В Верховной Раде родилась идея повысить ставку рентной платы на добычу природного газа – власть думает, где брать деньги на свои предвыборные программы.
9 февраля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №7038, которым хотят ввести дифференцированную рентную плату за добычу природного газа. Его инициатор – глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Идея заключается в том, чтобы привязать ренту к цене реализации газа: чем выше цена на таможне, европейской или украинской биржах, тем выше ставка. Автор идеи утверждает, что стремительный рост цены продажи газа не влияет на себестоимость добычи, зато возникает экстра-маржа, на которую добывающие компании даже не рассчитывали.
Дополнительные доходы от дифференцированной ренты хотят использовать в качестве субсидий гражданам и компаниям, которые больше всего пострадали от роста цен на природный газ.
Возникает вопрос, насколько справедлив такой подход и позволит ли он аккумулировать достаточно средств для заявленных целей.
Сколько денег даст новая рента
Согласно действующим нормам Налогового кодекса рента для старых скважин до 5 км составляет 29%, более 5 км – 14%. Для новых ставки меньше, что должно стимулировать добычу: 12% – для скважин до 5 км и 6% – более 5 км. Все эти ставки будут сохраняться при цене газа $200/тыс. куб. м. Рента будет увеличиваться на 10% за каждые $200 в цене газа.
Максимальный размер предлагают установить при цене более $800/тыс. куб. м. Следовательно, максимальная рента при таких обстоятельствах поднимется до 69% для старых скважин до 5 км и 54% – свыше 5 км, и до 52% – для новых скважин до 5 км и 46% – более 5 км. По сути, рента за газ при таких ценах, как сейчас, должна вырасти на 40%
По данным Госказначейства, по результатам 2021 г. госбюджет Украины получил от рентной платы за пользование недрами по добыче природного газа 59 млрд. грн., еще 3 млрд. грн. получили местные бюджеты (95% ренты идет в госбюджет и только 5% – в местные). Предложенные изменения приведут к тому, что эти поступления, грубо говоря, увеличатся от 1,5 до 3 раз, а это дополнительно 30-120 млрд. грн. в государственную казну.
Этих денег хватит не только на жилищно-коммунальные субсидии при текущем запросе на эти расходы в 38-40 млрд. грн., но и на другие амбициозные государственные программы.
Глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко отмечает, что новые ставки по ренте могут начать работать в 2023 г. Именно на этот год у власти большие планы. В частности, запуск экономического паспорта украинца. Согласно этой инициативе планируется направлять 47,5% поступлений от ренты на добычу газа и нефти в 2023 г. на накопительные счета новорожденных граждан. В дальнейшем этот процент должен вырасти до 95% в 2033 г.
“Большая часть ренты пойдет в котел общего фонда государственного бюджета, – говорит аналитик. – В 2023 году – это экономический паспорт украинца, это запуск накопительной пенсионной системы. Только две эти инициативы тянут за собой 100 млрд. грн. С накопительной системой это связано с тем, что процент, который будет браться из зарплаты и идти не в Пенсионный фонд на солидарную систему, а откладываться на пенсионный счет работника, будет удваиваться за счет госбюджета. Эту сумму надо где-то брать. Она будет идти из общего фонда госбюджета, и это где-то 30 млрд. грн.”.
Рискнем предположить, что таким повышением ренты власти планируют обеспечить свои программы финансово, но эффект от нововведения будет отрицательным и краткосрочным.
Падение добычи
В Украине уже есть опыт повышения ренты на добычу природного газа. В августе 2014 г. Верховная Рада резко увеличила ее с 28 до 55% для скважин глубиной до 5 км. Это была мера, связанная с экономическим кризисом того времени. В результате большинство крупных частных газодобытчиков заявили о приостановке инвестиций. В первой половине 2015 г. из 45 частных газодобытчиков Украины 80% сократили добычу. Результаты “Укргаздобычи” за тот период упали на 3,2%, у “Укрнафты” – на 12,1%.
Ассоциация газодобывающих компаний Украины (АГКУ) отмечает, что из-за повышении ренты в 2015 г. были свернуты проекты на сумму $400 млн. Это привело к невозможности бурения 90% скважин, которые ранее компании планировали пробурить. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. независимые газодобытчики уменьшили капитальные инвестиции в сектор на 80%. Часть компаний сократила объемы добычи, а в некоторых падение составило 40-50%.
Повышение ренты имело значительный инерционный эффект. В последующие годы темпы прироста частных добытчиков составляли всего 0,2 млрд. кубометров газа, хотя до этого прирост был на уровне 0,6-0,8 млрд. куб. м в год. Словом, частный сектор мог бы добыть рекордные 5 млрд. куб. м газа не в 2021 г., а в 2017-2018 гг.
В итоге ренту на добычу газа пришлось не только снижать до былого уровня, но и вводить стимулирующие ставки, которые действуют на сегодняшний день. Эксперты прогнозируют, что если ввести новые ставки ренты, результат будет аналогичный тому, что был 2014-2015 гг.
“Есть угроза, что это будет иметь негативный эффект на развитие добывающей отрасли. Цены сейчас высокие, будет действовать высокая ставка. Никто при таких обстоятельствах вкладывать деньги в развитие бизнеса не будет”, – говорит основатель ExPro Consulting Геннадий Кобаль.
“По сути, повышение рентной платы приведет к снижению инвестиционной привлекательности газодобывающей отрасли, к снижению добычи и увеличению зависимости от импорта, – отмечает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. – Наоборот, нужно поддерживать стимулирующие условия для газодобытчиков, а не разрушать тот инвестиционный климат, который с очень большими трудностями удалось обеспечить. Если примут предложение господина Гетманцева и сделают, как он предлагает, тогда мы можем ожидать, что в течение следующих 5 лет добыча в Украине в целом может упасть на 20-25%”.
В АГКУ считают, что без постоянных инвестиций в отрасль, которые заберет повышение ренты, добыча будет уменьшаться не менее чем на 10-15% в год. Отметим, что падение добычи означает падение и рентных платежей. Каждые 10% падения добычи – это минус 6 млрд. грн. при нынешних показателях.
Самые высокие ставки – в Украине
Возможное сокращение добычи газа – неприятная новость для Украины, которая зависит от импорта этого энергоресурса приблизительно на треть (10 млрд. куб. м). Согласно правительственным программам страна должна обеспечивать себя собственным газом к 2030 г, поэтому нужно стимулировать добычу, а не сокращать ее.
“У нас в 2024 г. заканчивается транзит российского газа, – напоминает Геннадий Кобаль. – На этот момент нам нужно увеличить собственную добычу, чтобы компенсировать эту потерю. А мы вместо того, чтобы приложить усилия к увеличению добычи, начинаем экспериментировать с рентой”.
В АГКУ отмечают, что в газодобывающих странах ЕС, которые также зависимы от импорта газа, рентные ставки за добычу значительно ниже, чем в Украине. Например, в Польше они составляют 1,5-3%, в Румынии – от 3,5% до 13%, в Венгрии – от 2% до 30%. Ни одна из добывающих стран не повышает и не собирается повышать ренту.
“Рента в Украине сейчас, еще до повышения, самая высокая в Европе, – говорит Геннадий Кобаль. – В Европе мало добывающих стран. В основном рента составляет там 4, 5, 12, 15%”.
Идея с повышением ренты коварна и в другом измерении. Получается, что власть не рассчитывает на снижение импортных цен на энергоносители и собирается использовать высокие биржевые цены для наполнения бюджета. На фоне таких высоких цен в Польше, например, снижают ставку НДС на газ с 23 до 8%, а в Украине хотят использовать газовые котировки ради привлечения части прибыли газового бизнеса в бюджет. Очевидно, что единственным результатом этой авантюры может быть разовое краткосрочное увеличение поступлений в бюджет. Все для выборов, все для победы? (Алексей Гавриленко, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)