Блиц-интервью министра энергетики Украины Германа Галущенко агентству “Интерфакс-Украина”.
– Решение ENTSO-E о согласовании синхронизации энергосистем Украины и Молдовы с европейским уже назвали историческим событием. Что, в первую очередь, это дает Украине, и какие будут даль-нейшие шаги?
– Это техническая синхронизация. С сегодняшнего дня мы имеем возможность получать электроэнер-гию из Европы перетоком мощностью 2 тыс. МВт для поддержания частоты, а также аварийную по-мощь, если нам это потребуется. Меня, конечно, чувство переполняют. Но, к сожалению, нам это ава-рийное подключение далось большой ценой. Как видим, война ускоряет процессы. Если бы ее не бы-ло, мы бы проработали три дня в изолированном режиме с 24 по 27 февраля, тогда присоединились бы снова к энергосистемам РФ и Беларуси (по крайней мере, так было договорено), затем проработа-ли бы в изоляции три дня летом и в конце этого года. в последующем синхронизировались б. По-скольку началась агрессия, мы отказались присоединяться к РФ и РБ, и при этом наша система пока-зала в условиях войны, что она стабильна и работает спокойно. Это действительно историческая вещь. А это дополнительная стабильность энергосистемы.
Теперь у нас второй этап цель – это синхронизация рынков. Это то, что позволит уже спокойно поку-пать-продавать электроэнергию. Хотя возможности для импорта-экспорта электроэнергии с Европой уже есть в рамках межгосударственных связей. Сейчас мы будем работать, чтобы максимально быст-ро сделать возможность коммерческих перетоков.
Но это не все. Синхронизация – это большой плюс с точки зрения развития энергетики в Украине, это сложно переоценить. Я надеюсь, что скоро мы выгоним этих орков и откроется возможность инвести-ровать. Все, что мы говорим об инвестициях, декарбонизации, связано с этим присоединением. Оно открывает путь к огромным средствам, которые пришли бы в Украину, и они придут. Сейчас мы закон-чим с агрессором, и нам предстоит отстраивать энергосистему, наши сети, другую инфраструктуру, и мы уже будем делать это не советским способом, а согласно лучшим мировым практикам.
– Какие сейчас самые актуальные проблемы на рынке электроэнергии? Вчера вы писали о совещании с представителями НКРЭКП, “Оператора рынка”, “ГарПока”, другими ключевыми игроками. Что обсуж-дали?
– Ключевая проблема на рынке – это падение расчетов. По факту уровень расчетов в системе упал за дни войны примерно на 30%. Это очень сложно с точки зрения субъектов рынка, поэтому мы обсужда-ли, что делать, как стабилизировать ситуацию, когда мало денег. К сожалению, есть реальные причи-ны не платить, когда из-за боевых действий останавливается предприятие, но многие начинают не платить под шумок за закупленную электроэнергию. Это уже сложная тема, ее нужно дальше обсуж-дать и найти какие-нибудь модели. Скажу, что мы обратились к нашим международным партнерам, я сам общался, письма присылал, чтобы они помогли нам повысить ликвидность рынка с помощью внешних ресурсов, поддержать, прежде всего, нашу генерацию.
– Насколько можно рассчитывать на такую помощь, и в какой форме она может быть?
– Не хочу забегать вперед, но рассчитываем, ведутся очень конструктивные разговоры. Мы предоста-вили соответствующие расчеты, что-то у нас получится.
– А что с ПСО по обеспечению электроэнергией населения? Насколько хватает денег поставщикам универсальных услуг, чтобы выполнять свои обязательства, и платят ли им “Укргидроэнерго” и “Энер-гоатом”?
– Платят, конечно, но уровень поступлений этим компаниям тоже упал. По ЧУПам это та самая про-блема, о которой я говорю – падение уровня расчетов, в этом случае потребителей. Денежной массы в системе становится меньше. В том числе и у ПУПов, и соответственно есть вопросы.
– Срок действия ПСО истекает. Какие решения по нему можно ожидать в условиях войны?
– Безусловно, никто тарифы повышать не будет. Я думаю, мы сейчас выработаем какой-то алгоритм, который помог бы всем генерациям спокойно пройти этот период.
Есть вопросы, как это все сбалансировать. Мы работаем над этим. Есть радикальные идеи, но я по-клонник, что надо удержать механизм, как он есть. (Нина Яворская, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)