Даже во время войны Россия платит Украине за транзит газа. Почему мы не можем отказаться (и РФ тоже).
Несмотря войну, Россия продолжает продавать газ в Евросоюз через Украину на максимальном уровне – 109 млн. кубометров в сутки. Почему стороны воюют, но продолжают сотрудничать.
Факт войны позволяет как Украине, так и России остановить транзит газа, не нарушив контракт, который стороны заключили до 2024 г., говорит Владимир Омельченко, директор энергетических программ центра Разумкова.
“Можно сослаться на форс-мажор, – говорит он. – Ведь попадание бомбы в газопровод может привести к смертям”. Но ни одна из стран пока этого не делает.
Почему Россия продолжает транзит
Россия в 2021 г. экспортировала 203,5 млрд. куб газа, а его средняя стоимость – $274 за 1000 кубометров, свидетельствуют данные Федеральной таможни России. На этом Россия заработала $55 млрд. Чтобы понять масштаб: ВВП Украины в прошлом году – $185 млрд.
Только через Украину в страны ЕС “Газпром” прокачал 42 млрд. кубометров и заработал $11,5-12 млрд., говорит Омельченко. “В этом году цены будут выше, и они могут заработать еще больше”, – говорит он.
Заменить украинский маршрут Россия не может. Почти весь свой газ РФ сбывает в Евросоюз – около 150 млрд. кубометров в год. И другие маршруты могут прокачивать не более 110 млрд.
– “Северный поток” по дну Балтийского моря пропускает 55 млрд. кубометров.
– “Ямал-Европа”, проходящий через Беларусь, – 33 млрд. кубометров.
– “Турецкий поток” по дну Черного моря – еще 31 млрд. кубометров (из них не больше 16 млрд. идут в ЕС).
“Россия может остановить транзит [через Украину], но только на несколько дней или недель, чтобы проверить реакцию Европы и Украины. На большее они не пойдут”, – говорит Омельченко. Без украинского маршрута РФ, по его словам, потеряет стабильный источник валютной выручки и придется сокращать добычу газа.
Полностью заместить объемы украинской ГТС мог бы газопровод “Северный поток-2”. Россия строила его четыре года и потратила $10,5 млрд.; его пропускная способность – 55 млрд. кубометров в год.
Вероятность того, что “Северный поток-2” заработает даже в случае остановки транзита через Украину стремится к нулю: Россия потеряла статус надежного партнера, сказал Forbes Сергей Макогон, генеральный директор госкомпании “Оператор ГТС Украины”.
“Формально этот проект еще не остановлен, но политически он уже мертв. Это понимает и Европа, и Россия”, – говорит Макогон.
Почему Украина продолжает транзит
По действующему контракту на транзит между “Нафтогазом” и “Газпромом”, российская сторона в течение 2020-2024 обязана выплатить Украине свыше $7,1 млрд. По данным “Нафтогаза”, в 2022 году сумма будет не менее $1,2 млрд., говорит Макогон. РФ переводит деньги каждый месяц, даже во время войны.
Украина, в отличие от России, должна оставаться надежным партнером и выполнять обязательства даже во время войны, говорит Макогон. По его словам, это покажет, что страна готова транспортировать еще больше российского газа. В ответ ЕС может сократить вдвое поставки через “Северный поток” и пустить их через Украину, увеличив транзит до уровня, предусмотренного контрактом на 2020-й год – 65 млн. кубометров газа; тогда транзит принес $2,1 млрд.
Российский газ в украинских трубах также уберегает их от обстрелов, и Украина может продолжать снабжать газом города и села. “У нас нет отдельных труб для внутренней транспортировки и отдельных – для транзита”, – говорит руководитель украинской ГТС. Это одна и та же труба.
Что будет, если Россия все-таки остановит транзит
“Оператор ГТС” готов к такому сценарию, говорит Макогон. Если трубы целые, Украина сможет доставить газ везде даже без транзита.
Для этого газотранспортная система будет работать в реверсном режиме – газ из украинских подземных газовых хранилищ, которые находятся на западе страны, будет направляться на восток. Сейчас из-за российского газа в трубах поток идет наоборот – с востока на запад.
Для этого важно иметь достаточно газа не из России – объем собственной добычи, отбор из своих запасов и импорт должны соответствовать объемам потребления.
Украина потребляет около 80 млн. кубометров газа в сутки, максимальная мощность импорта из Венгрии, Словакии и Польши – 54 млн. кубометра; почти столько же Украина добывает сама каждый день, говорит Макогон.
“Мы уже так работали в 2009 году и в январе 2020 года, – говорит он. – Это нестандартная работа ГТС, возможны сложности, особенно с учетом военных действий, но мы готовы”. (Игорь Орел, Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)