Во Львовской области хотят построить завод по производству синтетического автомобильного топлива из угля. Идея интересная, но нереалистичная.
Львовский облсовет отчитался о большом инвестиционном проекте. Китай, Саудовская Аравия и Катар презентовали идею построить большой современный комплекс по производству моторного топлива. Изготовлять продукцию хотят на основе оригинальной технологии – из угля Львовско-Волынского каменноугольного бассейна.
По плану общие инвестиции в строительство завода по производству синтетического топлива из угля составляют $5 млрд., а производить хотят 2 млн. т бензина в год.
Завод хотят построить на территории Белзкой громады – между городами Белз и Угнев, то есть в нескольких километрах от польской границы. Очевидно, инвестор видит выгоду не только в сырье, но и в транспортировке продукции, если речь пойдет о рынке Евросоюза. Однако пока что это только проект, реализация которого может занять много времени, а то и вовсе не состояться.
Проблема в технологии
Сжиженный уголь – это технология, которая разрабатывалась с начала ХХ в. Она позволяет использовать альтернативное топливо в условиях нехватки нефти. Заводы про производству синтетического топлива из угля работали в середине 1930-х в Германии – как известно, страна обладает незначительными запасами нефти. В 1945 г. эта деятельность была запрещена Потсдамской конференцией.
Дефицит нефти привел к производству сжиженного угля и в Южной Африке в 1950-х. Этот бизнес пользовался значительной популярностью, пребывая под государственной защитой во времена апартеида. Южная Африка продолжает производить жидкое топливо из угля и по сей день. Три завода местной компании Sasol производят 160 тыс. баррелей в день топлива из угля, что обеспечивает 30% потребности страны в транспортном топливе.
С развитием технологий уголь стал не единственной альтернативой для производства синтетического топлива. Существуют проекты по его выработке даже из воды и углекислого газа. На данный момент говорить о производстве промышленных масштабов такого экологического топлива не приходится. В сентябре 2021 г. немецкие ученые и промышленники разработали систему, которая может производить бензин из метанола, получаемого из углекислого газа и водорода без использования ископаемых. Пилотная система производила 100 л топлива в час. В планах ученых выдавать 1 млн. т к 2030 г. Такой бензин будет стоить 0,8-1,2 евро/л, что конкурентно даже по нынешним меркам.
Есть и другие разработки. Недавно немецкая некоммерческая компания Atmosfair при содействии министерства окружающей среды ФРГ, компании Siemens и еще ряда других решила синтезировать сырую нефть из воды, а из нее уже производить авиационный керосин. Объемы продукции поскромнее и она дороже – 8 баррелей керосина в сутки по цене 5 евро/л.
Однако это скорее проекты на будущее, подкрепленные политическим трендом на экологичность. С углем тут сложнее. Технологически процесс выглядит как газификация угля, который сжижают до эквивалента топлива. Проблема в том, что сжиженный уголь выделяет в два раза больше CO2, чем сжигание нефти, и большое количество SO2 (оксид серы). Однако выбросы углекислого газа легче и дешевле улавливаются на специальных установках. Таким образом, есть техническая возможность производить топливо, которое не будет попадать под ограничения в рамках Европейского зеленого курса, но для это потребуются значительные капиталовложения, чтобы выдержать технологию. Однако без упомянутых выше установок при производстве такого бензина углеродный след может быть минимум на 150-175% больше, чем у обычного бензина из нефти.
Работа на жидком угле на 30% чище, чем на бензине, но критики технологии утверждают, что из-за высоких затрат и рисков для окружающей среды (при производстве), использование жидкого угля возможно в долгосрочной перспективе при государственной поддержке только в тех странах, где это необходимо.
Была информация о том, что заводы по производству такого топлива строятся в Индии, Китае, угольных штатах США, но технология требует огромных инвестиций, потому что фактически нужно строить новую инфраструктуру. Эти средства исчисляются сотнями миллиардов долларов, которые в кризисные времена сложно найти. Поэтому производство синтетического топлива из угля может реализовываться только локально.
“Готовы начинать работы хоть завтра”
Имена людей, которые презентовали проект во Львове, опубликовал на своей странице в Facebook заместитель главы комиссии Львовского облсовета по вопросам ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Тарас Подвирный – это руководящий директор компании Gulf Petroleum LTD (Катар, компания отвечает за организацию финансирования проекта) Абдул Азиз Аль-Делаими и руководящий директор компании China National Chemical Engineering & Constraction Corporation SEVEN., LTD (Саудовская Аравия, генеральный подрядчик проекта) Ченг Вэй.
По словам Подвирного, представители инвесторов изучают возможности для такого проекта в Украине с 2018 г. и нашли источник сырья – шахта “Тягловская” около Угнева и Белза, где сформирована объединенная громада. По мнению депутата, инвесторы нацелены на экспорт продукции в Европу.
“Они готовы привлечь деньги от частного капитала, и государственных банков под внедрение этого проекта на границе с Польшей. Я так понимаю, что 2 млн. т производства бензина, которые они декларируют, – это с перспективой на экспорт. Поэтому им и интересна территория на границе с Польшей”, – говорит Подвирный.
По его словам, инвесторы хотят создать современный экологически чистый завод с социальной инфраструктурой. Идея принадлежит Катару, подрядчики будут из Китая, финансирование в складчину тремя странами. Однако проблема в бюрократии. “У нас законодательство так прописано, что на изготовление технико-экономического обоснования нужно 18 месяцев. Инвесторы не понимают, как можно ждать документы полтора года. У них уже есть ресурсы, они готовы начинать работы хоть завтра”, – отметил Подвирный.
Почем синтетика?
Но проект вызывает очень много вопросов. Декларируются огромные инвестиции в $5 млрд. – здесь самое время выписывать инвестиционную няню и вести переговоры с правительством, но этого не наблюдается.
Непонятно, хватит ли украинского угля, если для производства двух баррелей сжиженного угля нужна тонна ископаемых, или он все-таки будет импортироваться и интерес только в расположении завода. Тем более что Украина собралась отказываться от добычи угля в обозримом будущем. Есть у экспертов сомнения также в отношении экологичности производства.
“По сути, просто идет прощупывание почвы, насколько мы готовы согласиться развернуть у себя не вполне понятное экологически производство, чтобы увеличить объемы выпуска углеводородов”, – отмечает глава НТЦ “Психея” Сергей Сапегин.
Также на данный момент неясно, насколько это топливо будет конкурентоспособно по цене, которую никто не берется назвать. 2 млн. т бензина может быть много для Украины с потреблением в 2,2 млн. т бензина и 7-8 млн. т дизельного топлива в год. Но для Европы с годовым потреблением бензина более 100 млн. т в год это могут быть не очень существенные объемы.
“Сегодня недостатка поставок углеводородного топлива нет ни в Украине, ни в Европе – говорит Леонид Косянчук. – Для чего городить этот огород, непонятно. Сейчас ориентируются на альтернативные источники – на электромобили, гибриды, водородные и так далее. Понятно, что на машине можно ездить и на древесных чурках. Если это двигатель внутреннего сгорания, то сегодня к ним применяются достаточно жесткие требования по Евро-5, выбросам, октану и так далее. И куда мы премся со своим синтетическим топливом?”
Эксперты допускают, что синтетика может быть конкурентна на украинском рынке, но в том случае, если не будет расти цена на сырье и производство.
“Потребитель всегда ищет возможность сэкономить на топливе. Если ему будет предложена ценовая альтернатива в виде такого топлива, я думаю, он согласится”, – говорит Сергей Сапегин.
Более важные задачи
Глава “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн считает, что украинскому производителю бензина не стоит нервничать по поводу идеи строительства завода во Львовской области: “Поверьте, что никто не обратил даже на это внимания. Это космические корабли, которые бороздят просторы большого театра. Никому неизвестная компания во львовских дебрях что-то будет строить… Это смешно”, – говорит эксперт.
О чем следовало бы реально подумать, так это о производстве собственного бензина. Особенно в условии зависимости от импорта. Тот же Кременчугский НПЗ загружен менее чем на половину мощностей. А, например, Беларусь с 7 февраля запрещает транзит литовских нефтепродуктов через свою территорию в Украину, а это около 10% украинского рынка. Такие случаи можно было подстраховать.
“Для рынка это 700 тыс. т дизеля и 300 тыс. т бензина из Литвы в год – есть над чем думать. Но импортеры относятся к этому достаточно прохладно, потому что эти недостающие объемы будут замещены белорусскими, которые не хуже и дешевле, чем литовские”, – отмечает Леонид Косянчук.
“Нам необходимо поднимать внутреннее производство топлива, – говорит Сергей Куюн. – Нужна разумная поддержка, чтобы стимулировать заводы, больше перерабатывать нефти – снижать портовые тарифы, снижать тарифы на транспортировку, возможно, сделать приоритетными закупки госкомпаний, чтобы они покупали именно украинское топливо. Но нет даже намека, чтобы это кто-то делал”.
В целом инициатива с постройкой завода по производству синтетического топлива в Украине выглядит странно. Многие производители автомобилей пытаются тестировать технологию производства бензина из других ресурсов, кроме нефти, но признают, что она будет затребована не ранее чем через десятилетие, и сосредотачивают разработки на двигателях на электрической тяге и гибридах. Возможно, к тому времени и в Украине реализуется идея с таким заводом.
“Если это и произойдет, то едва ли в текущее десятилетие”, – говорит Леонид Косянчук.
“Не раньше чем через три года, а реально через пять лет, мы бы получили такой завод, – отмечает Сергей Сапегин. – Это дороги, инфраструктура, хранение, утилизация, экологические вопросы. Что будет с рынком через 5 лет? Мы можем не учесть какие-то риски, которые приведут к тому, что завод не запустится”. (Алексей Гавриленко, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)