Европейский союз подготовил шестой пакет санкций против России, в котором, помимо прочего, содержится положение об эмбарго на российскую нефть. К этому решению страны ЕС шли долгим путем дискуссий и компромиссов, однако, по крайней мере, одна страна союза – Венгрия по-прежнему отказывается поддержать запрет нефтяных поставок из РФ, что может поставить под угрозу согласованный санкционный пакет и скомпрометировать ЕС в целом.
“Апостроф” разбирался, почему Будапешт блокирует нефтяное эмбарго против России, и что может заставить Венгрию отказаться от деструктивных действий.
Европейский Союз предварительно согласовал шестой пакет санкций против России, которые поэтапно вводятся в отношении страны-агрессора, продолжающей преступную войну на территории Украины.
Помимо традиционных персональных санкций, под которые в этот раз могут попасть глава Русской православной церкви Кирилл и тайная жена российского диктатора Путина Алина Кабаева, ЕС предлагает запретить россиянам приобретать недвижимость в странах союза, а также отключить от финансовой системы SWIFT крупнейший банк РФ – “Сбербанк”.
Однако ключевым элементом нового санкционного пакета должно стать нефтяное эмбарго.
Долгая дорога к компромиссу
Еще совсем недавно отказ Евросоюза от российской нефти и, тем более, газа, выглядел фантастикой, несмотря на то, что украинские власти с первых же дней войны призывали европейских партнеров ввести полное эмбарго на российские энергоносители.
Важность такого шага очевидна – ведь нефтегазовые доходы составляют порядка 40% всех поступлений в российский бюджет. Соответственно, лишение агрессора этих доходов подорвет его финансовое состояние, что сузит возможности, помимо прочего, направлять миллиарды на войну против Украины.
Тем не менее, ЕС старался всячески оттянуть, а, на самом деле, похоронить введение энергетического эмбарго против России, что неудивительно, так как в импорте Евросоюза российская нефть составляет порядка 30%, а газ – вообще 40%. Сохранение поставок, по сути, означает продолжение финансирования войны со стороны ЕС. За два с половиной месяца после вторжения страны Евросоюза заплатили России более 20 миллиардов евро за поставленную нефть и более 30 миллиардов евро за газ.
Однако информация о зверствах российских военных в Буче изменила положение вещей. Поворотным моментом стало заявление правительства Германии о том, что страна не будет препятствовать введению эмбарго на российскую нефть.
Впрочем, против эмбарго категорически выступила Венгрия, которая считается главным союзником РФ в Евросоюзе (высказываются мнения, что Берлин согласился на эмбарго, прекрасно понимая, что его будет блокировать Будапешт). Его также не поддержали Австрия и Словакия.
Учитывая критическую зависимость Европы от российского энергетического импорта, было принято решение вводить запрет на нефть поэтапно – в течение шести месяцев должно быть введено эмбарго на сырую нефть, а до конца 2022 года – на нефтепродукты.
Орбан против ЕС
Теперь свое слово должны сказать национальные правительства стран Евросоюза, так как в ЕС все решения принимаются консенсусно, то есть единогласно.
При этом ЕС пошел на уступки Венгрии, предложив временно вывести ее, а также Словакию и Чехию, из-под действия эмбарго. Ранее сообщалось, что этим странам разрешат покупать нефть у России до конца 2023 г. Однако Reuters уточняет, что теперь принято решение продлить исключение для Чехии до июня 2024 г., а для Венгрии и Словакии – вообще до конца 2024 г.
Тем не менее, Будапешт упорствует в своем несогласии с запретом на импорт нефти. Как сообщает The Financial Times, редакция получила доступ к письму одиозного венгерского премьера Виктора Орбана в адрес главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, в котором настаивает, что не может поддержать шестой санкционный пакет “в его нынешней форме”. “Если Еврокомиссия будет настаивать на одобрении ее предложения, то будет нести ответственность за историческую неудачу процесса евроинтеграции”, – цитирует Орбана издание.
Что Орбан имеет в виду под “неудачей процесса евроинтеграции”, сказать сложно. Вряд ли он намекает на возможный выход из ЕС Венгрии, которая в значительной степени зависит от финансовых вливаний Брюсселя. Однако то, что это – откровенный шантаж с его стороны, сомневаться не приходится.
Многих, кстати, удивляет столь откровенная пророссийская позиция Виктора Орбана, которая явно выходит за рамки голого прагматизма. Некоторые телеграмм-каналы предполагают, что у путина на Орбана есть некий компромат, наличие которого влияет на венгерского лидера подобным образом. Мы не собираемся принимать на веру подобные утверждения без весомых для этого доказательств, однако многие факты взаимоотношений России и Венгрии кажутся весьма странными. Так, по утверждению секретаря СНБО Алексея Данилова, путин заранее проинформировал Орбана о готовящейся “военной спецоперации” против Украины. Это особенно удивительно, поскольку о решении начать войну не знали ни в правительстве России, ни в Госдуме.
Пресс-секретарю Орбана Золтану Ковачу даже пришлось опровергать информацию о том, что его шеф знал о готовящемся вторжении в Украину. По его словам, Венгрия “получала информацию и разведданные с той же скоростью и в то же время, что и другие союзники по НАТО”.
Ковач также высказался о позиции своей страны в отношении нефтяного эмбарго: “Венгрия – страна, не имеющая выхода к морю. Мы унаследовали одностороннюю зависимость от России после падения коммунизма”.
Таким образом, пока непонятно, какой окажется окончательная позиция Будапешта и, соответственно, судьба нефтяного эмбарго на уровне всего Евросоюза.
Тем временем, об исключении из эмбарго намерена просить Еврокомиссию Болгария, что также может осложнить его введение.
Экономика ни при чем
Следует отметить, что все указанные страны не являются крупными потребителями нефти, в отличие, например, от Германии.
Кроме того (и, во многом, благодаря этому), у них есть технические возможности отказаться от российской нефти.
Так, если взять, к примеру, Болгарию, то она может переориентироваться на нефть из Азербайджана и средиземноморского региона, отметил в разговоре с “Апострофом” президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
Что касается просьбы правительства Болгарии распространить на страну исключение из действия эмбарго, то здесь срабатывает механизм корпоративного влияния. “Их НПЗ (“Нефтохим Бургас” – “Апостроф”) находится в руках “Лукойла”, а зачем российскому “Лукойлу” отказываться от российской нефти?”, – сказал эксперт. – Но я думаю, что найдется кто-нибудь, кто пояснит болгарам, как в этом вопросе нужно действовать”.
Если говорить о Венгрии, то у нее тоже есть технические возможности получать нефть не из системы нефтепровода “Дружба”, по которому еще со времен СССР нефть поступает из РФ во многие страны Европы.
“Еще в 2015 г. MOL (крупнейшая венгерская нефтегазовая компания) провела модернизацию нефтетранспортной инфраструктуры не только в контексте нефтепровода “Адрия” с хорватского терминала в Омишаль (остров Крк) до Венгрии, но и, вместе с нефтетранспортной компанией Transpetrol, до братиславского нефтеперерабатывающего завода Slovnaft, единственного НПЗ в Словакии, который принадлежит MOL. И тогда венгры пафосно заявляли, что могут обеспечить нефтью не только свой нефтеперерабатывающий завод, но и братиславский, а также, если будет необходимость, прокачивать нефть для нужд чешских НПЗ, – рассказывает Гончар. – При этом у Чехии также есть маршруты (альтернативные нефтепроводу “Дружба”), и их два нефтеперерабатывающих завода могут переориентироваться на поставки со средиземноморского рынка. Тем более, что чешская нефтепереработка принадлежит польскому концерну Orlen, который системно отказывается от российской нефти”.
Все это лишний раз подтверждает, что в основе поведения Виктора Орбана лежит не экономика, а политика. Одной из составляющих успеха партии Орбана Fidesz на последних выборах, которые состоялись в апреле этого года, стали льготные цены, по которым Венгрия получает энергоносители из РФ.
“Раз ты снова победил, и снова премьер-министр, то должен отрабатывать – такова логика кремля. Вот Орбан и взял под козырек, – поясняет Михаил Гончар. – Для Венгрии это политическое решение. Они навешали лапши всем в Брюсселе, что они не могут (без российской нефти), но, на самом деле, их просто нужно заставить. И, если с Будапештом поработает не только Брюссель, но и Вашингтон, то Орбан сдуется”.
Ну, а если угомонится Орбан, то наверняка и другие возмутители спокойствия в ЕС притихнут. А это будет означать, что уже в скором времени нефтяное эмбарго против России будет принято. Со всеми вытекающими для агрессора последствиями. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)