России не грозит полный запрет на поставки нефти в Европу в ближайшие три-четыре месяца, гово-рят опрошенные ТАСС эксперты – пока логистика альтернативных поставок не проработана. Однако и в случае введения санкций против российского сырья, его поставки на экспорт полностью не иссякнут, но переместятся в категорию предложения с дисконтом, говорят аналитики; по этой причине цены нефти “в космос не улетят”, уверены они.
Россия – один из крупнейших экспортеров нефти в мире. На ее долю приходится более 12% экспорта нефти и почти 10% экспорта нефтепродуктов. Обсуждение санкций против такого значительного по-ставщика началось после того, как Россия начала войну в Украине, целью которой является освобож-дение страны от неонацизма, объяснял президент Владимир Путин. Международное сообщество уже ввело против российской экономики беспрецедентный набор санкций и грозит новыми.
Среди потенциальных мер глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель называл и санкции в отношении рос-сийской нефти, от которой Европа зависит не менее, чем на 30%, а по нефтепродуктам – почти на 40%. Впрочем, вице-премьер РФ Александр Новак, выступая в понедельник перед ЛДПР, заявил, что “в настоящее время это точно невозможно”.
Запретить нельзя
“Реализовать такой запрет в сжатые сроки действительно технически невозможно. Само по себе вве-дение эмбарго потребует больших затрат по изменению логистики поставок и так далее”, – соглашает-ся доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковско-го дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
Основная сложность, по его словам, заключается в том, чтобы найти адекватную замену трубопро-водной российской нефти, на которую приходится не менее 20% поставок в Европу. По его мнению, более понятными перспективы введения эмбарго на российский экспорт станут через три-четыре ме-сяца – столько времени потребуется для налаживания альтернативных схем поставок.
События в Украине уже сказались на российском экспорте нефти, так как многие европейские перера-ботчики из-за угрозы санкций отказываются от закупок Urals. Так, 18 марта скидка на российскую нефть по отношению к эталонному сорту впервые в истории превысила $30 за баррель. Если в декаб-ре 2021 года российский экспорт нефти и нефтепродуктов составлял 7,8 млн. б/с, то уже с апреля он может сократиться на 3 млн. б/с или почти на 40%, подсчитали в МЭА.
Замену Urals европейские заводы могут найти среди ближневосточных сортов, близких по своим хи-мическим свойствам к российской смеси, объясняют аналитики. По данным агентства Fitch, свобод-ные добывающие мощности Саудовской Аравии сегодня оцениваются в 2 млн. б/с, ОАЭ – в 1 млн. б/с. Экспортный потенциал Ирана в случае снятия санкций Fitch измеряет в пределах 1,5 млн. б/с.
Экспорт не исчезнет
“Трезвый анализ показывает, что Россия не может себе позволить не экспортировать сырье, ведь это единственный значимый источник валютных доходов. Даже если одни страны совсем откажутся от российской нефти или металлов, значит товарные потоки просто поменяют направление. Всегда най-дутся такие страны, которые заменят официальные дорогие поставки на неофициальные дешевые, как это было с иранской нефтью”, – рассуждает ведущий аналитик “Финама” Александр Потавин. По его словам, такими альтернативными направлениями могут стать Индия, которая уже покупает рос-сийскую нефть со скидкой 20%, и Китай.
Обычно размер скидки при входе на новый рынок сбыта максимальный, но со временем он может со-кратиться, говорят эксперты. “Пока действуют санкции против России, полностью избавиться от этого дисконта в цене не получится”, – уверен Потавин. По оценке Хестанова, скидка на продажу подсанкци-онной нефти китайским покупателям варьируется от 25% до 50%.
Без паники
Цена нефти с начала российской оккупации в Украине поднималась на треть, в район $130 за бар-рель, однако затем быстро растеряла набранную высоту. “Судя по тому, как ведут себя цены на нефть за последние две недели, трейдеры не очень верят в сценарий глобального нефтяного кризиса, связанного с событиями в Украине и наложенными на Россию санкциями”, – объясняет Потавин. С ним соглашается Хестанов, который напоминает, что цена нефти сейчас находится в диапазоне, в котором уже держалась несколько лет, “но мир от этого не рухнул” (котировки Brent находились выше $100 за баррель с 2011 по 2014 годы – прим. ТАСС).
В том, что цены нефти “не улетят в космос” Хестанов уверен и сейчас. “Нефть не может дорожать больше, чем себестоимость добычи сланцевой нефти, плюс какая-то их норма прибыли. Как только начинает дорожать нефть, сланцевые компании активизируют бурение. И, если вы посмотрите на ста-тистику, объемы бурения у них линейно растут с начала восстановления спроса”, – говорит он. При этом у властей США есть в запасе такие инструменты для стимуляции добычи нефти, как снижение налоговой нагрузки в отрасли и даже субсидирование в зависимости от объемов добычи, добавляет он. (ТАСС/Энергетика Украины и мира)