Несмотря на обстрелы украинских городов, Европа продолжает покупать российскую нефть, газ и уголь. Цена вопроса – $35 млрд. в месяц. Но это недолго.
В декабре 2005 г. 53-летний президент Владимир Путин поставил перед Совбезом России амбициозную задачу: превратить РФ в страну со статусом “энергетической сверхдержавы”. Так цементировался фундамент для использования мощного оружия – торговли газом, нефтью и углем в своих геополитических целях. С тех пор добыча газа в России выросла на 19%, а нефти – более чем на 11%.
Сегодня Россия – один из крупнейших производителей газа, нефти и угля в мире. Ежегодно РФ получает сотни миллиардов долларов от экспорта энергоресурсов в Европу. По данным Международного института финансов (IIF), именно благодаря энергетике бюджет РФ остается профицитным вопреки санкциям за вторжение в Украину.
Едва ли не единственным антидотом против этого оружия может быть энергетическое эмбарго. Об этом еще с начала войны не перестают говорить украинские политики и дипломаты. К эмбарго, по крайней мере, частичному, призывали и мировые лидеры. В частности, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер Италии Марио Драги и Европарламент.
Впрочем, реальность не отвечает ожиданиям. Несмотря на военные преступления армии РФ в Украине, Европа все еще продолжает покупать российскую нефть, газ и уголь. За месяц войны, по данным европейского дипломата Жозепа Борреля, Евросоюз заплатил России за энергоресурсы $35 млрд.
Почему медлит Европа и как это помогает РФ в войне с Украиной?
Энергетическая игла
Европа – крупнейший потребитель российских энергоресурсов. На страны Запада вместе с Великобританией и США приходится около 55% – 60% экспорта из России природного газа, нефти и нефтепродуктов. Об этом свидетельствуют расчеты экономиста из IIF Элины Рыбаковой. “Исторически, нефть и нефтепродукты – это ключевые товары для платежного баланса России”, – пишет она в Twitter.
По данным исследовательской организации CREA, за 2021 г. энергетическая торговля с Европой принесла России свыше 202 млрд. евро дохода. Это 40% от всей экспортной выручки РФ за прошлый год. По оценке российского экономиста Андрея Илларионова Россия экспортирует около 40% добытого в стране газа и 27% – нефти.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО. По подсчетам Bloomberg , несмотря на санкции, доход РФ от энергоэкспорта в 2022 г. составит $321 млрд. Доходы возрастут из-за скачка цен на мировом энергорынке.
Если прогноз верный, российский бюджет ожидает профицит в $240 млрд., прогнозируют экономисты с IFF. Это дополнительные ресурсы для поддержки армии и экономики РФ.
Чтобы увеличить давление, Украина призвала ЕС либо ввести эмбарго, либо заморозить энергетические доходы РФ. Подобные санкции США действуют уже три года против Ирана.
Эмбарго хотя бы на покупку нефти может остановить войну за один-два месяца, считает Илларионов. “Это один из очень эффективных инструментов, которые до сих пор находятся в распоряжении западных стран”, – добавил он.
Показательна и статистика европейцев. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в Европе по меньшей мере 10 стран зависят от российского газа, угля, нефти и нефтепродуктов минимум на 30%. Наименьшую зависимость – до 5-10% – МЭА зафиксировало во Франции, Великобритании, Эстонии, Чехии и Испании.
Контекст. Данные МЭА показывают соотношение российского импорта к внутреннему потреблению. Статистика за 2020 год опубликована в марте 2022 года.
“Мы очень от них (России – Ред.) зависим”, – говорил Жозеп Боррель в интервью Sky News Arabia. Ирония в том, что с 2009 г. в Евросоюзе действует так называемый энергетический пакет – список законодательных правил, согласно которым Европа должна не допускать энергетических монополий.
Почему тогда для России действует исключение? Причин несколько, главные из них – политическая коррупция, мощный лоббизм и заигрывание с европейцами низкими ценами. К примеру, в сентябре президент РФ Путин рассказывал , что Германия покупает у России газ по $220 за тысячу кубометров.
Это было втрое дешевле рыночной на тот момент цены и в пять раз меньше стоимости газа на европейском рынке на 11 апреля. “Те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только потирать руки и радоваться”, – говорил Путин.
Почему медлит Европа
Избавиться от российского нефтегаза – задача не тривиальная. По оценке Bloomberg , только для германской экономики отказ от газа из РФ будет стоить 2-3% ВВП. Для сравнения: пандемия коронавируса снизила ВВП Германии на 4,5%.
Экономический ущерб – одна из причин, почему Европа не разрывает энергетическую торговлю с Россией. В конце марта дипломат Жозеп Боррель объяснял, что Европа стремится не запретить импорт энергетических ресурсов из РФ, а найти альтернативу.
Согласно плану Еврокомиссии, уже к концу этого года страны ЕС могут снизить импорт газа из России на две трети. Речь идет о 100 млрд. кубометров топлива в год. Кроме того, уже к середине августа Евросоюз обещает полностью отказаться от поставок из РФ угля.
Чтобы компенсировать потерю, Европа планирует снизить свое потребление, ускорить развитие альтернативных источников энергии и покупать газ у конкурентов России общими силами. В частности, это должно помочь поддерживать свою стабильность странам Балтии, уже отказавшимся покупать у РФ газ.
Однако ситуация динамична. Во-первых, после трагедий в Буче, Бородянке и Краматорске, риторика европейских политиков, хотя и не всех, стала более категорична по отношению к России. По словам Борреля, европейские дипломаты обсуждают эмбарго на нефть. “Рано или поздно, надеюсь, что рано, – это произойдет”, – говорил Боррель 7 апреля.
Во-вторых, частичное эмбарго поддержал даже Европейский парламент. Его решение стало продолжением политики США, Канады, Великобритании и частного бизнеса, частично или полностью уже отказавшихся от российской нефти. “Мы сможем сделать это в течение этого года”, – объяснял канцлер Германии Олаф Шольц.
Вероятность эмбарго не исключает и российский аналитик Михаил Крутихин. По его мнению, во время объявления Украине войны, Кремль рассчитывал, что в Европе нет единства, а “капиталисты будут готовы на что угодно, если прибыль будет 300%”.
“Оказывается, капиталисты стали прислушиваться к общественному мнению. Ввести эмбарго на нефть и газ будет очень трудным решением. Это примерно как начать торговую войну. Но такая перспектива есть. Возможно, не полного, но чувствительного для экономики России”, – предполагал Крутихин в одном из интервью .
Какие последствия будет иметь для России энергетическое эмбарго
По словам Крутихина, с начала войны экспорт российской нефти и нефтепродуктов из России просел на 50% до 3 млн. баррелей в сутки. Из-за этого даже без эмбарго добыча нефти и газа в РФ обвалится к концу года на 20%-30%, прогнозирует Рыбакова из IFF.
По оценке IFF, санкции и полное энергетическое эмбарго могут обвалить ВВП России на 25%. Это больше, чем пострадает Европа. “Наши расчеты показывают, что от торговых эмбарго среднесрочные последствия для России будут гораздо сильнее, чем для западных союзников”, – считает аналитик Кильского института мировой экономики Хендрик Малькоу.
Похожего мнения и Крутихин. Он считает, что Китай не сможет полноценно заменить для России Европу – несравнимые размеры и недостаточно развитая инфраструктура. “Экономическая война приведет к краху [российской] экономики. Тогда, может быть, население России поймет, куда его завели политические порывы сидельца в Кремле”, – добавляет аналитик. (Богдан Заика, Лига Бизнес/Энергетика Украины и мира)