Ежегодно государство теряет около 4,6 млрд. грн. от схем продажи некачественного горючего. Как убрать экономическую выгоду для нечестных игроков рынка?
Несмотря на все усилия государства, каждый из нас рискует получить в бак автомобиля “бодягу” вместо топлива.
1/6 залитого горючего может состоять из растворителя на основе метанола, который повышает октановое число, но уничтожает двигатель.
По данным экспертов, объем вредного горючего, которое при этом “убегает” от налогообложения, может достигать 20% рынка.
Каждый год люди тратятся на ремонт авто, а государство теряет 4,6 млрд. грн. налогов и акцизов.
Ситуация критическая. В регионах эти схемы контролируют бывшие правоохранители и чиновники. Миллиарды не поступают в бюджет, а кормят коррупционеров.
Побороть проблему можно и нужно экономическими методами.
Предлагаемый нами проект закона №6299 позволит сформировать условия, когда фальсификация горючего станет невыгодной.
Большинство граждан решают, где заправить автомобиль, учитывая цену: во времена пандемии и неуверенности с работой мы ищем баланс между качеством и ценой.
Цену мы можем выбирать, а качество, к сожалению, пока нет. При этом вопрос качества горючего волнует каждого. Соцопрос, проведенный по заказу Украинской энергетической ассоциации, показывает, что большинство граждан беспокоит качество горючего. При этом они не верят, что государство может защитить их.
По данным Украинской энергетической ассоциации, объем производства некачественного горючего может составить 30 тыс. т в месяц. В некоторых месяцах этот объем достигает 20% всего рынка бензина.
Основой для производства “серого” горючего являются так называемые мини-НПЗ, которые по своим технологическим мощностям могут выполнить только первичную переработку нефти и газового конденсата, изготовив топливо низкого качества.
Необходимость демонстрации документов на заправках не мешает: производители некачественного горючего научились их подрабатывать, а правоохранители и контрольные органы на местном уровне научились закрывать на это глаза.
Государство запретило продавать топливо ниже стандарта Евро-5, но это тоже никого не останавливает. Чтобы обеспечить возможность использования такого топлива в авто, “предприниматели” повышают его октановое число путем примеси разных присадок, например, до 92-го бензина, и он становится дороже – 95-м.
В результате объем растворителей в вашем баке может достигать 1/6 от общего объема горючего. То есть, покупая 6 литров такого бензина, вы приобретаете литр присадок или растворителей. Что это за присадки и откуда их берут?
Наиболее распространены МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и метанол. Они облагаются ставкой 213 евро за тыс. л, как и бензин. Эта норма была введена в 2017 г. для прекращения нелегального производства нефтепродуктов, но растворители, являющиеся смесью подакцизных компонентов, акцизом не облагались.
В мае 2020 вступил в силу закон №466, который ввел акцизный налог на растворители или разбавители, другие готовые смеси на основе метанола.
Однако после одобрения закона увеличился импорт растворителей на основе других составляющих, имеющих высокие октановые числа.
Если в 2018 г. в состав растворителей входило 82% метанола и 2% МТБЭ, то в 2021 г. – 35% и 45% соответственно. Что это значит? Что состав импортируемых растворителей странным образом начал изменяться в зависимости от условий налогообложения.
То есть идея законодателя была правильной, но “серые” дельцы нашли лазейку для импорта растворителей, нужных для фальсификации бензина и бегства от налогов.
Откуда они импортируются, тоже нетрудно догадаться. 70% импорта – из России (около 50 тыс. тонн). В течение 2020 г. также более чем вдвое вырос импорт растворителей из Беларуси (с 9 тыс. тонн до 23 тыс. тонн). Что имеем в результате?
Во-первых – “горюче-смесь”, что не соответствует экологическим стандартам.
Во-вторых – ущерб для авто. Фальсифицированное таким образом топливо вредит двигателю из-за повышенной температуры сгорания. Вдобавок, из-за чрезмерного количества кислорода на каждые 100 км такого горючего требуется на 7% больше.
В-третьих – потери бюджета. Ежегодно мы теряем 1,6 млрд. грн. на импорте растворителей и еще около 3 млрд. грн. акциза и НДС при продаже готовой смеси с горючим. Также нельзя говорить о любой честной конкуренции.
Цена на топливо, не содержащее налоговую нагрузку, значительно привлекательнее, чем цена на товар легального производителя или трейдера. Ведь в конечной цене на горючее налоговая составляющая может достигать 30%.
Что делать? Бороться с причиной, а не с последствиями. Достичь этого можно, когда экономического эффекта от производства контрафакта не будет. Именно экономическая составляющая должна стать основополагающей в этой борьбе.
Необходимо обеспечить налогообложение акцизным налогом для всех компонентов, которые используются для повышения октанового числа. Создать инструмент контроля конечного использования растворителей и их администрирование.
Честный бизнес не должен страдать. Если ты использовал растворители для своей легальной деятельности, ты декларируешь это, подтверждаешь, и твоя ставка акциза равна нулю. В противном случае бизнес должен платить акциз на уровне горючего.
Соответствующая инициатива уже зарегистрирована в Верховной Раде под №6299. Благодаря законопроекту будет ликвидирован законодательный пробел, рынок получит честные правила игры, а потребители не будут рисковать, полагая, сколько литров растворителей они залили в бак своего автомобиля. (Алексей Мовчан, народный депутат, фракция “Слуга народа”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)