Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: как модернизировать энергетику в процессе послевоенного восстановления

Какие предложения реформ в энергетической сфере есть в плане послевоенного восстановления Украины и что стоило бы изменить?

В апреле Министерство экономики совместно с украинскими экономистами, офисами Большой четверки и другими ведущими консалтинговыми компаниями предложило ключевые принципы для включения в план послевоенного восстановления и развития Украины.

Приветствуем появление такого документа и поддерживаем принципы, предложенные в документе. Тем не менее, хотим прокомментировать те, которые касаются энергетической сферы.

Украина должна наращивать энергетические мощности

“У нас большие компетенции в атомной энергетике, которые можем использовать для дальнейшего строительства атомных блоков и наращивания чистой энергии. Украина способна строить АЭС в основном собственными силами”.

Ставка на АЭС, по крайней мере, дискуссионна. Не вызывает сомнений выгодность для Украины максимально возможного продления сроков эксплуатации АЭС, однако строительство новых АЭС не обоснованно.

По расчетам большинства международных экспертов, электроэнергия от новых АЭС одна из самых дорогих.

К примеру, исследования швейцарской компании Lazard показывают, что стоимость электроэнергии с ВИЭ постоянно уменьшается, а от традиционной генерации – растет.

Для солнечных и ветровых электростанций промышленного масштаба она уже существенно дешевле электроэнергии от традиционной генерации. Причем с каждым годом эта разница в пользу ВИЭ только растет.

Факт 1. Средняя стоимость строительства современного атомного блока мощностью 1 ГВт – примерно 8-10 миллиардов долларов США, при сроках подготовки, проектирования и строительства около 10 лет.

Сегодня многие эксперты считают перспективным строительство малых модульных атомных реакторов мощностью от 50 до 300 МВт, которые обещают стать более надежными, более дешевыми и эффективными с точки зрения развития систем распределенной генерации.

Однако эти технологии еще требуют подтверждения их дееспособности широкой практикой эксплуатации и решения проблем экологически безопасного захоронения отработанного ядерного топлива.

Финская компания Wartsila просчитала для Украины сценарии развития электроэнергетики до 2050 г. и показала, что выгоднее строить новые электростанции на ВИЭ.

Сценарий, обеспечивающий дешевую электроэнергию, предусматривает долю ВИЭ в 83% к 2050 году. При этом сценарий со строительством новых АЭС привел к более дорогой стоимости электроэнергии в системе.

Также вызывает большие сомнения применение термина “чистая” энергия энергии с АЭС и уверенность в том, что “Украина способна строить АЭС в основном собственными силами”.

Для подтверждения последнего тезиса необходима глубокая диагностика и инвентаризация всех имеющихся мощностей от проектирования и изготовления оборудования до строительных мощностей всего атомного цикла в Украине.

Нынешняя война, на примере Запорожской АЭС, выявила еще один недостаток атомной энергетики – возможность сиюминутного захвата врагом значительной мощности электрогенерации.

Электростанции на ВИЭ за счет большего рассредоточения по территории значительно снижают подобный риск. Кроме того, использование мощных атомных блоков в условиях боевых действий приводит к высокому риску возникновения нового Чернобыля.

Следующий шаг в энергетике – достижение энергетической независимости

“В рекордно короткий срок за 3-5 лет должны полностью обеспечить себя газом собственной добычи. Параллельно необходимо уменьшить энергозатраты экономики через программу термомодернизации”

Полностью поддерживаем цель этого принципа – “достижение энергетической независимости”. Однако его наполнение требует существенной доработки и расширения.

Считаем, что вопрос термомодернизации нуждается в широком масштабировании. Если учесть, что 49% газа потребляется в жилом секторе – дома приобретают стратегический вес по лишению энергетической импортозависимости.

Действующие инструменты или слишком медленные (фонд энергоэффективности) или исчезли (“теплые кредиты”). Наработанный до полномасштабной войны проект “Большой термомодернизации” был сфокусирован исключительно на многоэтажках.

Крайне узко, если вспомнить, что энергоэффективный потенциал экономии газа в индивидуальном жилье вдвое больше. Отдельная перспектива – бюджетная сфера, имеющая потенциал энергосбережения 30-60%.

Инструменты термомодернизации следует разделить на быстрые и системные. Например, Ирпень имеет около 2 тысяч умеренно поврежденных индивидуальных домов, которые, в частности, построены в советские не энергоэффективные времена.

Если сейчас открыть программу быстрого восстановления индивидуального жилищного фонда через доступные 5% кредиты с 80% грантового возмещения стоимости оборудования и энергоэффективных материалов для восстановления, мы уже в этом отопительном сезоне получаем ежегодную экономию газа 2,5 млн. кубометров.

И это только Ирпень и только часть частного сектора. Многоэтажки и бюджетные учреждения нуждаются в более системных и гибких подходах. Поэтому это следующий, но масштабный по эффекту шаг в 5-10 лет.

Считаем, что в этом разделе приоритет должен быть отдан технологиям повышения энергоэффективности не только в зданиях, но в первую очередь в промышленности, на транспорте и особенно в коммунальной сфере.

Не менее важными должны стать задачи кардинального замещения потребления всех импортируемых энергоресурсов за счет местных энергоресурсов (твердые и жидкие биотоплива, биогаз, зеленый водород, биометан, солнечная и ветровая энергии) и использование современных инновационных технологий украинского производства (тепловые насосы, когенерация, накопители тепловой и электрической энергии, электрификация теплоснабжения, внедрение распределительных сетей с использованием искусственного интеллекта).

Что касается природного газа собственного производства, считаем необходимым оценить реальный и потенциальный объем его добычи, учитывая разрушительные последствия войны в Украине.

Центральной идеей трансформации экономики должна стать климатическая модернизация

“Строительство новых промышленных мощностей в металлургии, пищевой переработке и энергетике сразу возможно на принципах “зеленой экономики” – минимального углеродного следа и низкой зависимости от ископаемого топлива”.

Полностью поддерживаем этот принцип. Однако видим определенное противоречие ему двух предыдущих принципов, связанных со строительством новых АЭС и увеличением добычи природного газа.

Считаем принципы зеленой экономики приоритетными при восстановлении и создании нового экономического фундамента Украины.

Развитие энергетики должно происходить под их влиянием и не противоречить им. Приоритетность этого принципа положена в основу программы Green Deal декарбонизации экономики ЕС и соответственно должна быть обеспечена в Украине, которая претендует на членство в ЕС.

Риски от климатических изменений несколько отошли в тень на фоне военного положения в Украине, однако никуда не исчезли и будут только усиливаться при дальнейшем глобальном потеплении.

В условиях военного положения энергетическая система Украины оказалась под влиянием ряда новых вызовов и рисков.

Риск высоких цен на энергоносители. Цена природного газа на биржах ЕС стабильно держится на рекордно высоком уровне (около 1100 Евро/1000 м3).

Стабильно высокие цены удерживаются также на угле, нефть и нефтепродукты. Есть риски дальнейшего повышения цен на энергоносители по мере вывода значительных объемов российского газа, нефти и угля с рынков ЕС из-за потенциального эмбарго.

Риск остановки транзита российского газа через территорию Украины и связанные с этим риски газоснабжения в регионах Украины.

Уже есть свежие примеры остановки по политическим причинам поставки газа в Польшу и Болгарию. Раздаются угрозы остановки поставок газа в ЕС в целом в случае введения эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты. Частично газовый транзит через временно оккупированные территории Луганской области уже остановлен.

Риск сокращения собственной добычи угля, связанный с расширением временно оккупированных территорий, разрушением ряда шахт, энергетической и логистической инфраструктуры на востоке Украины.

Риск логистики энергоносителей. На сегодняшний день невозможен импорт угля и других энергоносителей через порты Черного моря. Остается возможной их транспортировка только в значительно меньших объемах автомобильным и железнодорожным транспортом.

Кризис на рынках нефтепродуктов уже пришел в Украину, однако существует высокая вероятность подобных кризисов на рынках угля и природного газа.

Политическая необходимость для введения эмбарго на российские энергоносители. Решение об эмбарго на российские угли уже принято ЕС, США и рядом других стран.

Эмбарго на нефть и нефтепродукты активно дискутируется и, вероятно, будет принято в ближайшее время. Эмбарго на газ уже также в повестке дня.

Прогнозируем, что Украине в этой ситуации тоже придется принять нелегкие, правильные и честные в отношении наших международных партнеров решения об эмбарго российских по происхождению энергоносителей.

Не видим сегодня готовности Украины это сделать или, по крайней мере, активной подготовки к этому. И по нашему мнению, это категорически не правильно и является серьезной стратегической ошибкой.

Мы не можем оставлять и дальше Украину “пленным заложником” агрессивной энергетической политики страны агрессора.

Факт 2 . За годы независимости Украина заплатила стране агрессору более 100 миллиардов долларов США за импорт природного газа, что практически равно одному довоенному ВВП Украины.

Факт 3 . За 30 лет независимости Украина заплатила около 400 миллиардов долларов США за импорт всех энергоресурсов, причем большая часть этих средств поступила стране-агрессору.

Разрушение и повреждение критической энергетической инфраструктуры. Боевые действия привели к значительному разрушению и повреждениям электростанций, ТЭЦ, котельным, электросетям, теплотрассам, газовым сетям, системам водоснабжения и водоотвода.

Их приоритетное восстановление потребует значительных человеческих и финансовых ресурсов, в которых будут параллельно нуждаться и системные реформы в энергетике Украины.

Риск управленческого кризиса в энергетике Украины. Из собственного опыта авторов, активно участвующих в работе ряда экспертных групп по разным вопросам энергетики и энергоэффективности, можем констатировать, что многие действенные предложения, которые нарабатываются на уровне таких рабочих групп, так и не доходят до центров принятия государственных решений.

Кроме того, остается непонятным, где эти центры принятия решений на сегодняшний день находятся. Непонятно, кто обладает полномочиями и несет ответственность за принятие таких решений.

Создается впечатление, что в государстве никто не заинтересован в повышении энергоэффективности в зданиях, промышленности, транспорте, коммунальной сфере, а также в максимально возможном сокращении и замещении потребления импортируемых энергоресурсов.

Неоднократные официальные обращения по этим вопросам ко всем причастным Министерствам, агентствам и комитетам остались без ответа или были получены очередные отписки.

Считаем, что такая размытая ответственность недопустима в период военного и послевоенного положения в Украине и требует скорейшего решения.

Что дальше?

Считаем, что Украине нужно как можно быстрее разработать действенную и амбициозную программу отказа в течение нескольких лет от российских по происхождению газа, угля, нефти и нефтепродуктов.

Считаем это реальным и экономически обоснованным. Такая программа должна стать основой обновления энергетики Украины, в том числе программы поддержки такого восстановления со стороны коллективного Запада.

Для разработки и реализации такой программы считаем необходимым создание действенного центра принятия решений и координации деятельности в этой сфере.

Считаем необходимым создание действенной рабочей группы по решению критических вопросов восстановления и перестройки энергетики Украины под председательством Премьер-министра Украины или его первого заместителя.

Приоритетность законодательной поддержки этих вопросов должна быть обеспечена в профильном комитете ВРУ.

(Александр Домбровский – к.э.н., народный депутат VII и VIII созывов ВРУ, председатель правления общественного союза “Global 100 RE Ukraine”; Георгий Гелетуха, д.т.н., председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины; Алексей Корчмит, к.н.гос.упр., председатель правления Украинской ассоциации энергосервисных компаний; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version