Как в условиях войны Украина готовится к отопительному сезону, и почему украинцам также следует готовиться к зиме самостоятельно.
На календаре только начало лета, а подготовка к отопительному сезону в самом разгаре. Война против российских оккупантов заставила власть раньше времени позаботиться о том, как и чем обогревать украинцев.
На минувшей неделе президент Владимир Зеленский предупредил граждан, что следующая зима будет самой сложной за все годы независимости.
Власти уже начали подготовку к осенне-зимнему периоду (ОЗУ), образовав специальный штаб, который будет разрабатывать разные сценарии прохождения отопительного сезона.
Больше энергосистеме будут угрожать теракты и ракетные удары по энергетической инфраструктуре со стороны россиян. К тому же многие объекты критической инфраструктуры уже повреждены, захвачены или уничтожены оккупационными войсками.
Как государство готовится к сложной зиме и что делать населению?
Что потеряла энергосистема
От ударов россиян тяжелые потери понес чуть ли не весь украинский энергетический сектор. За 109 дней войны пострадали атомные, нефтеперерабатывающие, энергогенерирующие, угледобывающие, распределительные и коммунальные объекты инфраструктуры.
Под оккупацией с 4 марта находится самая большая в континентальной Европе и третья по мощности атомная станция мира – Запорожская АЭС.
В настоящее время она работает в энергосистеме Украины, соблюдая нормы ядерной, радиационной и экологической безопасности. Однако от россиян регулярно поступают сигналы, что Запорожскую АЭС Украина может потерять.
В украинском “Энергоатоме” уверяют, что это невозможно.
По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, Украина также потеряла Каховскую гидроэлектростанцию, три теплоэлектростанции (ТЭС) и около 40% всех объектов возобновляемой энергетики.
Не получится восстановить шахты “Золотое” и “Тошковская” в Луганской области, “Южнодонбасская №1” и им. Сургая в Донецкой области.
Сильно пострадала от войны нефтяная инфраструктура: два НПЗ остановлены, повреждены десятки нефтебаз, под оккупацией оказалось много АЗС.
Кроме того, из-за боевых действий повреждены или разрушены 249 объектов критической инфраструктуры в сфере теплоснабжения.
Значительные разрушения имеют теплоэлектроцентрали в Ахтырке и Кременчуге, повреждены четыре ТЭЦ на Днепропетровщине, Донецкой, Харьковской и Черниговской.
В областях разрушены или повреждены 262 котельные и большое количество вспомогательных помещений.
С 24 февраля из-за боевых действий полностью или частично обесточивались более 2,6 тыс. населенных пунктов и 20,2 тыс. трансформаторных подстанций. На время прекращалось электроснабжение для 3,7 млн. потребителей.
До сих пор без тока остаются 725 населенных пунктов и около 621,4 тыс. потребителей.
Что с газом
До начала отопительного сезона в украинских газохранилищах необходимо накопить не менее 19 млрд. куб. м топлива. Такую задачу “Нафтогазу” поставил Шмыгаль.
Сейчас в хранилищах есть чуть больше 10 млрд. куб. м голубого топлива и закачка продолжается.
По словам премьера, в 2022 году объем добычи топлива в Украине составит 16-19 млрд. куб. м. Сколько газа придется докупить?
На майском заседании парламентского комитета по энергетике депутаты обнародовали презентацию, в которой говорилось о необходимости импортировать 2,7 млрд. куб. м газа. Еще 1,8 млрд. куб. м следует купить у отечественных компаний.
Глава “Нафтогаза” Юрий Витренко в Вашингтоне заявил о необходимости импортировать 6 млрд. куб. м газа, который стоит около 8 млрд. дол.
Учитывая военное состояние, точная информация о запасах энергоресурсов и их потребности не раскрывается. Доступ к ней имеет ограниченный круг лиц, а оценить объективные потребности невозможно.
“Озвученные Витренко объемы свидетельствуют, что у нас вроде бы не упало потребление, не останавливались предприятия, миллионы людей не уехали за границу, а потребители смогут получить довоенные объемы газа”.
Пока неясно, получится ли восстановить разбомбленные объекты, поэтому не могу спрогнозировать, сколько нужно газа. Возможно, хватит того объема, который есть в хранилищах и который будет добыт в стране”, – говорит директор спецпроектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.
Если без импорта не обойтись, то где брать деньги? Во время визита в Вашингтон Витренко объяснял, что этот вопрос решается с правительством США. Среди вариантов – предоставление финансовых гарантий.
“Даже рассматривается вариант использования газа в рамках ленд-лиза”, – добавил глава “Нафтогаза”.
При этом “Нафтогаз” не оставляет попыток получить от государства компенсацию разницы между ценой закупки газа и стоимостью его продаж потребителям. Как известно, годовой тариф для населения составляет 7,99 грн. за куб м, а рыночная цена – почти 29 грн. за куб м.
“Если государство ущемляет цены и тарифы, то должна быть компенсация этой разницы”, – говорит Витренко.
Вскоре депутаты рассмотрят правительственный законопроект, предусматривающий беспрецедентное финансирование газового рынка в 2022 году.
Документ предлагает “заморозить” тарифы на газ для населения, его распределение, отопление и горячую воду на довоенном уровне. Цена вопроса – 264 млрд. грн. Из чего состоит эта сумма?
“Нафтогаз” получит 150,1 млрд. грн. компенсации за выполнение возложенных на него спецобязательств (PSO) продавать газ по льготным ценам, ТЭК и облгазы – 76 млрд. грн., местные бюджеты – 38,2 млрд. грн.
Поддержат ли такое предложение депутаты? После передачи в управление “Нафтогаза” 26 облгазов, включая компании группы РГК, и переход клиентов “Йе энергия” Дмитрия Фирташа под крыло НАКа последняя сконцентрировала около 90% распределения и поставки газа бытовым потребителям, поэтому такой вариант выглядит вероятным.
Откуда планируется взять 264 млрд. грн.? Более 188 млрд. грн. – это международная и донорская помощь, 64,5 млрд. грн. – дивиденды “Нафтогаза”, 11,6 млрд. грн. – налог на прибыль НАКа.
Что с углем и электроэнергией
Минимум 2 млн. тонн – столько угля должно быть накоплено на складах до начала следующего ОЗУ. Эти потребности планируется обеспечить благодаря внутренней добыче. Для этого решено запретить экспорт твердого топлива.
Как сообщил ЭП высокопоставленный собеседник в правительстве, власти имеют три сценария работы энергосистемы в зависимости от доступности генерирующей мощности, наличия топлива и потребления электроэнергии.
По понятным причинам ЭП не может опубликовать конкретные цифры, но может раскрыть некоторые детали, которые не навредят работе энергосистемы.
По базовому сценарию динамика спроса на электроэнергию до конца 2022 года останется на текущем уровне, а перечень доступной генерации будет соответствовать сложившейся в мае ситуации.
По оптимистическому сценарию Украина летом деоккупирует отдельные территории, что приведет к увеличению спроса на электроэнергию. Список доступной генерации также будет соответствовать текущей ситуации.
“По этим двум сценариям проблем с электроэнергией не будет, энергосистема будет сбалансирована и по резервам мощности, и по топливу”, – пояснил собеседник.
Пессимистический сценарий предполагает утрату ряда производителей электроэнергии и снижение спроса из-за отключения потребителей на оккупированных территориях. При его реализации в отдельные месяцы зимы возможен дефицит электроэнергии.
“Прорабатываем разные шаги: корректировку ремонтных кампаний атомных блоков, чтобы избежать их остановки, приостановки экспорта электроэнергии и привлечения импорта, максимальной загрузки отдельных ТЭС”, – говорит собеседник.
Какой сценарий будет реализован, покажет время. Понятно одно: для достижения своих целей Россия не будет оставлять попытки “заморозить” и Украину, и Евросоюз. Следовательно, нужно готовиться к самому худшему.
Что делать населению? “Котлы, “буржуйки”, дрова. Люди должны самостоятельно готовиться к отопительному сезону, не ждать, что государство все решит. В отдельных регионах системы будут работать нестабильно”, – предупреждает Рябцев. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)