Перед НАК “Нафтогаз Украины” поставлена задача стать так называемым национальным оператором на рынке нефтепродуктов, чтобы обеспечить справедливость цен на рынке, сообщил глава правления НАК Юрий Витренко.
“Идея не в том, что государство хочет монополизировать этот рынок. Но сейчас на рынке должен появиться мощный государственный игрок, к которому было бы полное доверие как со стороны государства, так и со стороны людей – с пониманием, что цены на этих заправках справедливы и честны”, – сказал он в интервью “Интерфакс-Украина”.
По его словам, существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС.
“Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка – 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1%, тогда больше доверия, что у потребителей есть возможность покупать по справедливой конкурентной цене… Если сеть занимает 30% рынка, это уже дает реальную альтернативу людям. В свою очередь, это будет принуждать частных операторов тоже не задирать цены”, – пояснил Витренко.
Он отметил, что когда конкуренция на рынке несовершенна, то появление государственного игрока позволяет сделать его ценовым лидером и отказаться от государственного регулирования цен.
“Нафтогаз” должен быть оператором национальной сети, чтобы не было вопроса высокой цены. Эту задачу поставил президент. Также мы можем быть для государства эффективным инструментом сотрудничества с крупнейшими в мире компаниями по ресурсу”, – сказал глава правления НАК.
Витренко уточнил, что “Нафтогаз” еще не получил контроль над сетью АЗС Glusco. “Там есть некоторые нюансы, но надеюсь, что государство проявит определенную волю и мы будем иметь контроль над АЗС”, – сказал глава правления НАК.
В то же время он подчеркнул, что наличие АЗС в нынешних условиях не означает наличие нефтепродуктов.
Витренко добавил, что даже не вопрос найти бензин и дизель за границей. “К примеру, здесь, в Давосе, я провел переговоры с ведущими компаниями, и у нас есть возможность прямо сейчас в европейские порты привезти очень большой объем топлива, чтобы покрыть все потребности украинского рынка. Для крупных компаний масштаб украинского рынка относительно невелик, они говорят: “Вопросов нет, все ваши потребности мы можем закрыть завтра”, – сообщил глава правления “Нафтогаза”.
По его словам, проблема заключается в том, что эти крупные компании могут поставить топливо в большие порты – Амстердам, Роттердам, Антверпен или порты Средиземноморья, тогда как топливо нужно на границе Украины или в портах Польши и Румынии с помощью в логистике из этих портов в Украину.
“Пока логистики в необходимых объемах нет. Следует договариваться с такими странами, как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, чтобы они нестандартным путем расширяли логистические возможности или даже иногда давали приоритет логистике нефтепродуктов в Украине. Это вопрос не только бизнеса или экономики, но и политики”, – отметил Витренко.
По его мнению, роль “Нафтогаза” – решать коммерческие вопросы, которые сложнее решить частному бизнесу, например, крупным международным компаниям, может быть легче в текущих условиях заключать контракты на поставку больших объемов нефтепродуктов именно национальной компании или резервировать на длительный срок логические мощности.
“Если правительству нужна помощь от “Нафтогаза” в части новых компетенций, то мы можем попытаться эти компетенции развить или приобрести на рынке, но на это нужно время и здесь не может быть гарантий”, – добавил Витренко.
Отвечая на вопрос о сети национального оператора, глава правления “Нафтогаза” сообщил, что речь идет как о заправках, которые НАК полностью контролирует, так и о заправках “Укрнафты”, в которой у “Нафтогаза” мажоритарная доля.
“Там мы оказываем существенное влияние и можем проконтролировать, чтобы цены были адекватны. Когда у нас будет собственная сеть, у нас будет четкое понимание себестоимости – не в теории, а на практике. С логистикой мы тоже готовы помочь, у нас достаточно финансового ресурса, чтобы сейчас забронировать любую логистику. Главное, покажите ее нам”, – подчеркнул Витренко.
Премьер-министр Денис Шмыгаль 13 мая заявил о решении Кабинета министров передать 172 заправки компании Glusco в управление государственной компании НАК “Нафтогаз Украины”.
Тогда премьер сообщил о наличии решения суда, предусматривающего передачу соответствующего имущества государству. Он подчеркнул: “Позиция здесь четкая: активы России и связанных с ней компаний в Украине должны перейти нашему государству и будут работать на благо нашей страны и всех украинцев”.
Помимо этого, у 100%-ной дочерней компании “Нафтогаза” – “Укргазвыдобування” – есть сеть из 21 заправки U.GO в Харькове и Харьковской области, тогда как “Укрнафте”, в которой доля НАК 50%+1 акция, принадлежит 537 АЗС. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)