- Регулирование цен на газ может быть легко обжаловано в суде.
- Нет четкого механизма продажи газа, что открывает путь к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов.
- “Дешевый” газ могут использовать не по назначению.
В конце 2021 г. Кабмин, чтобы снизить скачок цен на продукты, заставил газодобытчиков продавать 20% своего газа производителям хлеба, молока, подсолнечного масла и курятины по сниженным ценам. Но такая ситуация возмущает газодобытчиков. Они говорят, что это загонит в угол отечественную газодобычу. К тому же никто не гарантирует, что какая-то пекарня при заводе “случайно” не использует несколько миллионов кубов дешевого газа, которые пойдут на промышленные нужды.
Об этом говорили представители газодобывающей отрасли и эксперты в ходе ток-шоу Energy Freedom. Kosatka.Media выслушала главные доводы. Рассказываем, почему газодобытчики против, и к каким последствиям может привести государственное регулирование в этой сфере.
Законны ли ценовые ограничения
Эксперты из газовой сферы говорят, что начавшийся в 2021 г. кризис с ценами на газ показал: в Европе нет полностью либерализованных рынков. Страны так или иначе регулируют цены на газ – даже несмотря на то, что некоторые методы регулирования достаточно болезненны для поставщиков (снижение “энергетических” налогов, регулирование розничных и оптовых цен, поддержка уязвимых потребителей, влияние на государственные компании).
По мнению генерального директора ООО “Нефтегазстройинформатика” Леонида Униговского, украинский рынок газа также нуждается в регулировании. Вопрос – в каком виде. Униговский считает, что следовало не заставлять компании продавать какой-то объем газа дешевле, а вернуться к хорошо знакомому механизму поставщиков со специальными обязанностями.
“Это та новелла, регламентированная законом о рынке природного газа, которая позволяет в случае экономически оправданных цен и в случае экономически доказанной эффективности (или экономических потерь поставщиков) применять компенсацию из госбюджета для этих мер. Это было бы более логично и для этого есть законодательная база”, – сказал Униговский.
Юрист в газовой сфере Олег Бакулин считает, что в Украине к ПСО не вернулись с точки зрения пиара, потому что декларируется, что мы его отказались навсегда.
По его мнению, от принятых решений больше негатива, чем позитива, потому что производители вложились в добычу газа и рассчитывают на прибыль. А регулирование цен наносит им ущерб.
“Закон о рынке природного газа предполагает, что только в пределах этого закона можно устанавливать цены для конечных потребителей. Закон не разрешает каким-либо образом влиять на добывающие компании и устанавливать ценовые ограничения”, – отметил Бакулин.
Он сказал, что идея помочь производителям социально важных продуктов может казаться хорошей, но закон “О рынках капитала и организованных товарных рынках”, на основе которого принято постановление КМУ №1433, не распространяется на отношения на рынке природного газа.
“Поэтому с юридической точки зрения, это не совсем корректное постановление. Оно не может быть применено. Если любой субъект рынка, к которому относится это постановление, попытается его обжаловать, то на 99% будет положительный результат в пользу этого субъекта”, – считает Бакулин.
Трудности с продажей “льготного” газа
Леонид Униговский говорит, что государство, вынудив продавать часть газа на бирже, не дало порядка организации проведения таких торгов.
“Минэнерго получило еще одни сутки на доработку этого порядка. Но возникают вопросы: какова будет цена газа и как она будет формироваться? Дальше лоты. В пояснении Минэнерго говорится, что лоты будет определять сам поставщик. А возможно, надо ограничить эти лоты, чтобы не только трейдеры могли купить небольшие объемы газа, но и конечный потребитель?”, – говорит Униговский.
С ним согласился гендиректор НКЦ “Ньюфолк”, инженер по добыче нефти и газа Андрей Закревский. Он говорит, что разобраться в постановлении правительства очень сложно. А этим могут воспользоваться многочисленные контролирующие органы, чтобы оштрафовать производителей газа.
“Я не смог разобраться в постановлении правительства там, где о 20%. А это хорошо для условного СБУшника, который завтра придет на добывающее предприятие и скажет: “А как вы рассчитали 20% по добыче?” А мы не знаем – взять ли нам среднюю величину за 3 месяца, или за будущий период. Потому что эта величина меняется. И теперь, когда мне сказали о 20%, не дай бог добыть больше! Потому что тогда меня оштрафуют, заберут лицензию, если я не правильно рассчитаю эти 20% от добычи?”, – сказал Закревский.
Риск злоупотреблений: куда уйдет “дешевый газ”?
Эксперты также не уверены, что производители продуктов используют весь объем “дешевого” газа для производства хлеба, сахара или курятины, а не начнут отапливать им административные помещения или производить другие продукты.
“Контроль использования такого газа отсутствует. Невозможно отделить один объем от другого. Какой объем дешевого газа нужен производителю? Я думаю, что он не совсем будет отвечать тем потребностям, которые действительно нужны для производства социально важных продуктов”, – сказал Бакулин.
“Не будет ли так, что столовая при условном ферросплавном заводе, выпекающая булочки, случайно потребит несколько миллионов кубометров газа? Где гарантия от таких злоупотреблений? Мы прекрасно понимаем ситуацию с продажей в прошлом году газа для газсбытов, которые невозможно контролировать в части отсутствия злоупотреблений. Не будет ли это повторением той истории?”, – добавил президент ассоциации “Газовые трейдеры Украины” Андрей Мизовец.
Нужно ли вообще поддерживать производителей дешевым газом?
Некоторые эксперты считают, что поддерживать производителей продуктов не нужно. Вместо этого, по их мнению, нужно дать возможность заработать на высоких ценах добытчикам газа, чтобы в дальнейшем они вложили полученные деньги в развитие.
Так, Андрей Мизовец говорит, что производители лукавят и манипулируют, когда говорят о высоких ценах на газ.
“Действительно, были пиковые моменты, когда цена доходила до 2000 евро за тысячу кубометров. И в этот момент мы начали решать проблему. Но давайте взглянем на сегодняшние цены. Импортный паритет европейских хабов в Украине опустился ниже 30 тыс. грн. за 1000 куб. м. Так может, на самом деле, особой проблемы и нет?”, – спросил Мизовец.
Для справки: 13 января, когда проходило заседание Energy Club, цена газа из хаба TTF с доставкой в границы Украины составляла 31,7 тыс. грн./1000 куб. м (данные УЭБ). 14 января цена выросла до 36,1 тыс. грн.
По мнению Мизовца, нынешняя ситуация может убрать с рынка предпринимателей, не умеющих вести бизнес в кризисных условиях. Это облегчит работу газодобытчикам, которым не придется продавать по более низким ценам газ “неэффективным” предпринимателям.
“Может быть, следует определить, есть ли смысл поддерживать таких производителей? Или, возможно, должен быть “естественный отбор” тех, кто не умеет эффективно работать, ввиду высокой цены на энергоносители. Я уверен, что будут компании, которые придут на их место и будут работать гораздо эффективнее. Может, в этом смысл кризиса? Потому что у нас доходит до абсурда – подсолнечное масло нашего производства стоит столько же, сколько оливковое, которое привозят из Италии с уплатой всех налогов. Поддерживая такие недостаточно эффективные производства, мы убиваем нашу газодобывающую отрасль”, – сказал Мизовец.
Он напомнил о негативном опыте государственного регулирования цен на газ – введении предельной цены для населения и для государственных учреждений (которых должен поддерживать Нафтогаз).
“Это привело к тому, что сейчас Нафтогаз продает населению газ по такой цене, которой даже не хватает, чтобы оплатить ренту (устанавливаемую исходя из импортного паритета за предыдущий период). Это абсурд – вы продаете газ меньше, чем по 8 грн., а рента больше, чем 8 грн. Эти механизмы не эффективны – идет вымывание средств из государственной компании и бизнесов по добыче газа, которые могли бы развиваться во время пиковых цен”, – сказал Мизовец.
Чего хотят добытчики газа
По данным Андрея Закревского, из-за природного падения без дополнительной доразведки украинские добытчики газа будут терять 10-15% добычи ежегодно. Начался период, когда без инвестиций увеличить добычу не получится.
“За последние три года сервисный рынок Украины сократился примерно на 60%. Единственными компаниями, которые сейчас могут поддержать деньгами нашу добычу, являются китайские компании. Все остальные мировые компании этого сделать не могут из-за энергетического кризиса. Но и Китай сейчас закрывает свою экономику от глобального кризиса. Если они закроются еще сильнее, то нам ждать каких-либо внешних денег не приходится. Остается рассчитывать только на внутренний ресурс, наличие ГТС и разветвленные хранилища газа. То есть мы оказались в ситуации, когда падаем, и помочь нам, кроме нас самих, некому”, – говорит Закревский.
По его мнению, не должно быть отдельно выделенных людей, которые меньше страдают от кризиса.
“Это ни к чему хорошему не приведет. Мы только получим новых олигархов, которые будут существовать за счет перекосов на рынке энергоносителей. Правила должны быть разумными и такими, которые можно посчитать. В постановлении, которое мы получили, как минимум – непонятные вещи, отпугивающие инвесторов. А инвестиции нам очень необходимы. Пока мы не сможем обеспечить 23 млрд. куб. м собственной добычи газа, наша ГТС будет стагнировать, и мы не сможем быть автономными”, – подытожил Закревский.
Кабинет министров 30 декабря 2021 года принял постановление, согласно которому 20% газа, добытого частными компаниями, вносятся в список продукции, торговля которыми осуществляется исключительно на организованных товарных рынках.
Площадкой для торгов определена “Украинская энергетическая биржа”. Это распоряжение действует до 30 апреля 2022 года.
В Минэкономики сообщили, что в январе частные газодобытчики продадут на бирже 80 млн. куб. м газа.
12 января Кабмин обнародовал порядок торгов “социальным” газом.
С 14 января производители пищевых продуктов с существенной социальной значимостью могут подавать заявки для участия в торгах по продаже природного газа собственной добычи. (Ярослав Маркин, Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)