Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: чем грозит государственное регулирование цен на природный газ

Как государственное регулирование рынка природного газа сдерживает прямые иностранные инвестиции в отрасль и подрывает взятые Украиной международные обязательства.

Энергетический кризис накрыл все страны Европы, и, безусловно, является одним из главных вызовов в Украине.

Быстрое восстановление экономик в 2021 г. привело к резкому увеличению спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в странах Азии, а стремительный процесс декарбонизации экономик европейских стран и резкое сокращение добычи угля стало триггером для рекордного роста цен на природный газ.

Более того, манипуляции с поставками газа со стороны РФ для ускорения пуска “Северного потока-2” еще больше разгоняют волатильность цен.

Каждая страна Европы испытывает на себе негативные последствия цен на энергоносители, только реакция и действия правительств стран разные: Ирландия предложила 30% налоговую скидку на тепло и электроэнергию для населения, Польша снижает ставку НДС на продовольственные товары и удобрения до 0%, на природный газ 23% до 8% (с 01.02 до 0%), Чехия отменила НДС по тарифам на газ и электроэнергию.

Также ряд стран разработали программы по государственному субсидированию для уязвимых слоев населения.

Украина не пошла по европейскому пути снижения налоговой нагрузки и избрала курс на государственное регулирование цен на частичную реализацию природного газа частной добычи с фиксированной наценкой не более 24% для производителей социально значимых товаров с января по апрель 2022 г.

Какие последствия?

В первую очередь это прямое влияние на уменьшение добычи газа в стране.

С 2017 по 2021 г. частный сектор демонстрирует положительную динамику добычи в отличие от государственного. Для увеличения добычи необходимы многомиллионные инвестиции в разработку месторождений и бурение.

Важно не забывать ценовую конъюнктуру на газ в 2020 г., когда у газодобывающих компаний была одна задача – выжить, и как раз благодаря 2021 г. у компаний появилась возможность инвестировать в капиталоемкие программы бурения.

Избранные правительством нерыночные механизмы не смогут защитить население во время кризиса, а несут угрозу сокращения собственной добычи и усиления импортозависимости страны.

Более того, имеется высокий риск злоупотребления “социальным” газом, так как не существует четкого механизма контроля за целевым использованием газа.

Сам по себе принцип реализации на бирже заключается в постоянном поднятии цены за лот, в случае с “социальным” газом необходимо заключать прямые контракты между добытчиками и трейдерами по утвержденному списку конечных потребителей Комитетом по надзору.

Что нужно для прохождения кризисного периода?

  1. Снижение налоговой нагрузки

В первую очередь, это снижение НДС с 20% на 10% на энергоносители и социально значимые товары, а еще лучшее введение 0% ставки.

Это позволит снизить цену реализации для населения, обеспечит прибыльность производителей и возможность уплаты налогов в государственный бюджет.

  1. Снижение рентной платы

В Украине самое высокое рентное налогообложение за использование недр в Европе. Введенную рентную ставку 12% и 6% для скважин (до 5 тыс. м и более 5 тыс. м глубиной), пробуренных с 2018 г., необходимо продлить до 2030 г., а также распространить ее действие на все нефтяные и газоносные скважины.

Важно сформировать политику государственной поддержки украинских добытчиков для увеличения промышленной добычи газа, а не подавлять налоги ради краткосрочного эффекта.

  1. Государственное субсидирование

Адресное государственное субсидирование уязвимых слоев населения и производителей “социальных” товаров даст более положительный эффект для прохождения кризиса, в отличие от искусственного вмешательства в рыночную экономику страны.

Энергетическая безопасность является одной из основ национальной безопасности Украины. Необходимо стараться сократить разницу между внутренним потреблением и собственной добычей.

Задача не простая, но реальная: за счет государственных программ по энергоэффективности и созданию благоприятных условий для украинских газодобывающих компаний.

В долгосрочной перспективе это позволит усилить энергетическую независимость из-за поступления инвестиций в отрасль страны и нивелирует влияние геополитических манипуляций вокруг импорта энергоресурсов. (Виктор Гладун, СЕО JKX Oil&Gas PLC и СП ПГНК, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version