Во второй месяц войны Украина увеличила импорт бензинов в три раза, почти выйдя по этому показателю на довоенный уровень.
Об этом свидетельствуют данные Государственной таможенной службы. Почему тогда на стелах не исчезают нули, а на АЗС вырастают очереди
В апреле Украина импортировала 100 963 тонн бензинов – в три раза больше, чем в марте, свидетельствуют данные Таможенной службы Украины. Импорт дизтоплива за аналогичный период вырос на 17% – до 304 047 тонн.
Достаточно ли этого, чтобы удовлетворить спрос?
В середине апреля заместитель министра экономразвития Денис Кудин утверждал , что Украина ежедневно импортирует не менее 10 000 тонн топлива. С учетом снижения потребления этого объема должно было хватить для удовлетворения спроса. По данным консалтинговой компании “Нафторынок”, с начала войны потребление нефтепродуктов упало на 30-50%, а около двух третей из 7500 украинских АЗС закрылись.
Расчеты подтверждает и статистика. По данным Консалтинговой группы “А-95”, в прошлом году Украина ввозила в среднем 107 000 тонн бензина в месяц и 571 000 тонн дизеля. При этом Госстат утверждает, что в апреле 2021 через сети АЗС продано 139338 т бензинов и 164637 т дизельного топлива. В 2022 г. статистика Госстата не обновляется.
Почему при наличии почти довоенных объемов импорта из открытых продаж исчез бензин и дизель?
Причины дефицита
С начала войны топливный рынок оказался в затруднительном положении. Украина импортирует 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – всего до 10 млн. т бензинов, дизеля и автогаза. Снабжение шло преимущественно из России, Белоруссии и морем. В настоящее время эти каналы заблокированы российскими военными кораблями.
Теперь импортные нефтепродукты завозят через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее при наличии дешевой доставки морем этот канал почти не использовался. Чтобы компенсировать нефтетрейдерам увеличенные логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
Кроме этого, российские ракеты уничтожили около 15 украинских нефтебаз, по оценке Андрея Геруса, главы Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Также из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, покрывавшие около 50% потребления бензина в стране.
Несмотря на сокращение предложения, резервы топлива у сетей АЗК позволяли гарантировать отсутствие острого дефицита. Однако ажиотаж не заставил себя ждать.
“Рост спроса и панику провоцировали пустые стелы на АЗС и распространенная из разных источников информация, что топливо вот-вот полностью закончится. Это делалось искусственно”, – уверен аналитик “Нафторынку” Александр Сиренко. За последние две недели, по данным “Нафторынка”, спрос на заправках увеличился в пять раз. “Бензовозы просто не успевают развозить топливо”, – говорит Сиренко.
Что за этим стояло? “Возможно, некоторые сети хотели надавить на правительство, пугая его дефицитом, чтобы оно изменило формулу регулирования розничной цены топлива”, – говорит Сиренко. Из-за госрегулирования цены в опте сейчас выше, чем в розницу, что делает убыточной работу сетей АЗС, не импортирующих бензин напрямую, а покупающих его на внутреннем рынке. Например, в начале мая оптовая цена бензина превысила 50 грн./л, тогда как предельная – 37,69 грн./л.
Даже существенное увеличение импортных поставок вряд ли сейчас сможет погасить панику, говорит он. Люди заправляют полный бак, наполняют канистры и хранят топливо впрок в своих гаражах, говорит Сиренко. Он предлагает радикальное решение: ввести непрерывный комендантский час в течение нескольких дней, за это время бензовозы успеют довезти топливо и сформировать запас на АЗС. После этого заправки выйдут на обычный режим работы.
“Нафторынок” прогнозирует увеличение импорта топлива в мае по сравнению с апрелем. По оценке директора Консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, украинские операторы законтрактовали 200 000-250 000 тонн топлива в Европе. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)