Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина до 2027 года должна увеличить добычу урана вдвое

До 2027 г. Украина должна увеличить добычу урана вдвое, а также наладить собственное производство диоксида циркония. Такие цели озвучил в конце декабря Кабинет министров. На их выполнение потребуется более 9 млрд. грн. Финансовая нагрузка в основном должна лечь на бюджет.

В последние годы, а в нынешнем отопительном сезоне особенно, атомная энергетика превратилась в атланта, который держит на себе всю энергосистему страны. Доля АЭС в украинском энергобалансе сегодня достигла рекордных 55%. В декабре-2021 атомные станции отработали на своем историческом максимуме. Как отметил профильный министр Герман Галущенко, в дни наибольшего похолодания АЭС производили более 300 млн. кВт/ч в сутки. Это вдвое больше, чем тепловые. И где-то на 20% выше стандартной нагрузки. В частности, Запорожская АЭС (между прочим, крупнейшая в Европе) впервые вышла на свою максимальную мощность – 6190 МВт, включив в работу все 6 энергоблоков.

При этом на территории Украины работает и крупнейшее на континенте уранодобывающее предприятие – Восточный ГОК. Однако он удовлетворяет потребности отечественных АЭС в урановом сырье лишь на 40%. Уместно уточнить, что речь не идет о конечном ядерном топливе. Украина на данном этапе уже не питает надежд наладить у себя полный цикл. Но даже если получаемые по импорту топливовыделяющие элементы будут произведены из отечественного урана, это тоже плюс, помогающий снизить себестоимость украинской атомной энергии.

В пересчете на базовое сырье АЭС страны потребляют сейчас 2,2-2,4 тыс. т. уранового концентрата в год. И эта потребность потенциально может расти. Согласно прогнозам “Энергоатома”, до более 3000 т после 2030 г. В то же время производственные показатели Восточного ГОКа в последние годы идут по нисходящей. В 2019 г. он выработал 800 т концентрата, в 2020-м – 744 тыс. т. За весь 2021 г. результаты еще официально не обнародованы, но по итогам 9 первых месяцев он отставал от прошлогоднего графика почти вдвое. А когда в 2023 г. из эксплуатации будет выведено отработанное Ватутинское месторождение, то производство может сократиться еще примерно на 100 т годовых. Не допустить этого и, наоборот, нарастить добычу, призвана свежая программа Кабмина. Однако неудовлетворительное финансовое положение Восточного ГОКа, а также его сложные отношения с компанией “Энергоатом”, являются первыми препятствиями для выполнения этих задач.

Еще правительство Владимира Гройсмана пыталось объединить два госпредприятия под одной крышей, т. е. передать ВостГОК на баланс “Энергоатома”. С точки зрения технологической цепочки это оправданно, но юридически оказалось неосуществимым. “Энергоатом” связан программными кредитами с ЕБРР и “Евроатомом”. И без их одобрения (а его, скорее всего, не было бы) совершить такую реструктуризацию нельзя. Поэтому теперь рассматривается вариант, чтобы атомный холдинг взял урановый комбинат в управление. Но тут главная загвоздка в том, как быть с погашением огромной кредитной задолженности Восточного ГОКа перед “Энергоатомом”. По состоянию на 1 октября 2021 г., объем недопоставленной продукции составлял 409 т уранового концентрата, или почти 1,5 млрд. грн. в денежном выражении. После того как осенью прошлого года на комбинат пришла новая дирекция, сторонам, похоже, удалось договориться о реструктуризации этого долга. Но договоренность сработает лишь в том случае, если Восточный ГОК будет прогрессировать в своей работе.

Новые горизонты

А для этого, по словам директора ГОКа Сергея Шовгели, необходим целый комплекс мер. В частности, реконструкция главного ствола и прокладка дополнительного ствола на Новоконстантиновской шахте, строительство сернокислотной установки на гидрометаллургическом заводе в Желтых Водах, а также реконструкция транспортных галерей и перегрузочных узлов Ингульской шахты. Из всего перечисленного приоритетным и по воплощению, и по себестоимости является новоконстантиновский проект. Как отмечает Сергей Шовгеля, для создания на база этого месторождения современного горнодобывающего предприятия мощностью 1,5 млн. т урановой руды в год необходимо 6,5 млрд. грн. Из 100 тыс. т украинской руды получается примерно 150 т уранового концентрата. Таким образом, после вывода Новоконстантиновской шахты на полную мощность она одна могла бы обеспечивать выпуск более 2000 т концентрата.

Сегодня Восточный ГОК разрабатывает 4 месторождения в Кировоградской области. Однако 3 из них – Ватутинское, Мичуринское и Центральное – находятся в эксплуатации уже 50 лет, так что их ресурс практически исчерпан. Поэтому основная ставка – на Новоконстантиновское месторождение, где промышленно-исследовательская добыча ведется сравнительно недавно, с 2011 г., а запасы оцениваются в 93 тыс. т (в пересчете на урановый концентрат). Т. е. работы хватит еще на 40-50 лет. Почти 80% этих запасов относятся к конкурентной ценовой категории до 80 долл./кг, остальные 20% – до 130 долл./кг. Добыча ведется на глубинах от 180 до 300 м. И основным сдерживающим фактором для увеличения ее объемов является низкая пропускная способность шахтных стволов. Для решения этой проблемы Восточный ГОК уже подготовил активную программу горно-буровых работ и начал закупку оборудования общей стоимостью 1,5 млрд. грн. В частности, в конце 2020 г. закуплено 7 машин от китайской корпорации XCMG, которые будут задействованы при раскрытии залежей на горизонте ниже 300 м.

Параллельно Восточный ГОК готовится приступить к разработке совершенно нового Апрелевского месторождения. Оно расположено в том же Маловысковском район Кировоградщины, между Новоконстантиновской и Смолинской шахтой. По предварительным оценкам геологов, содержание урана в здешней руде может оказаться самым высоких из всех известных в Украине залежей. Но добычу на Апрелевском начинать нужно практически с нуля, поэтому на производственные пики его удастся вывести лет через десять. Согласно правительственному плану, первые 47 т уранового сырья с Апрелевского месторождения будет получено только в 2026 г. Новоконстантиновское к тому времени должно уже обеспечивать выпуск более 1200 т концентрата. Фактически следующие 5 лет уйдут на подготовку проектной документации и получение всех необходимых разрешений на освоение Апрелевского месторождения.

Сера и цирконий

Впрочем, увеличение объемов добычи урановой руды не будет иметь смысла, если ВостГОК не сможет обеспечить себя в адекватных объемах серной кислотой, играющей ключевую роль в процессе выщелачивания урановой руды. Работающая в составе комбината установка по производству кислоты уже морально устарела. К тому же сейчас она удовлетворяет и нужды других украинских потребителей – металлургов, химиков. Через 5 лет, согласно плану активизации урановой добычи, комбинату потребуется до 200 тыс. т серной кислоты в год. И подобная перспектива способна добавить напряжения на рынке этой химической субстанции.

Как известно, в 2018 г. Министерство экономики установило квоты на импорт серной кислоты в страну. В августе 2021 г. они были продлены еще на 3 года, хотя и несколько расширены. Подобная мера дала стимул внутреннему производству. Например, у объединения “Сумыхимпром” производство кислоты выросло за период действия квот более чем в 3 раза. Вместе с тем, и цены на это продукт увеличились вдвое. Многие внутренние потребители высказывали недовольство по этому поводу и призывали Кабмин отказаться от квот. Поскольку отсутствие поставок извне привело фактически к ценовому диктату двух крупнейших производителей серной кислоты. Теперь же к этому может добавиться и риск дефицита. Если к 2026 г. в Желтых Водах не построят новую сернокислотную установку ориентировочной стоимостью в 1,5 млрд. грн.

Наконец, третьим вектором в программе развития сырьевой базы для украинского атомно-промышленного комплекса является создание собственного производства диоксида циркония. В дальнейшем этот полуфабрикат может быть предложен иностранным компаниям для изготовления циркониевых сплавов и проката – материала для оболочек (трубок) ядерного топлива. Первые 10 т диоксида циркония в Минэнерго хотели бы получить в 2026 г., а в следующем – уже 100 т, на перспективу – 320 т. Теоретически это возможно, но технологически, возможно даже, сложнее, чем нарастить урановую добычу.

Циркониевые площадки в составе Приднепровского химического завода (который в свою очередь входит в состав Восточного ГОКа) сегодня законсервированы. Для того, чтобы организовать там передел циркониевого сырья, нужно произвести генеральную технологическую переоснастку. При этом само сырье получать придется не по корпоративной цепочке, как в случае с ураном, а извне. Добычей циркониевых руд в Украине занимается Вольногорский горно-обогатительный комбинат. А это уже вотчина другой госструктуры – Объединенной горно-химической компании. Которую, кстати, правительство пытается безуспешно, но упорно приватизировать. Исходя из этого, циркониевые ожидания Минэнерго достаточно эфемерны, а вот урановые – ближе к реальности. Правда, чтобы они стали явью, Кабмину придется либо отпустить цены на урановое сырье, которое “Энергоатом” покупает у Восточного ГОКа, либо ввести целевую надбавку к тарифу на электричество, вырабатываемое АЭС. За счет этого можно будет саккумулировать определенный запас капиталовложений. Но для конечного потребителя электроэнергия подорожает в любом из случаев. (Ярослав Ярош, Minprom.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version