Европейский союз вводит частичное эмбарго на импорт нефти из России. Насколько ощутимым для агрессора будет этот удар?
Санкции и “Дружба”
Центральным пунктом шестого пакета санкций, введенных Евросоюзом против Российской Федерации за развязывание захватнической войны против Украины, станет принятие частичного запрета на импорт сырой нефти и нефтепродуктов из страны-агрессора. После месяца споров лидеры ЕС на саммите в Брюсселе вышли на приемлемый для всех вариант (который официально планируют утвердить в среду, 1 июня).
“Европейский Совет соглашается, что шестой пакет санкций против России будет распространяться на сырую нефть и нефтепродукты, которые поставляются из России в государства – члены ЕС с временным исключением для сырой нефти, поставляемой по трубопроводу”, – отмечается в итоговом заявлении саммита.
Итак, речь идет о запрете нефтяных поставок в танкерах (с единственным исключением для Болгарии, которая сможет импортировать этот ресурс из РФ морем до конца 2024 г.). К таким половинчатым мерам пришлось прибегнуть из-за жесткой позиции Венгрии против эмбарго. Страна сейчас получает нефть из России по трубопроводу “Дружба”, точнее по его южной ветке (идущей через Украину), так же как Словакия и Чехия. Собственно этим государствам труднее всего избавиться от нефтезависимости от РФ. Поэтому в ЕС и решили пока сделать исключение из эмбарго именно для поставок по трубопроводам. Когда заблокируют и эту возможность, пока сложно спрогнозировать. Вероятно, когда эти страны смогут переориентировать импорт ресурса. Венгрии, например, нужно увеличить мощность нефтепровода Adria, который идет из Хорватии. Решением для Чехии может быть расширение поставок по нефтепроводу TAL, идущему из итальянского Триеста.
Точная дата введения санкций еще не объявлена, но, вероятно, ЕС даст бизнесу срок до конца года для сворачивания контрактов. По крайней мере, ранее официальные лица рассматривали как возможный отказ от российской сырой нефти за шесть месяцев, а от нефтепродуктов – за восемь. Также будет действовать запрет на страхование танкеров, которые перевозят российскую нефть, – через шесть месяцев.
Как утверждает президент Европейского Совета Шарль Мишель, частичное эмбарго охватит две трети поставок российской нефти в страны ЕС. А президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен уточнила, что реально будет заблокировано около 90% потоков. И здесь нет противоречия, потому что под санкциями окажутся танкерные поставки, а плюс к этому Польша и Германия самостоятельно отказываются от “незапрещенной” нефти из северной ветки “Дружбы”. Выходит, Россия сможет прокачивать ресурс только по южной ветке этого трубопровода, на который приходится около 10% ее нефтяных поставок в ЕС.
“Огромный источник”: сколько потеряет Россия
Следовательно, полуэмбарго будет. А что с того России? И что с того нам? Сильно ли у врага поуменьшится денег на поддержку экономики и “спецоперации”? Шарль Мишель назвал это решение Евросоюза “максимальным давлением на Россию для прекращения войны” из-за сокращения “огромного источника финансирования ее военной машины”. Но так ли это?
Перед тем, как ответить, следует напомнить, что в прошлом году доход РФ от экспорта энергоносителей составил $240,7 млрд. Тогда россияне продали за границу 230 млн. т нефти на $110,1 млрд., а также 144,3 млн. т готовых нефтепродуктов на $70 млрд. То есть нефтяные экспортные доходы РФ достигали $181,1 млрд. (кстати, это примерно втрое больше газовых поступлений).
Собственно страны Европейского Союза в прошлом году импортировали российскую нефть и нефтепродукты на 70,8 млрд. евро (на 48,3 млрд. евро и 22,6 млрд. евро соответственно). Из этой суммы Венгрия, Чехия и Словакия заплатили 5 млрд. евро за нефть по “Дружбе”. А в первом квартале текущего года ЕС уже закупил “черное золото” из России на 27 млрд. евро. В физических объемах – это 161,5 млн. т нефти и нефтепродуктов в 2021 г. и 44,1 млн. т – в первом квартале 2022 г.
Теперь произведем примерный расчет.
Если взять за основу данные о заработке Россией на нефтяном рынке ЕС в 70,8 млрд. евро, то при потенциальном охвате эмбарго 90% поставок годовые потери врага должны составить более 63 млрд. евро. Но такой сценарий не учитывает альтернатив для РФ, которая, по крайней мере, частично может переориентироваться на азиатские рынки.
Агентство Bloomberg учло эти альтернативы, а также большой дисконт, который россиянам приходится давать новым покупателям, и пришло к выводу, что Россия потеряет 22 млрд. евро в год: 10 млрд. евро вследствие запрета на морской экспорт и 12 млрд. евро в результате прекращения поставок северной веткой “Дружбы” в Польшу и Германию. Правда, в Bloomberg не учитывали поставки нефтепродуктов, на которые тоже накладывается эмбарго (а они, напомним, приносят РФ более трети нефтяной выручки от торговли с ЕС).
Поэтому, на наш взгляд, если учесть все вышеперечисленное, а также повышение цен на нефть в этом году – Россия может потерять около 40 млрд. евро ($43 млрд.) в результате эмбарго ЕС из шестого пакета санкций в отношении нее.
Неисчерпаемые деньги на войну
Это, безусловно, значимая сумма для российской экономики. Но, к сожалению, не критичная. Во-первых, стоит напомнить, что только нефтяные доходы агрессора в прошлом году достигали $181 млрд. А с учетом повышенных цен на энергетических рынках они в текущем году должны бы вырасти. Именно поэтому Институт международных финансов в марте прогнозировал РФ рекордный профицит текущего счета платежного баланса в $240 млрд. по результату 2022 г., правда, с оговоркой, если ее крупные торговые партнеры не откажутся от российских углеводородов. Теперь будет эмбарго ЕС “стоимостью” свыше $40 млрд. Можно упомянуть еще о перекрытии США нефтяного импорта из России на $17,6 млрд. Это большие суммы, но они не меняют общей картины.
Следовательно, деньги на войну у Путина не иссякнут и после полуэмбарго на его нефть в исполнении европейцев. Валютных поступлений в России будет достаточно, вопрос – можно ли будет ими распорядиться так, чтобы закупить необходимые для экономики и оборонно-промышленного комплекса оборудование, компоненты и готовую продукцию за рубежом (привет другим санкциям).
Украина сфокусировала на вопросе эмбарго углеводородов всю силу своей дипломатии против агрессора, отмечая, что валютная выручка РФ – деньги на войну. Это действенный и полезный метод давления. Но есть опасность, что из такой логики может возникнуть ошибочный расхолаживающий вывод: как только в России критически уменьшится выручка от международной торговли – она не сможет продолжать боевые действия. На самом деле нет, как мы уже писали, солдаты продаются за рубли (которые РФ сама и “печатает”), как горючее и многое другое для “спецоперации”. Следовательно, усилия Запада нужно сконцентрировать на недопущении экспорта в Россию технологий и применении против агрессора как можно более мощного оружия. И не так финансовых мер, как систем залпового огня. (Алексей Шевнин, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)