На украинских заправках – дефицит горючего. Что поможет исправить ситуацию и каких цен ждать автовладельцам?
24 февраля отечественный рынок нефтепродуктов вынужденно перешел на новые рельсы. В одно мгновение Украина потеряла весь импорт, который шел из России, Беларуси и морским путем.
Как только сектор начал понемногу приспосабливаться к новым реалиям, кафиры ударили ракетами по последнему отечественному работавшему нефтеперерабатывающему заводу.
Именно благодаря Кременчугскому НПЗ и импорту из стран Европейского Союза Украина смогла более или менее нормально пройти первый шоковый месяц войны, но после остановки НПЗ ситуация изменилась.
Как случилось, что на украинских АЗС почти исчезло горючее, какие меры могут исправить ситуацию и каких цен ждать автовладельцам?
Что произошло?
В начале войны Украина столкнулась с острым дефицитом топлива. На АЗС выстраивались огромные очереди. Горючее продавали с ограничениями: до 20 литров или на 700 грн., что одно и то же. Небольшие сети вообще не работали.
После трех недель войны на больших сетях горючее появилось, на время даже были сняты ограничения. Казалось, что ситуация стабилизировалась.
Однако в последнюю неделю все изменилось. Дошло до того, что на стелах многих заправок загорелись нули, а некоторые сети ограничили продажу десятью литрами.
Почему исчезло горючее?
До войны 100% импортного горючего Украина получала из России, Беларуси и благодаря морским поставкам. После 24 февраля эти три источника стали недоступны.
Рынок был вынужден полностью перестраивать логистику, в связи с чем правительство сразу увеличило предельные цены на нефтепродукты.
Оставался единственный рабочий вариант: переход на поставки из стран ЕС. Трейдеры начали работать в этом направлении, законтрактовав там большие объемы горючего. Стартовал импорт с нового – четвертого направления.
Почему ситуация ухудшилась сейчас?
Наиболее шоковые и сложные март и начало апреля Украина смогла пройти благодаря Кременчугскому НПЗ, который после остановки Шебелинского ГПЗ оставался единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом в стране.
Однако из-за ракетных обстрелов россиян завод остановил работу и в ближайшее время на его восстановление рассчитывать не стоит. Следовательно, потребность в импорте еще больше возросла.
Но ведь упало и потребление горючего?
По объективным причинам потребление горючего в стране упало примерно на 30%. Однако возобновить поставки в объемах, которые были до войны, физически невозможно.
Откуда везут импортное горючее и почему его не хватает?
По данным консалтинговой группы А-95, поставки уже начались или стартуют в ближайшее время из Польши, Литвы, Венгрии, Румынии, Германии, США, Нидерландов и Бельгии.
Впрочем, трейдеры говорят о больших проблемах с логистикой в ЕС для доставки горючего в Украину. Это касается и железнодорожного, и автомобильного способов транспортировки.
В первом случае речь идет о нехватке вагонов-цистерн и локомотивов, в другом – о нехватке бензовозов и организационных проблемах.
Например, в одежду бензовоза могут не выпустить за границу, потому что у него есть просрочка по потребительскому займу, или его невозможно добавить в систему для выезда за границу “Путь”.
Для ускорения перевозки горючего участники рынка советуют создать “зеленый” коридор на границе, чтобы водители бензовозов не простаивали в очередях вместе с “евробляхерами”, и упростить выдачу разрешений.
Можно ли устранить проблему дефицита?
Ключевая проблема – государственное регулирование цен на топливо. Сейчас предельная цена на бензин по формуле Минэкономики составляет 34,1 грн./литр, на дизтопливо – 38,7 грн./литр.
“Нельзя регулировать форс-мажор. Надо отменять государственное регулирование, потому что рынок летит в тупик”, – говорит директор группы компаний Prime (управляет четырьмя сетями АЗС) Дмитрий Левшкин.
За отмену регулирования или пересмотра предельных цен выступает и директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. Только так, по его мнению, можно наполнить рынок горючим.
“Из-за дефицита оптовые цены стали выше розничных, а немало импортного горючего, особенно которое везут автотранспортом малыми партиями, также очень дорого.
Дешевле в достаточном количестве не поступает из-за нехватки железнодорожной инфраструктуры. Трейдеры не помещаются в предельную цену, установленную правительством в рамках госрегулирования”, – добавляет Куюн.
Трейдеры не скрывают своего желания увеличить минимальную регулируемую цену.
“Мы говорим о 2-3 гривнах на литре до предельной цены, что позволило бы постепенно наполнить рынок и решить вопрос дефицита”, – говорит один из участников рынка горючего.
Почему правительство не повышает максимально допустимые цены?
Чиновники и участники рынка ведут переговоры по этому вопросу, однако до сих пор власти были против пересмотра цен.
Трейдеров можно понять, в условиях войны они несут дополнительные риски и хотят получить дополнительную маржу.
Однако сейчас не лучшее время, чтобы думать о собственном кармане. Надо принимать сбалансированное и разумное решение, учитывающее интересы не только бизнеса, но и потребителей”, – говорит представитель правительства.
“Мы ведем диалог, но если нас не услышат, то государство может прекратить демократию по отдельным участникам рынка. Мы идем им навстречу, а в ответ получаем новые и новые условия, на которых компании будут поставлять топливо”, – добавил он.
Представители рынка нефтепродуктов говорят, что консультации по повышению предельных цен продолжаются, однако, когда может быть принято решение и каким оно будет, неизвестно.
В Минэкономики по просьбе прокомментировать ситуацию с дефицитом топлива не отреагировали.
В каком случае дефицит будет расти?
Если не будет принято срочное решение, то дефицит топлива будет только расти.
Правительство должно либо пойти на уступки трейдерам и ослабить государственное регулирование, либо найти аргументы и рычаги влияния, чтобы заставить их продолжать снабжать топливом. Пока прогресса не видно.
В ближайшие две недели обещают быть максимально турбулентными. Похоже, представители столичной власти это понимают .
Заместитель председателя КГГА Николай Поворозник накануне призвал киевлян без необходимости не передвигаться по городу из-за дефицита нефтепродуктов.
По-прежнему горючим в первую очередь будут обеспечены военные, представители МЧС, полиции, скорой помощи. Для этих категорий операторы содержат неприкосновенный запас.
Как увеличатся цены в случае возврата акциза?
Масла в огонь подлили депутаты. Они внесли законопроект , возвращающий старые ставки акциза на горючее и размер НДС по его продаже. 15 марта парламент установил нулевой акциз на горючее и снизил НДС по его продаже до 7%.
С точки зрения наполнения бюджета это логическая инициатива, однако наполнить рынок топливом она не поможет. Такой шаг приведет только к росту цен на горючее на 12 грн./литр.
“Задача номер один – наполнение рынка горючим.
Если и допустить повышение цен, то из-за отмены государственного регулирования или его ослабления. Цена вырастет, но не так сильно, как от полного возврата налогов, и будет эффект посредством стимулирования наполнения рынка.
Только после построения новой системы поставки горючего в страну через западную границу можно будет вернуться к госрегулированию и повышению налогов”, – считает Куюн.
В ходе подготовки материала стало известно , что парламент отказался от отмены льготного налогообложения нефтепродуктов. Так что налоги, скорее всего, пока останутся неизменными. (Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)