Почему сети АЗС не спешат продавать бензин?
Через западную границу в Украину начали завозить много дизеля и бензина, но в розничной продаже топлива все меньше. Участники рынка винят госрегулирование, в правительстве считают, что причина – в марже топливиков. Грозит ли Украине тотальный дефицит топлива?
С десятых чисел апреля на многих АЗС в Украине нет в открытой продаже 95-го бензина, дизеля и автогаза, притом что работает примерно треть из 7500 украинских АЗС и на большинстве действует ограничение о продаже не более 20 литров. В то же время импортерам удалось наладить почти довоенные объемы поставок топлива в Украину из Европы. Почему сети АЗС не спешат продавать бензин?
“Последние сутки в Украину заезжает не менее 10 000 тонн топлива, – говорит первый замминистра экономразвития Денис Кудин. – Этого объема вполне достаточно для удовлетворения спроса”.
Для сравнения: в апреле 2021 г. через сети АЗС продавали примерно 13000 т в сутки, по данным Госстата. Точно подсчитать, на сколько сейчас снизилось потребление из-за войны, сложно. Аналитик Upeco Александр Сиренко оценивает падение на 30%. 10000 т должно хватать.
Но на многих АЗС топлива все равно нет в продаже. В чем проблема?
Когда опт дороже розницы
У участников рынка другая риторика. “Автогаза на АЗС уже нет, дизеля почти нет, а бензина не будет через 7-10 дней”, – говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. Основная причина нехватки топлива на станциях – госрегулирование розничных цен, из-за которого цены на бензин и дизель на АЗС сейчас ниже оптовых, объясняет он.
По его словам, в опте дизель сейчас стоит 41 грн. за литр, бензин – 34-35 грн. за литр, а цены на заправках не должны превышать 37,65 грн./литр для дизтоплива и 33,87 грн./литр для бензина. “Сейчас у многих стоят нули на заправках, в розницу дизель не купить, только по безналичному расчету, а это уже как договоритесь: по 40-43 грн. за литр”, – говорит Леушкин. “Цены толкает вверх дефицит топлива в Украине. На востоке дизель в опте уже по 45 грн.”, – говорит аналитик топливного рынка, попросивший не называть его имя.
Операторы не хотят продавать бензин и дизель в рознице себе в убыток.
Топливо в стране есть, его просто не продают, соглашается Сиренко. “Часть операторов не продает топливо без наценки, к которой они привыкли”, – говорит он. Forbes обратился за комментариями к крупным розничным сетям, таким как “ОККО” и “БРСМ-Нафта”, они отказались от комментариев.
Наиболее сложная ситуация – в восточных и центральных регионах, куда топливо нужно везти бензовозами через всю страну, что еще сильнее увеличивает себестоимость, говорит Леушкин. Такая логистика добавляет около 1 грн. к цене литра топлива, подсчитал Сиренко.
Стоп цена!
В марте 2022-го Кабмин изменил формулу определения розничной граничной цены бензина и дизеля, сделав поставки из Европы более рентабельными, что запустило импорт.
Почему формула опять не работает? Участники рынка говорят, что она не учитывает возросшие расходы на логистику. В Минэкономики полагают, что причина – в желании топливиков иметь высокую маржу.
“Нужно отменить госрегулирование или пересчитать формулу, учесть логистику или ранжировать цены по регионам”, – говорит Леушкин. Один из вариантов – добавить в формулу расчета предельных цен расходы на внутреннюю логистику в $50-70 за тонну, говорит Сиренко. По его расчетам, это увеличило бы максимальную цену дизеля на АЗС в апреле до 40 грн. за литр, а бензина – до 36 грн. за литр и решило бы проблему.
Правительство пока не собирается отменять или менять госрегулирование цен на топливо, говорит замминистра Кудин. По его словам, ситуативный дефицит действительно мог возникнуть из-за сложной логистики и боевых действий, но системной проблемы Кабмин не видит.
“Мы понимаем желание сетей АЗС получить дополнительную маржу в связи с рисками, – говорит Кудин. – Но идея государственного регулирования в том, чтобы сбалансировать интересы частного бизнеса и общества”.
Будет ли нарастать дефицит? Сиренко из UPECO считает, что ситуация не критическая. “У крупных операторов есть топливо, возможно, они ждут следующую декаду, когда Минэкономики обновит граничные цены”, – полагает он. (Игорь Орел, Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)