Украина образцово выполняет условия договора о нераспространении ядерного оружия.
Российская пропаганда обвиняет Украину в тайных попытках создания ядерного оружия, придумав таким образом очередное оправдание нападения на нашу страну. Выдвигаемые аргументы выглядят абсурдно, но Кремль, похоже, это совершенно не смущает, да и население РФ, скорее всего, в оче-редной раз примет телевизионную ложь за чистую правду. При этом российские оккупанты обстрели-вают украинские атомные объекты, в том числе Запорожскую АЭС, что можно квалифицировать как ядерный терроризм.
Российское руководство вчистую проиграло информационную войну, связанную со вторжением в Ук-раину. Официальной пропаганде агрессора так и не удалось убедить мировое общество в “нацизме” и “милитаризме” украинцев. Поэтому, пытаясь оправдать свою агрессию, россияне выдумывают новые обвинения в адрес нашего государства.
В последние дни сразу несколько российских информационных агентств распространили информацию о том, что якобы Украина уже много лет, еще с 1994 г., реализует собственную ядерную программу. Эти работы были усилены в 2014 г. якобы по распоряжению президента Петра Порошенко, и уже в ближайшее время Украина может стать государством, владеющим ядерным оружием.
Утверждается, что основная роль в разработках отводилась ученым Харьковского физико-технического института (ННЦ ХФТИ), который 6 марта обстреляли оккупанты, а помогали им коллеги из научных институтов по всей Украине, включая Институт проблем безопасности АЭС (ИПБ АЭС).
Именно этим россияне пытаются оправдать свое нападение на нашу страну и захват ряда ядерных объектов, в частности, зоны отчуждения остановленной Чернобыльской АЭС и действующей Запо-рожской АЭС.
На кого рассчитаны подобного рода заявления, сказать сложно. Во всяком случае, отраслевые спе-циалисты, разбирающиеся в ядерных технологиях, утверждают, что они представляют собой абсо-лютный фейк, никак не связанный с реальной ситуацией в ядерной отрасли Украины.
В частности, генеральный директор Национального научного центра “Харьковский физико-технический институт” академик Николай Шульга и директор Института проблем безопасности атом-ных электростанций академик Анатолий Носовский выпустили совместное заявление, в котором на-помнили, что Украина после обретения независимости отказалась от ядерного арсенала и присоеди-нилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. И с тех пор досконально выполняет усло-вия данного договора под постоянным контролем со стороны Департамента ядерных гарантий Меж-дународного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
“Инспекторы Венского международного центра МАГАТЭ проводят инспекционные обследования тер-риторий научных институтов, лабораторных и офисных помещений в Харькове, Киеве и городе Чер-нобыле с целью проверки отсутствия незаявленных ядерных материалов и деятельности научных уч-реждений, которая не отвечает уставным задачам, – сообщили академики. – Во время этих обследова-ний инспекторы МАГАТЭ проверяют деятельность институтов, научные и практические возможности исследовательских лабораторий, проводят необходимые обследования и измерения с помощью спе-циального оборудования”.
Также под постоянным наблюдением МАГАТЭ находился и весь ядерный материал (высокообогащен-ный уран), который находился на площадках научных учреждений ХФТИ и Института ядерных иссле-дований (ИЯИ) НАН Украины, и теоретически мог бы быть использован для создания оружия. А в мар-те 2012 г. президент Виктор Янукович, добиваясь встречи с президентом США Бараком Обамой, со-гласился на передачу всего обогащенного урана (около 120 килограммов), который находился в рас-поряжении Украины.
“Эти радиоактивные материалы остались в украинских исследовательских учреждениях еще со вре-мен Советского Союза, – объясняет эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная. – И хранились они там в соответствии со всеми международными правилами. Однако позже между Россией и США было заключено соглашение о снижении рисков распространения ядерного оружия, которое, в частно-сти, предполагало, что все высокообогащенные материалы должны были вернуться в те страны, из которых они происходят. Следовательно, согласно этому соглашению, весь украинский обогащенный уран был отправлен в Россию”.
Таким образом, никаких возможностей создать собственное ядерное оружие у Украины никогда не было. А создание таких возможностей является очень кропотливым, продолжительным и затратным делом. К тому же страны, которые вопреки международным соглашениям пытаются завладеть ядер-ным оружием, как правило, сталкиваются с большими проблемами в международных отношениях и оказываются под действием многочисленных санкций (в качестве примеров можно привести Север-ную Корею и Иран).
Украина никогда не была замечена в каких-либо действиях, которые могли бы свидетельствовать о наличии разработок ядерного оружия. Об этом после начала российской информационной кампании заявил генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.
“Этот вопрос для нас полностью ясен, – сказал чиновник. – У нас нет никакой информации, которая бы ставила под сомнение выполнение Украиной обязательств по нераспространению ядерного оружия”.
Он также подчеркнул, что у МАГАТЭ нет информации о каких-либо незадекларированных ядерных материалах или деятельности, ведущей к разработке ядерного оружия.
Обмануть МАГАТЭ: миссия невозможна
Нужно отметить, что глава МАГАТЭ – самый авторитетный в мире специалист по данному вопросу. Ведь основным предназначением этой структуры является контроль над нераспространением ядер-ных материалов и технологий, которые могут привести к созданию атомной бомбы. И существует сис-тема международных соглашений, которая обеспечивает этой организации широкие возможности кон-троля н ядерными объектами.
“Основные меры контроля за нераспространением определяет Соглашение о гарантиях и Дополни-тельный протокол к Соглашению о гарантиях, которые являются частью Договора о нераспростране-нии ядерного оружия, – рассказала Ольга Кошарная. – Эти меры включают три основных компонента: экспортный контроль технологий двойного использования, учет и контроль ядерных материалов, фи-зическая защита ядерных материалов”.
По всем этим направлениям МАГАТЭ осуществляет постоянный мониторинг. Специалисты организа-ции внимательно отслеживают перемещение огромной номенклатуры товаров двойного назначения (то есть таких, которые могут быть использованы, как для разрешенных работ с “мирным атомом”, так и при производстве ядерного оружия. Контроль нацелен на то, чтобы ни одно государство, которое не имеет статуса ядерного, не могло из купленных в разных странах компонентов собрать специальные центрифуги, применяемые при создании атомного оружия.
“В Украине создана очень эффективная система экспортного контроля, – говорит Ольга Кошарная. – Наше законодательство включает наиболее совершенный мировой опыт в этой сфере. На протяжении последних десятилетий Украина считается примерным государством в сфере соблюдения междуна-родных норм”.
Также осуществляется постоянный непосредственный мониторинг перемещений всех радиоактивных материалов как на электростанциях, так и в исследовательских центрах, таких как ХФТИ и ИЯИ.
“На всех атомных станциях есть специальные видеокамеры, через которые МАГАТЭ может в реаль-ном времени наблюдать все перемещения ядерных материалов, – говорит Кошарная. – Например, за-грузка отработанного топлива в контейнеры. И при каждой загрузке на место прибывает инспектор МАГАТЭ, который досконально проверяет содержимое контейнера и опломбирует его. Существует также процедура внезапных инспекций, когда эксперты МАГАТЭ без предупреждения приезжают на объекты, чтобы убедиться, что там выполняются все обязательства. Есть и ряд других мер учета и контроля, благодаря которым обмануть МАГАТЭ и скрыть какие-то ядерные материалы является практически невыполнимой задачей.
Ну и, конечно же, международная организация тщательно контролирует условия хранения всех ра-диоактивных материалов, предъявляя для них очень высокие стандарты безопасности.
В Чернобыле плутония нет
Впрочем, причиной того, что у Украины нет и не может быть никаких планов по обретению ядерного оружия, являются не только международные обязательства и жесткий контроль со стороны МАГАТЭ. Это также невозможно как по технологическим, так и по экономическим причинам, даже несмотря на то, что Украина владеет определенными запасами природного сырья.
С 40-х годов прошлого столетия в Украине разрабатывается несколько месторождений, расположен-ных преимущественно в Кировоградской области. Однако реальная добыча невелика и покрывает лишь около 30% от текущих потребностей отечественной энергетики. Добытая руда в Украине обога-щается (причем речь идет только об увеличении общей концентрации урана, а не о разделении изо-топов, что необходимо для создания ядерного топлива или атомных бомб).
“Разделение изотопов – очень сложный и грязный технологический процесс, – говорит Ольга Кошар-ная. – Этой технологией обладают только несколько ядерных стран, такие как США, Франция, Велико-британия, Россия… К тому же, он очень затратен, и “потянуть” его могут только очень мощные в эко-номическом отношении страны. Украине это явно не под силу. К тому же, специальные центрифуги, с помощью которых отделяются необходимые изотопы радиоактивных элементов, являются очень гро-моздкими объектами, которые невозможно скрыть от международного сообщества”.
Также, по словам эксперта, полным бредом являются утверждения пропаганды о том, что якобы Ук-раина пыталась добывать оружейный плутоний (основной элемент для производства современного ядерного оружия) из отработанного топлива, оставшегося на Чернобыльской АЭС.
“В первую очередь из-за того, что его там нет, – говорит Кошарная. – По данным исследований, плуто-ний там присутствует только в виде следов (то есть его концентрацию даже трудно определить). Так что для того, чтобы выделить сколько-нибудь значительное количество плутония, нужно переработать огромную массу топлива. А это не только непосильно для Украины экономически, но и невозможно сделать так, чтобы это не было замечено МАГАТЭ”.
Как выглядит ядерный террор
Таким образом, попытка представить Украину как ядерного террориста, готового разрушить мировую безопасность, является абсолютно бесперспективным занятием, поскольку международные специа-листы данной отрасли прекрасно знают положение вещей и не поверят никаким пропагандистским фейкам.
В то же время действия самой России по захвату украинских ядерных объектов, в частности на Чер-нобыльской и Запорожской АЭС, полностью подпадают под определение терроризма, например, Ме-ждународной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, а также Конвенции о физической защите ядерного материала, стороной которых является РФ.
Отметим, что ЧАЭС была захвачена российскими войсками уже 24 февраля, то есть в первый же день вторжения в Украину. С тех пор персонал станции находится в заложниках, работает без смены, что противоречит условиям эксплуатации такого объекта. Передвигаясь по зоне отчуждения, российская бронетехника разворошила верхний слой почвы. Это привело к повышению радиационного фона во-круг, да и сами российские военный получили дозу излучения.
3 марта Украина обратилась в МАГАТЭ в связи с захватом российскими военными Чернобыльской АЭС, в том числе обоих хранилищ отработанного ядерного топлива, нового безопасного конфайнмен-та объекта “Укрытие” и трех энергоблоков, находящихся на этапе снятия с эксплуатации. 9 марта ЧА-ЭС и зона отчуждения были полностью обесточены.
Захват такого объекта, как ЧАЭС противоречит положениям Дополнительного протокола к Женевской конвенции 1949 года, согласно которому плотины, дамбы и атомные электростанции не могут являть-ся объектом для нападения.
Нарушения норм этих конвенций должны сопровождаться уголовным преследованием и наложением жестких санкций, учитывая тяжесть преступлений. Однако на сегодняшний день, реакция мирового сообщества на подобные действия очень вялая.
Несмотря на то, что были введены многочисленные санкции против многих отраслей российской эко-номики, эти санкции так и не затронули корпорацию “Росатом”, не наложены какие-либо ограничения на экспорт ядерных технологий и топлива для АЭС из России.
Поэтому Украина должна добиться введения санкции против “Росатома”, включая все его составляю-щие, такие, как корпорации “ТВЭЛ”, “Росэнергоатом” и другие. “В свою очередь, НАЭК “Энергоатом” должна обратиться во Всемирную ассоциацию операторов АЭС (ВАО АЭС) об исключении “Росэнер-гоатома” из состава участников за ядерный терроризм в отношении ядерно-опасных объектов на тер-ритории Украины и ликвидации Московского бюро ВАО АЭС”, – добавляет Ольга Кошарная.
Ядерный терроризм России уже приносит свои опасные плоды. Как известно, в зоне отчуждения ЧА-ЭС была повреждена линия электропередач, питающая все объекты, на которых хранятся радиоак-тивные вещества, в частности ХОЯТ-1 и СХОЯТ-2, где хранится отработанное топливо из реакторов станции.
“В бассейне ХОЯТ-1 хранится более 20 тысяч тепловыделяющих сборок от реакторов РБМК, – объяс-няет Ольга Кошарная. – Для снятия остаточного тепловыделения необходимо охлаждение, которое обеспечивалось прокачкой насосами. Если насосы не работают, лишнее тепло не будет сниматься, вода в бассейне может закипеть, что приведет к образованию радиоактивного пара с последующим расплавлением сборок, что приведет к тяжелой аварии. При отсутствии работы вентиляционных сис-тем увеличится доза облучения персонала, а выбросы радиоактивных газов и пара распространятся на территорию не только Украины, но и Беларуси, РФ и других стран”.
Однако пока мировое сообщество не спешит реагировать на угрозы, которые создают боевые дейст-вия на ядерных объектах, которые как раз и являются актами настоящего ядерного терроризма, в от-личие от пропагандистских фейков об украинских ядерных бомбах. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)