Видимо, накипело, и власти Польши потихоньку стали разрушать устои ЕС.
Польша ввела запрет на импорт угля из России по соображениям национальной безопасности, заявил официальный представитель правительства П. Мюллер. Но есть нюанс.
Министерство климата и окружающей среды, которое написало законопроект, должно предоставить подробную информацию о запрете импорта угля 30 марта 2022 г.
Так что, могут быть варианты.
Вопрос угля в Польше традиционно непростой.
Польша была бы рада помочь Украине углем, но падение добычи не позволяет.
В 2019 г. власти Польши дерзко заявляли ЕС, что продолжат активно использовать уголь для генера-ции электроэнергии вопреки климатической политике Евросоюза.
При этом, об отказе от российского природного газа было известно давно – власти Польши всегда на-поминали о невыгодности Ямальского контракта.
В декабре 2021 г. шахтеры из Польской горнодобывающей группы (PGG),требуя роста зарплаты, пре-кратили поставки на одну из угольных тепловых электростанций.
Поднимая угольный вопрос, власти Польши очень рискуют, в принципе.
О готовности ввести эмбарго эмоциональные власти Польши сообщали еще 2 марта, но сдержива-лись, поскольку это прерогатива ЕС, а не отдельной страны.
Сейчас, видимо, накипело, и власти Польши потихоньку стали разрушать устои ЕС.
Тезисы П. Мюллера:
– Мы ввели на национальном уровне нормативные акты, которые блокируют импорт угля из России. Это будет внесено непосредственно в закон.
– Польша введет финансовые санкции в отношении любых частных организаций, импортирующих рос-сийский уголь в Польшу, при этом польские таможенники будут проводить проверки.
– Польша больше не может ждать, пока весь Европейский союз из 27 стран примет эту политику.
– Правительство отдает себе отчет в том, что принятие закона о запрете закупки российского угля мо-жет быть юридически оспорено в Суде ЕС.
С начала военной агрессии России в Украине Польша призывает ЕС прекратить импорт российского газа, угля и нефти.
Премьер-министр Польши М. Моравецкий заявил, что Польша готова к такому шагу “практически не-медленно”.
Польша:
– импортирует примерно 1/5 часть своего угля, 75% которого поступает из России, по данным анали-тического центра Forum Energii .
– является крупнейшей угледобывающей страной в ЕС, но в ее шахты не добывают достаточного ко-личества каменного угля.
В 2020 г. польские частные импортеры закупили 3/4 импортируемых в страну – 12,8 млн. т/год угля из России. При этом, по словам президента Института структурных исследований в Варшаве П. Леван-довского:
– российский уголь составляет 13% от используемого топлива каждый год.
– 1/2 импортируемого российского угля используется для выработки тепла в отдельных домах, в то время как остальная часть используется для централизованного теплоснабжения или промышленно-сти.
К поставкам угля из России неоднозначно относились еще до начала военной “спецоперации”. Дело в том, что определенная его часть добывалась на Донбассе. Поляки восприняли такие поставки как кражу украинских ресурсов, отправленных в Россию для экспорта за рубеж. Ранее в марте 2022 г. М. Моравецкий заявил, что провел переговоры со своим австралийским коллегой о покупке угля из Авст-ралии.
Добыча угля на польских шахтах падает, что и привело к росту импорта угля из России:
– в 2015 г. в Польшу поступило 4,94 млн. т/год угля из России,
– в 2018 г. – уже 13,47 млн. т/год.
Снижение импорта наметилось, но – очень небольшое.
Энергетические связи с Россией у Польши сохранились со времен СССР. Польша закупает весь спектр фоссильного топлива у России. Контракт на импорт газа с Газпромом истекает в конце 2022 г. Но Польша заранее ищет альтернативы. Варшава также является крупным импортером российской сырой нефти.
Национальная энергетическая политика до 2040 г. в Польше
Накануне Польша опубликовала обновленную информацию о своей национальной энергетической политике до 2040 г., которая включает меры по диверсификации источников нефти и газа.
– к 2040 г. правительство намерено вырабатывать около 1/2 своей электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ), по сравнению с 40% в первоначальном документе.
– газ по-прежнему будет важен для балансировки энергосистемы, но будут пересмотрены инвестиции в газ, включая стратегию перевода угольных тепловых электростанций (ТЭС) и ТЭЦ на газ.
– использование угольных ТЭС может увеличиться в среднесрочной перспективе.
В Минэнерго РФ заявили:
– одномоментная замена российского угля на любой другой с учетом аналогичных характеристик угля и характеристик польского оборудования ТЭС маловероятна.
– переход, если он состоится, будет растянут во времени, а учитывая логистический фактор, обойдет-ся Польше ощутимо дороже.
Россия экспортировала в Польшу в основном энергетический уголь:
– по данным ЦДУ ТЭК, поставки в 2021 г. составили 7 млн. т/год,
– по данным Минэнерго – 7,8 млн. т/год.
Несмотря на постепенный отказ от угольной генерации в европейских странах, Россия в 2021 г. уве-личила экспорт в Европу на 10,3%, до 50,4 млн. т/год. Польша занимает 8е место по объему импорта российского угля. Накануне войны в Украине польские компании наращивали закупки: в январе они выросли на 45%, до 646 тыс. т/мес. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)