Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: режим запрета доступа – к вопросу блокировки нефтяного трафика агрессора

Список русских портов, в которых осуществляется перевалка нефти и нефтепродуктов отлично известен.

Перипетии последних недель вокруг введения нефтяного эмбарго ЕС в отношении России за агрессию против Украины показывают, что, действуя из-за своих проксиз типа венгерского премьера Виктора Орбана, Москва если не торпедирует, то успешно тормозит его введение. Даже принятие принципиального решения оказывается не столь простым, и целая Еврокомиссия может оказаться неспособной обуздать пророссийского шантажиста.

Кроме того, сложно представить, какой плотности может быть введено эмбарго. Не будет ли оно дырявым ситом с многочисленными исключениями и особыми случаями? Поэтому нужно готовить новые варианты воздействия на агрессора. В том числе и косвенные. Тем более, если учесть, что Россия фактически установила морскую блокаду украинских портов в Азовском и Черном морях. Access denied…

Морские порты Украины обеспечивают более двух третей национального экспорта. Украина находится в топ-10 странах-продуцентах аграрной продукции, обеспечивая 12% поставок пшеницы, 16% – кукурузы и 50% – подсолнечного масла. 40% экспорта пшеницы и кукурузы из Украины уходит в Африку и Азию, где уже отразилась перспектива голода. Украина является основным источником зерновых для Всемирной продовольственной программы. Но и в Европе ряд стран почувствуют нехватку украинской продукции: Болгария, Испания, Нидерланды и т.д.

Растущая агрессивность РФ, и не только в отношении Украины, но и угрозы Молдове, а также Финляндии со Швецией в случае их вступления в НАТО, указывают на то, что Западу следует предпринять нестандартные и решительные действия, чтобы прекратить агрессию.

Слабость и неспособность ЕС ввести эффективные санкции, сократившие приток нефтедолларов Кремлю для ведения войны, дает карт-бланш США и Великобритании. Эти две морские потуги традиционно привержены установлению порядка на морских просторах Мирового океана. Британия освободившись от оков брюссельской бюрократии, получила большую свободу действий. Очевидно, что для США восстановление морской безопасности в Азово-Черноморском регионе, а также нейтрализации преступных действий РФ необходимо принятие соответствующей резолюции Конгресса о морской безопасности Черноморского региона и Украины. Основанием для этого служит процесс признания России террористическим государством.

Этот процесс начался. Верховная Рада сделала это 14 апреля. Сейм Литвы был первым иностранным парламентом, который 10 мая принял резолюцию, в которой Россия признается террористическим государством, а ее действия в Украине во время вторжения геноцидом. “Российская федерация, вооруженные силы которой сознательно и систематически выбирают гражданские объекты для бомбардировок, является государством, поддерживающим и осуществляющим терроризм”, – говорится в резолюции Сейма.

Руководство Украины – и президент, и Верховная Рада – обратились к Конгрессу США с призывом признать РФ страной-спонсором терроризма. Следует напомнить, что в обеих палатах Конгресса в скором прошлом уже были инициативы таких законопроектов. Впервые речь зашла в 2018 году в контексте дела Скрипачей. В дальнейшем появились сенатский законопроект S.1189 Кори Гарднера от 11 апреля 2019 г. и в Палате представителей HR7561 Макса Роуза от 9 июля 2020 г. Избирательная кампания в США в 2020 году затормозила рассмотрение этих законопроектов.

Сейчас в Сенате 10 мая был зарегистрирован проект резолюции, которой предлагается признать Россию государством-спонсором терроризма. Соавторы документа – сенаторы от обеих партий, демократ Ричард Блументаль и республиканец Линдси Грэм. “Чем больше мы сделаем, чтобы изолировать Россию , тем сильнее будет наша позиция. И эта инициатива предлагает такую перспективу”, – заявил сенатор Блументаль.

Страны-спонсоры терроризма подпадают под четыре главные категории санкций: ограничение на иностранную помощь от США, запрет на экспорт и продажу оборонной продукции; контроль за экспортом товаров двойного использования, а также под различные финансовые и другие ограничения. Как раз в эти “другие ограничения” и должен войти режим access denied для нефтяных танкеров – запрет на их вход в Балтийское и Черное моря для загрузки сырьем на российских нефтяных терминалах. Экспорт нефти и продуктов ее переработки приносит наибольшую долю доходов в структуре внешней торговли РФ, которые и питают двигатель российской агрессии.

Учитывая глобальные последствия (продовольственный кризис и угроза голода в ряде бедных стран Африки и Ближнего Востока) установленной Россией морской блокады Украины и признания России террористической страной (страной-спонсором терроризма) логически встает вопрос о мерах по восстановлению свободы судоходства агрессии из-за ограничения возможностей государства-террориста.

Режим запрета доступа может быть обеспечен блокировкой со стороны ВМС Великобритании и США Датских проливов (Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак), совмещающих Балтийское море с Северным и открывающие путь к Атлантическому океану. В этом случае Балтика становится полностью изолированной для входа танкеров со стороны Северного моря и океана. То же самое – с Черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы) между азиатской и европейской частями Турции.

Важно то, что в проекте Стратегической концепции НАТО, которая должна быть принята на Мадридском саммите Альянса, Россию объявляют прямой угрозой. В этом случае угроза подлежит нейтрализации. И один из невоенных методов – обеспечение запрета доступа к российским портам нефтеналивных танкеров военно-морскими силами Альянса.

Список русских портов, в которых осуществляется перевалка нефти и нефтепродуктов отлично известен. Безотносительно объемов перевалки и классов судов, которые могут принимать эти порты, к их числу относятся:

В Азово-Черноморском регионе:

– Туапсе;

– Новороссийск;

– Темрюк;

– Тамань;

– Кавказ;

– Ейск;

– Таганрог;

– Азов;

– Ростов-на-Дону.

В Балтийском регионе:

– Высоцк;

– Приморск;

– Санкт-Петербург;

– Усть-Луга;

– Калининград.

Вот в этих портах и должен быть установлен режим access denied для нефтеналивных судов и продуктовозов всех классов.

Примечательно, что это не тождественно блокаде морских портов РФ, что означало бы прямое столкновение, чего так не желают в НАТО. Следовательно, время требует действий. Ассиметричный. И для того чтобы снять морскую блокаду Украины, и для того, чтобы ограничить приток нефтедолларовых инъекций в агрессию Кремля. И прекратить агрессию. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”, Порты Украины/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version