новых максимумов на протяжении большей части 2022 г.”.
Восстановление в 2021 г. застало поставщиков врасплох, вызвав напряженность между крупными странами-производителями и крупнейшими потребителями в мире, такими как США, Индия и Китай. В связи с резким ростом цен на бензин в начале этого года президент США Джо Байден призвал Организацию стран-экспортеров нефти и ее союзников, известную как группа ОПЕК+, увеличить общий объем добычи после ограничения поставок в течение нескольких месяцев.
Страны ОПЕК изо всех сил пытались увеличить добычу, однако из-за недостаточных инвестиций не смогли сделать этого. Данные Reuters показали, что в октябре и ноябре группа недовыполнила свои производственные планы на 16% и 17% соответственно.
Аналогичным образом сланцевая промышленность США не отреагировала на повышение цен, как это было раньше, из-за давления инвесторов с целью ограничения расходов. По данным Управления энергетической информации (EIA) США, общая добыча в стране в 2021 г. составила в среднем 11,2 млн. б/с по сравнению с рекордным показателем почти 13 млн. б/с в конце 2019 г.
Канада, Норвегия, Гайана и Бразилия должны увеличить поставки сырья в следующем году, сказал старший вице-президент Rystad Energy по анализу Клаудио Галимберти. По данным EIA, в 2022 г. добыча нефти в США составит в среднем 11,9 млн. б/с.
Неопределенность Omicron
Число случаев коронавируса растет из-за очень заразного варианта Omicron, и дальнейшие вспышки могут замедлить восстановление основных экономик. МЭА и другие крупнейшие прогнозисты отрасли немного снизили ожидания: МЭА уменьшило свои прогнозы на 2021 и 2022 гг. в среднем на 100 тыс. б/с, чтобы учесть сокращение авиаперелетов.
“Даже 5% непривитого населения могут вызвать кризис, – сказал Ферейдун Фешараки, председатель консалтинговой компании FGE. – Идея о том, что вы можете пройти вакцинацию на 70, 80 или 90% и быть в порядке, подвергается сомнению”.
Однако пока имеется мало свидетельств того, что Omicron оказал существенное влияние на спрос. Запасы топлива в узле Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA), ключевом европейском регионе транспортировки нефти и газа, за последнюю неделю упали, что свидетельствует об устойчивом потреблении. Цены на топливо в Великобритании являются самыми высокими за всю историю наблюдений, показали данные подразделения Fuel Watch автомобильной сервисной компании RAC.
В Азии рентабельность нефтеперерабатывающих заводов для производства бензина в последние недели снизилась на фоне беспокойства со стороны Omicron, связанного со спросом. Но общие ожидания на 2022 г. связаны с дальнейшим восстановлением и с более высокой прибылью для дистиллятов, таких как дизельное топливо.
По словам Питера Ли, старшего аналитика по нефти и газу Fitch Solutions, в 2022 г. ожидается более сильное восстановление развивающихся рынков в Азии, таких как Индонезия и Таиланд.
По словам Ричарда Горри, управляющего директора JBC Energy Asia, в 2022 г. спрос на бензин в Азии вырастет на 350 тыс. б/с.
“Большая часть этого роста спроса придется на Индию, а затем на Китай, – сказал Горри. – Но мы также увидим, что спрос в Японии вырастет на 30 тыс. б/с, поскольку связанные с COVID ограничения постепенно снимаются”.
Участники рынка дают различные ценовые прогнозы по нефти на будущий год.
Вице-президент крупнейшей независимой российской нефтяной компании “Лукойл” Леонид Федун считает, что цены “черное золото” будут колебаться в 2022 г. в диапазоне $60-80/барр.
Citigroup предсказал во вторник, что цена на нефть в США в IV квартале будущего года упадет в среднем до $59/барр.
JPMorgan сохраняет оптимизм в отношении энергоносителей и ожидает, что в конце 2022 г. нефть [WTI] будет стоить в среднем $86/барр., а глобальный эталон Brent – $90/барр.
В 2022 г. цены на нефть опустятся ниже $60, ожидают в Deutsche Bank. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)