Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: год вызовов и возможностей – что ждет газотранспортную систему в 2022 году

Почему сохранение транзитного статуса Украины необходимо не только нам, но странам ЕС.

В 2022 г. Украину ждут не только новые вызовы, но и новые возможности. Главная задача – борьба за сохранение транзитного статуса государства.

Для Украины это даже не вопрос доходов от транзита газа, это вопрос милитарной и энергетической безопасности.

Энергетический кризис в Европе, вызванный рыночными факторами и искусственно углубленный “Газпромом”, будет создавать значительную волатильность на рынке газа.

В 2021 году “Газпром” на 23% ограничил поставки газа в ЕС по сравнению с 2019 г. и использует кризис в своих интересах: для давления на Европу с целью ввода в эксплуатацию “Северного потока-2”, для побуждения стран заключать долгосрочные договоры на непрозрачных условиях и, конечно, для финансовой выгоды.

Улучшит ли ситуацию на европейском газовом рынке “Северный поток-2”?

Нет, не улучшится. Вопреки заявлениям российских экспертов он не увеличит поставки российского газа в ЕС. Его годовая пропускная способность – 55 млрд. куб. м. Мощность украинской ГТС – 146 млрд. куб. м, и, несмотря на дефицит газа в ЕС, “Газпром” в 2021 г. использовал чуть более 40 млрд. куб. м ее мощностей.

То есть возможность обеспечения нужд европейцев была и остается, отсутствует только политическая воля. Кроме того, в случае уменьшения объемов транзита газа по украинскому маршруту или остановки поставок мы будем вынуждены оптимизировать ГТС к потребностям внутреннего рынка, и тогда ЕС окажется в ловушке.

Он потеряет не только альтернативный маршрут, но и страховку в случае аварий и ремонтов на обходных газопроводах, как это было в 2021 году, когда из-за инцидента на болгарской ГТС Венгрия не смогла получить газ “Турецким потоком”.

Если учесть опыт эксплуатации Северного потока-1, то Северный поток-2 ежегодно придется останавливать на месяц для ремонта. Поэтому сохранение по Украине транзитного статуса необходимо не только нам, но и странам ЕС.

“Северный поток-2” – не экономический проект, а составляющая антиукраинского плана. Его сертификация, вопреки европейскому законодательству, и запуск газопровода угрожают энергетической безопасности Европы, экономически ослабляют Украину и открывают путь России для дальнейшей агрессии.

Однако вызовы и угрозы украинскому рынку газа, негативно влияющие на финансовое положение Оператора ГТС Украины, существуют и внутри страны.

С 2020 года ОГТСУ борется с неоплаченными отборами газа из ГТС. Такие системные отборы проводят операторы ГРМ – облгазы и горгазы – для покрытия собственных производственно-технологических затрат (ВТВ). До конца 2021 г. они задолжали Оператору ГТС более 12 млрд. грн.

Операторы ГРМ ежегодно собирают с потребителей почти 24 млрд. грн. за услуги распределения газа, из которых около 50% должны тратиться на покупку газа для ВТВ. Однако до Оператора ГТС доходит только незначительная часть этих средств.

Еще один важный фактор, который влияет на энергетический рынок Европы и будет влиять на дальнейшую стратегию Украины – “зеленый” энергетический переход и постепенный отказ от ископаемого топлива. Ключевой вопрос – скорость перехода, экономическая состоятельность и приоритеты стран.

Солнечная и ветровая поколения дают чистую, но недостаточно надежную и стабильную энергию. Нужны мощности для балансировки, которые смогут устранить этот недостаток. Учитывая это, европейские политики инициировали новый проект таксономии ЕС, который содержит и атомную, и газовую генерации.

Без ядерной энергетики очень тяжело удовлетворить базисный спрос на энергию.

В настоящее время балансирующую мощность невозможно обеспечить без угольной и газовой генерации. Развитие “зеленой” энергетики, строительство СЭС и ВЭС приведет к еще большей потребности в таких мощностях. У угольной генерации нет будущего, поэтому газ станет фундаментом для балансирующих мощностей.

Газовое поколение в Украине не слишком развито, газ больше используется для ТКЭ, однако с постепенным отказом от угля это будет меняться. В последующие два-три десятилетия природный газ будет играть роль ключевого переходного топлива и механизма балансировки возобновляемой энергетики.

Потребность в газе будет только расти. Чтобы меньше зависеть от его импорта, Украине необходимо увеличивать энергоэффективность и собственную газодобычу, развивать производство альтернативных возобновляемых газов, в частности, биометана.

“Зеленый” энергетический переход означает, что оператор ГТС должен просматривать свою бизнес-модель и включать в нее новые тренды и направления развития.

Сокращение выбросов и декарбонизация, использование низкоуглеродистых газов и водорода в среднесрочной перспективе будут являться ключевыми для всех операторов ГТС мира. Глобальный переход к низкоуглеродистой экономике для ОГТСУ будет заключаться в постепенном движении Украины к интегрированной чистой энергосистеме. (Сергей Макогон, генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

 

Exit mobile version