Если пытаться описать 2021 г. одним словом, то можно применить банальное “неоднозначное”: он был лучше предыдущего, но хуже, чем ожидалось. Впрочем, в контексте борьбы с изменением климата этот год принес немало достижений.
Сотни компаний и десятки стран по всему миру объявили о планах достижения климатической нейтральности с ориентиром в среднем на 2050 г. Кто раньше, кто позже, но все же отсчет пошел.
Украина также не осталась в стороне: согласно Обновленному национально определенному вкладу в Парижское климатическое соглашение (НВВ2), принятому в июле 2021 г., мы обязались сократить выбросы парниковых газов на 65% к 2030 году (от уровня 1990 г.) и достичь не позднее 2060 г. НВВ2 стал первым комплексным климатическим документом в нашей стране – он представляет собой не только цель, но и по сути стратегию декарбонизации Украины до 2030 г.
Минэкологии с помощью международных партнеров подготовило аналитический отчет о том, как Украине необходимо сокращать выбросы по секторам, какие меры следует внедрять и сколько это будет стоить.
Энергетика
(в 2018 г. на сектор пришлось 99 млн. тонн выбросов СО2)
Наиболее углеродоемкой сферой экономики традиционно выступает энергетический сектор. Не только в Украине, но и во всем мире. Очевидно, что значительное внимание должно быть уделено сокращению выбросов именно в энергетике. Согласно НПВ2, к 2030 г. выбросы в сфере производства электроэнергии и тепла должны снизиться примерно на 26% от уровня 2019 г. и на 75% от уровня 1990 г.
В отчете представлены прогнозные сценарии энергобаланса страны на конец десятилетия. Да, в секторе электроэнергетики запланированы определенные структурные изменения.
Учитывая рост спроса на электроэнергию на 30% в течение текущего десятилетия, валовая электрогенерация должна возрасти к 2030 г. до 190 ТВтч;
– Ведущей опорой энергетики по-прежнему останется атомная генерация, на которую придется 47% общей выработки. Несмотря на то, что ее доля сократится на 8 п.п. в течение 10 лет. В то же время, в отчете отмечается, что результаты моделирования не демонстрируют необходимость введения дополнительных атомных мощностей до 2030 г., а достройка 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС экономически нецелесообразна;
– На ветряные и солнечные мощности придется около 22% в электромиксе страны, а угольная генерация должна существенно уступить возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Анализируя выбросы в секторе теплоэнергетики, авторы отчета в первую очередь отмечают, что спрос на тепло в Украине к 2030 г. вырастет на 30% по сравнению с 2018 г. из-за незначительных темпов термомодернизации зданий и “постоянного экономического роста”. Однако, благодаря модернизации теплопроизводственных мощностей и увеличению производства тепла на основе сжигания биомассы, НВВ2 прогнозируется общее уменьшение выбросов парниковых газов в секторе теплоэнергетики.
В настоящее время около 90% топлива на ТЭЦ и около 80% на ТЭС – это ископаемое топливо (уголь и газ). В целях декарбонизации Украина должна увеличить использование биомассы, а также биоэнергетические возможности сельскохозяйственного сектора и сектора отходов, говорится в отчете. – Для достижения цели уменьшения выбросов в этом секторе должна увеличиться доля ВИЭ на ТЭЦ с 14% до примерно 18% в 2030 г. с абсолютным увеличением тепла, произведенного из биотоплива, на 30% (до 6 ТВт-ч в 2030 г.)”.
Снабжение энергоресурсов
(в 2018 г. на сектор пришлось 46 млн. тонн выбросов СО2)
Сфера снабжения энергоресурсов выделяется отдельно, чтобы уделить особое внимание выбросам парниковых газов (ПГ), которые имеют место при добыче, обработке, транспортировке и хранении газа, угля или нефти. Авторы утверждают, что в 2019 году выбросы ПГ от потерь энергоресурсов при их поставке составили целых 20% всех выбросов в Украине, большая часть (65%) которых приходится на выбросы метана на этапе добычи (20%) и транспортировке (50%). Разумеется, речь идет не только о губительном влиянии на климат, но и о потерях природного газа, недавно “драгоценного”.
“В целях повышения эффективности поставок природного газа и уменьшения его утечек на всех этапах инфраструктура транспортировки и поставки природного газа будет модернизирована. Украина планирует уменьшить потери природного газа при транспортировке на 80% по сравнению с 2015 годом”, – говорится в отчете.
Достаточно амбициозная цель, но удастся ли справиться с секторальными вызовами?
“В прошлом сектор природного газа страдал из-за отсутствия инвестиций и низких тарифов, не покрывавших расходы. Как следствие, 60% газовых сетей Украины изношены, поэтому потери при транспортировке и распределении очень высокие по сравнению с европейскими стандартами. Несмотря на то, что государственный энергетический регулятор ввел более благоприятный режим для распределительных компаний, однако отсутствует правовая определенность, перерегулированные тарифы, отсутствие доступа к международным финансам, а также ограниченные стимулы для инвестиций все еще сдерживают модернизацию сектора снабжения энергоресурсов”, – уверены авторы.
Промышленность
(в 2018 году на сектор пришлось 75 млн. тонн выбросов СО2)
Вокруг промышленного сектора протекали, пожалуй, самые резвые дискуссии, ведь это одна из важнейших отраслей экономики. В результате стейкхолдеры пришли к выводу, что выбросы промышленности не снизятся, а возрастут – на 16% к 2030 г. от уровня 2019 г. Это, как говорится, обусловлено ежегодным прогнозным ростом ВВП Украины на уровне 3,8% к 2030 году. Кроме того, забегая вперед, промышленности требуется колоссальный объем инвестиций в рамках НПВ2 – EUR37 млрд. в течение 2021-2030 гг. – для недопущения роста выбросов более 16%.
Основными направлениями декарбонизации является электрификация производственных процессов наряду со снижением сжигания ископаемого топлива на месте и повышение энергоэффективности в промышленности. В то же время, в тексте акцент на повышении энергоэффективности делается трижды: нужно улучшать эффективность использования энергии в производственных процессах на 1,5% ежегодно, призывают авторы.
Транспорт
(в 2018 году на сектор пришлось 35 млн. тонн выбросов СО2)
Сфера транспорта вслед за промышленностью должна продемонстрировать рост выбросов CO2, главным образом за счет роста ВВП и увеличения количества автомобилей на дорогах страны. При условии роста украинской экономики на уровне более 3% в год, количество автомобилей будет увеличиваться примерно на 3% ежегодно, прогнозируют эксперты. Таким образом, если в 2020 году в Украине насчитывалось около 7 млн. автомобилей, то в 2030 году их станет около 9,3 млн. автомобилей.
При этом около 90% украинского автопарка в 2030 году будут занимать устаревшие модели. В то же время авторы достаточно пессимистично оценивают долю электромобилей в автопарке легковых автомобилей к концу десятилетия – на уровне 3% от общего количества. В результате, совокупные выбросы автотранспорта возрастут на 21%. Однако нельзя сказать, что мы не пытались быть амбициознее: авторы Транспортной стратегии Украины вообще надеются, что 50% украинского автотранспорта к 2030 году будет работать на ВИЭ.
Авторы НВВ2 ожидают, что выбросы ПГ от всех видов транспорта возрастут не более чем на 15% к 2030 году по сравнению с 2018 годом.
Сельское хозяйство
(в 2018 году на сектор пришлось 44,2 млн. тонн выбросов СО2)
Следующий претендент на рост выбросов – сельское хозяйство. Не существенно, но все же возрастут выбросы СО2 в этом секторе до 44,5 млн. тонн.
В то же время в НПВ2 отмечается, что деятельность в сельском хозяйстве имеет значительный потенциал для сокращения выбросов и поглощения СО2 вследствие внедрения устойчивых сельскохозяйственных практик, позволяющих содержать диоксид углерода в почвах. Вероятно, речь идет о так называемом углеродном земледелии.
Авторы также указывают, что выбросы от животноводства (из-за отходов животных) будут продолжать сокращаться за счет улучшения практик управления отходами и дальнейшего развития технологий производства биогаза из отходов животных.
Здания
(в 2018 году на сектор пришлось 28 млн. тонн выбросов СО2 – только от зданий, не подключенных к центральной системе отопления)
Вопрос сокращения энергопотребления жилыми и нежилыми домами в последнее время стал очень актуален на фоне энергокризиса и высоких цен на газ. Более того, сам президент Владимир Зеленский в ноябре анонсировал программу термомодернизации, которая стартует в следующем году и предусматривает утепление 5 тыс. многоквартирных домов, а также повышение энергоэффективности бюджетных и коммунальных учреждений.
Понятно, что офис президента обеспокоен вопросами энергобезопасности, а не проблемой выбросов, однако в результате термодернизации потребление газа сокращается примерно на 30-40%, что помогает существенно сократить парниковые выбросы.
Авторы НПВ2 указывают, что, очевидно, считать “сэкономленные” выбросы в секторе зданий с центральным отоплением будут энергетики, при этом для автономных зданий, где ископаемое топливо используется в бытовых целях, прогнозируется сокращение выбросов на 10% от уровня 2019 года и на 81%. по сравнению с 1990 годом. В частности, за счет мер по энергоэффективности и замещению ископаемых энергоносителей возобновляемыми источниками энергии
Землепользование и лесное хозяйство
(в 2018 году на сектор пришлось 3 млн. тонн выбросов СО2)
Выбросы в этой сфере исторически были отрицательными за счет низких выбросов от пашни и поглощения СО2 лесным фондом. Объемы поглощения выбросов ПГ лесным фондом по сравнению с 1990 годом уменьшились лишь на 8%, тогда как выбросы от пашни выросли с 31,3 млн. тонн до 50 млн. тонн в 2019 году. Цель НВВ2 состоит в том, чтобы сократить совокупные выбросы в секторе на 9,4% и достичь поглощения на уровне 9 млн. тонн СО2.
Для реализации этой цели правительство запланировало увеличить долю лесных площадей с нынешних 15,9% до 18%, а работающие на земле должны применять более устойчивые практики хозяйствования.
Отходы
(в 2018 году на сектор пришлось 12,2 млн. тонн выбросов СО2)
Основным источником выбросов в секторе являются свалки, а выделяющийся парниковый газ – метан – способен нагревать Землю в 80 раз быстрее, чем СО2. Примечательно, что, несмотря на все наши усилия по развитию сферы переработки отходов до 2030 года, уровень выбросов будет идентичным показателям 1990 года. Здесь мы выходим в ноль.
Сколько это будет стоить?
Теперь о самом главном… Наверное, уже многие слышали цифру, неоднократно озвученную в правительстве: Украине необходимо 102 млрд. евро реализации НВВ2.
Авторы указывают, что финансирование НВВ2 должно включать в себя сочетание внутренних бюджетных ассигнований, частного сектора (отечественного и иностранного), двусторонних и многосторонних финансовых механизмов и помощи в развитии.
Справимся?
В заключение следует вернуться к тому, с чего начинали. Показатель сокращения выбросов на 65% к 2030 году был получен исходя из расчета, что в 1990 году выбросы Украины на основе землепользования и лесоводства составили 884 млн. тонн. В то же время, в 2019 году, согласно проекту Национального кадастра антропогенных выбросов за 1990-2019 годы, выбросы CO2 составили 332 млн. тонн – 37,6% от уровня 1990 года.
Таким образом, учитывая, что последние 30 лет выбросы в Украине лишь сокращались вследствие снижения экономической активности, то даже с учетом роста ВВП в течение текущего десятилетия трудно предположить, что НВВ2 неосуществим и что именно EUR102 млрд. необходимо для его реализации. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что успех НВВ2 будет зависеть от динамики трансформаций в энергетическом секторе. Именно в энергетике поставлены наиболее амбициозные цели и именно этот сектор наиболее неустойчив на фоне внутренних и внешних рисков. По мере того как это все больше осознают на самом высоком уровне, есть вероятность, что Украина будет активно развивать свой “зеленый” потенциал.
Ранее сообщалось, что в Украине был одобрен проект закона о Национальном реестре выбросов. (Green Deal/Энергетика Украины и мира)