Шокирующие последствия российской агрессии в Буче, Ирпене и Гостомеле заставили ведущих политиков ЕС снова заговорить об усилении санкций против Москвы. Продолжаются горячие дебаты об ограничениях на импорт энергоресурсов из России, особенно нефти, которая обеспечивает наибольшее количество доходов российского бюджета на финансирование военной кампании кремля.
Но наиболее уязвимым считается газовый сектор. Власти ЕС разрабатывают экстренные планы на случай, если Газпром по собственной инициативе откажется от экспорта, чтобы отомстить Западу за ужесточение антироссийских санкций.
Пока европейские политики демонстрируют свою беспомощность в принятии эффективных решений, которые остановят войну, развязанную путиным против Украины, обычные граждане стран ЕС демонстрируют гораздо больше решительности.
Адаптированный перевод репортажа агентства Reuters из поселка Овершильд нидерландской провинции Гронинген, где находится крупнейшее в мире газовое месторождение (его запасы способны заменить российский импорт). Еще совсем недавно местные жители хотели здесь остановить добычу из-за высоких сейсмических рисков. Но атака России на Украину радикально изменила их мнение.
Разрушение привычного мира
Фотографии разбомбленных больниц и многоквартирных домов по всей Украине напомнили Дженни и Берту Шраге об их родной стране во время Второй мировой войны. Потом пенсионеры с севера Нидерландов поняли, что у их территории ресурс, который может помочь замедлить кампанию путина, – это природный газ.
Супруги Шраге живут над Гронингенским газовым месторождением – крупнейшим в Европе. Дженни и Берт выступали против добычи газа с тех пор, как десять лет назад землетрясения стали вынуждать их покинуть свой дом. Сейчас, как и большинство опрошенных в провинции Гронинген, они говорят, что могут разрешить качать больше газа, если это поможет Украине.
“Я никогда не думал, что эти слова сорвутся с моих уст”, – говорит Берт Шраге, бывший помощник преподавателя Гронингенского университета, стоя у украинского флага на подоконнике.
Дом его семьи, построенный в 1997 году, пришлось снести и восстановить в прошлом году после того, как он был признан опасным из-за землетрясений, вызванных добычей газа.
Супруги Шраге рассказали, что почти каждый дом в их поселке Овершильд с населением 500 человек нуждается в капитальном ремонте или замене. Жители по всему региону годами стремились к тому, чтобы газовое месторождение было закрыто.
“Путину удалось изменить мое мнение, – сказал Берт Шраге.
Новые амбиции
Его ответ иллюстрирует внезапный сдвиг в энергетической политике Европы, вызванный вторжением России в Украину 24 февраля. Вторжение, которое Президент Украины Владимир Зеленский сравнил с падением нового железного занавеса на континенте, осветило зависимость Европы от российских энергоресурсов и спровоцировало борьбу за источники энергии альтернативных поставщиков – от Соединенных Штатов и Катара до Японии, чтобы привлечь часть импорта сжиженного природного газа. Европа.
Россия отрицает, что атакует мирных жителей, и заявляет, что проводит “спецоперацию” по демилитаризации Украины. Даже в разгар конфликта российский газ по-прежнему идет в Европу, составляя 40% от общего объема поставок. Представитель российского министерства иностранных дел заявил, что в результате санкций против Москвы ЕС будет платить по меньшей мере в три раза больше нефти, газа и электроэнергии.
В разных странах ЕС, от Германии до Великобритании, политики, настаивавшие на сокращении добычи углеводородов для борьбы с климатическими изменениями, вынуждены сворачивать свои амбиции. Берлин рассматривает вопрос о продлении срока службы угольных и атомных электростанций. Британские законодатели призвали правительство снять мораторий на гидроразрыв пласта.
На крайний случай
Месторождение Гронингена содержит около 450 млрд. куб. м, который можно добывать в пользу потребителей. По словам Рене Петерса, специалиста по газу Нидерландской организации прикладных наук, это почти трехлетний объем европейского импорта из России.
Благодаря природному газу из Гронингена более полувека отапливались здания, производилась электроэнергия и развивалась промышленность не только в Нидерландах, но и на всем континенте.
По данным Статистического управления Нидерландов, в период с 2000 по 2018 годы страна экспортировала газа на сумму 202 млрд. евро ($221 млрд.) в Германию, Бельгию и Францию.
Научные исследования показали, что подземная добыча газа может дестабилизировать почву над месторождениями. Нидерландская служба по надзору за добычей газа предупредила, что работы даже на низком уровне способны увеличить риск землетрясений для людей, живущих в опасных домах.
Правительство Нидерландов сообщило в марте, что власти по-прежнему стараются закрыть месторождение в Гронингене как можно быстрее, до 2023 или 2024 г. Но в этом же заявлении говорится, что “новая неопределенность из-за российского вторжения в Украину” означает, что газ Гронингена может понадобиться “на крайний случай”.
Супруги Шраге утверждают, что им пришлось использовать 25 000 евро ($27 400) из своих пенсионных сбережений, чтобы закончить восстановление собственного дома. Они хотят, чтобы правительство пообещало компенсировать любые расходы, связанные с потенциальными новыми убытками.
“Настроения в нашем поселке опрокинулись с ног на голову. Но если мы можем превратить ситуацию вокруг Гронингена в нечто положительное и способствовать прекращению войны в Украине, то нам это нужно сделать”, – сказал Берт Шраге.
Процветание и боль
Это было драматическое изменение во взглядах жителей провинции Гронинген. Всего за несколько недель до того, как Россия вторглась в Украину, супруги Шраге участвовали в демонстрации против продолжения добычи газа.
Газовое месторождение, открытое в 1959 году – одно из самых больших в мире. Это символ послевоенного процветания Нидерландов и всей континентальной Европы.
Когда в 1982 году добыча газа достигла максимума, Гронинген обеспечивал почти пятую часть годового государственного бюджета Нидерландов. Из этих средств финансировались крупные инфраструктурные проекты. Миллионы домохозяйств и предприятий были подключены к общенациональной системе трубопроводных и электрических сетей, что стимулировало промышленный рост.
“Польза для самой провинции Гронинген от разработки месторождения была ничтожной”, – сказал Ян Вигболдус, глава Groninger Gasberaad, местной общественной организации, созданной для решения проблем, связанных с добычей газа.
Организованная оппозиция началась еще в 2009 году, однако жителям ушло много времени, чтобы добиться ремонта своих домов. Только в 2015-м власти признали землетрясение угрозой безопасности.
В 2018 году активисты смогли договориться с государством о компенсации значительной части расходов на ремонт домов, а в феврале 2022-го обратились в арбитраж с новыми требованиями по возмещению ущерба.
Сильное землетрясение может оставить без жилья многие семьи. К концу января 2022 года только 14% из более чем 27 000 домов правительственная комиссия признала безопасными. Этот процесс верификации оказался растянутым во времени: местные жители начали подавать свои заявления и отчеты еще в 1990-е годы, и на сегодняшний день оформлено более 200 000 отчетов о повреждениях.
Суровая реальность
Ситуация в Украине вынудила жителей Гронингена переоценить свои риски.
Супруги Шраге говорят, что боевые действия в Украине возродили воспоминания об оккупации Нидерландов нацистами во время Второй мировой войны. Люди в провинции Гронинген были вынуждены рыть окопы, а заграждения на побережье Северного моря, которые могли замедлить продвижение вражеской армии, было разрушено.
Недавние опросы общественного мнения в Нидерландах показывают, что правительство может рассчитывать на поддержку населения, если откажется от полного закрытия Гронингенского месторождения для сокращения поставок российского газа.
В частности, 61% из 3000 респондентов в Гронингене заявили в ходе опроса газеты Dagblad van Noorden, что они готовы поддержать увеличение местного производства газа, если это снизит энергетическую зависимость от Москвы.
Национальный опрос для новостной программы EenVandaag на общественном телевидении Нидерландов в конце февраля показал: 63% из более 21 000 респондентов готовы поддержать восстановление добычи газа в Гронингене, если Россия прекратит экспорт в Европу.
“Здесь дома могут упасть из-за проблем с безопасностью. А в Украине – настоящее кровопролитие”, – сказал активист Ян Вигболдус.
Обратная сторона
Военная кампания Москвы в Украине спровоцировала ужесточение негатива против российских энергоносителей. Соединенные Штаты запретили поставки российской нефти, а Еврокомиссия разработала план сокращения импорта российского газа на две трети 2022 г.
Западные санкции, направленные против экономики России и оцепление путина, могут привести к эскалации конфронтации с кремлем, который угрожает отомстить блокировкой поставки газа в Германию по трубопроводу “Северный поток – 1”.
Если это произойдет, увеличение добычи на Гронингене может помочь компенсировать дефицит топлива граничащим с Нидерландами регионам Германии, Франции и Бельгии.
Но, как и другие краткосрочные решения, связанные с более широким использованием угольных электростанций, это может подорвать усилия ЕС по сокращению потребления ископаемого топлива.
Ранее сообщалось, что ЕС может ввести эмбарго на российские нефть и газ. (ЭлектроВести по материалам mind.ua/Энергетика Украины и мира)