Благодаря российско-украинской войне Венесуэла может получить шанс для развития.
Пытаясь найти замену российской нефти, официальный Вашингтон решил выбрать “меньшее зло” среди двух диктаторов: возобновить поставки из Венесуэлы, позволить ей хотя бы частично выйти из изоляции и опять стать игроком на мировом нефтяном рынке. При этом Соединенные Штаты поставили правительство Николаса Мадуро перед выбором между идеологическим союзником Россией, оказывающей ему ограниченную поддержку, и политическими врагами – США и государствами ЕС, которые в течение продолжительного времени предоставляли Каракасу основные средства для существования.
В середине мая США заявили о некотором ослаблении санкций в отношении Венесуэлы. Официальный Вашингтон выдал европейским нефтяным компаниям – итальянской Eni и испанской Repsol – лицензии на поставки венесуэльской нефти в Европу в счет погашения долга. Поставки начнутся с июля, при этом компании не будут иметь права продавать нефть в другие регионы.
Американская компания Chevron Corp. – единственная, которая до сих пор продолжала работать в Венесуэле, не получила такое разрешение. Ей продлили лицензию на полгода, не предоставляя права на “бурение скважин, добычу, переработку, покупку или продажу, транспортировку и отгрузку какой-либо венесуэльской нефти или нефтепродуктов”, но дали согласие на проведение переговоров с государственной нефтяной компанией PdVSA по будущим операциям.
Основная часть договоренностей была достигнута в начале марта, когда группа членов американской администрации прибыла в Венесуэлу с первым за несколько лет официальным визитом высокого уровня.
С 2017 года США вводили санкции против правительства Венесуэлы из-за нарушения прав человека, а с 2019-го, после победы Мадуро на президентских выборах, они вообще разорвали с ней отношения. Администрация Дональда Трампа признала легитимным президентом главу Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо и приняла более жесткие меры с целью ускорить уход старого правительства от власти. Были введены санкции, по меньшей мере, в отношении 144 граждан Венесуэлы и связанных с ней лиц, отменены визы сотен должностных лиц и членов их семей, приняты ограничения против компании PdVSA, правительства и центрального банка. С апреля 2019 года было введено эмбарго на продажу нефти в США, что лишило Венесуэлы почти 90% прибылей.
Пока речь не идет о полной нормализации отношений между США и Венесуэлой, о чем свидетельствует неприглашение Венесуэлы вместе с Кубой и Никарагуа на Саммит американских государств, состоявшийся 6-10 июня. Но изменения в американской политике относительно этой страны несомненны.
В последнее время Джо Байден демонстрирует намерения проводить другую политику, чем Дональд Трамп, в отношении всего Латино-Карибского региона. Ослабление санкций принято также относительно Кубы: в начале мая объявлено об уменьшении ограничений на поездки на остров и денежные переводы.
Многие считают, что это попытка воспользоваться ситуацией, сложившейся вокруг войны в Украине. В случае Венесуэлы – для возобновления поставок нефти из страны, владеющей ее наибольшими в мире подтвержденными залежами (300,878 млрд. баррелей) и до 2019 года экспортировавшей в США до 500 тыс. баррелей в день. Но по поводу возможности таким образом снизить цены на нефть на мировом рынке, выросшие вследствие российской агрессии, знакомые с условиями соглашения лица уверяют, что объемы поставок не будут настолько большими, чтобы существенно на них повлиять.
Что касается утверждения о стремлении правительства Байдена помочь Европе избавиться от зависимости от России и при этом перенаправить часть получаемого Китаем из Венесуэлы, то последняя не добывает нефть в количестве, необходимом для полного замещения российской. Даже при росте добычи до желаемых президентом Николасом Мадуро 2 млн. баррелей в день это не сопоставимо с 11 млн. баррелей, добываемых ежедневно в России.
США ослабили санкции против Венесуэлы при условии начала переговоров между ее правительством и оппозицией и, соответственно, демократизации режима и дальнейшей либерализации экономики.
Часть венесуэльской оппозиции, в частности крупнейшая коалиция оппозиционных партий “Единая Платформа”, поддержала инициативу США и провела встречу с представителями американской администрации о сближении с правительством Мадуро. При этом сторонники Хуана Гуайдо осудили такой шаг, определив его как заигрывание с “другим диктатором”, иметь дело с которым – значит, “запачкать руки в крови”.
В самих США также есть значительное противодействие восстановлению отношений с правительством Мадуро как со стороны республиканцев (в том числе членов Сената, которые даже внесли законопроект о запрете импорта нефти из Венесуэлы и Ирана), так и со стороны демократов. Но одновременно есть немало тех, кто уже некоторое время высказывается об отмене санкций, поскольку они не приносят ожидаемых результатов в плане подрыва позиции правительства Венесуэлы путем ослабления ее экономики.
В течение первого квартала 2022 года впервые за продолжительное время в этой стране наблюдался экономический рост вследствие проведения ряда радикальных реформ, которые способствовали некоторой либерализации и долларизации экономики, позволив преодолеть гиперинфляцию, а также благодаря оживлению сотрудничества в нефтяной отрасли с Ираном и Китаем.
Реформы провела группа новых младших политиков, пришедших на смену старым соратникам Уго Чавеса. Команда экономистов во главе с вице-президентом Делси Родригес отменила государственное регулирование цен и курсов валют, разрешила использование американского доллара на внутреннем рынке (долларовые трансакции сейчас достигли 64,8% всех операций) и уменьшила контроль в частном секторе, при этом, в частности, предоставив частным компаниям большую свободу действий в нефтяной отрасли. Благодаря таким мерам экономика показала устойчивый рост, который, по прогнозам, мог достичь 8% до конца года. Правительство только что отчиталось о достижении производства 80% необходимых для страны продуктов питания, что является значительным прогрессом по сравнению с 20% в кризисный период.
Добыча нефти значительно выросла за последний год: по данным ОПЕК, в апреле она составляла 707 тыс. баррелей в день, что вдвое больше добытого в конце 2021-го. Важную роль в этом играла активизация сотрудничества с Ираном, откуда с конца 2021 года Венесуэла импортирует разбавители, которые смешивает со своей сверхтяжелой нефтью, взамен отдает часть добытого сырья.
На фоне этих изменений правительство Мадуро, уже неоднократно призывавшее отменить введенные против его страны санкции, очень позитивно отнеслось к нынешней американской инициативе, восприняв ее как хороший шанс восстановить отношения. Сам Мадуро отметил, что визит членов американской администрации прошел в атмосфере взаимоуважения и “сердечности”, и подтвердил заинтересованность Каракаса в продолжение диалога. В подтверждение этого Венесуэла освободила двух из заключенных американских граждан.
Такая заинтересованность обусловлена рядом причин. Безусловно, это возможность возобновить поставки в США, которые до введения санкций были главным рынком страны и на территории которых расположена Citgo Unitary Platform – основные венесуэльские мощности по переработке ее специфической сверхтяжелой нефти. Кроме этого, сейчас ситуация особенно благоприятная: согласно прогнозам, за счет замещения российской нефти Венесуэла может удвоить свои прибыли, получив почти 20 млрд. долл.
Вместе с тем существует опасность роста конкуренции со стороны России на тех рынках, на которых закрепилась Венесуэла, особенно Китая, получающего почти 70% ее нефти. Не последнюю роль играет и то, что после перенесения в 2019 году правительством Венесуэлы офиса PdVSA в Москву венесуэльские депозиты остаются в российских банках. Газпромбанк, в котором сосредоточены международные средства PdVSA, не был исключен из системы SWIFT, поэтому у венесуэльского правительства сейчас остаются ограниченные возможности управления средствами. По информации из разных источников, Николас Мадуро лично обращался к Владимиру Путину с просьбой разморозить венесуэльские счета, в частности в Промсвязьбанке, но российский президент не дал гарантий по возврату средств венесуэльского правительства и связанных с ним олигархов. Также нет гарантий и того, что клиенты Венесуэлы захотят проводить трансакции с российскими подсанкционными банками.
Существует также другая проблема: за последние годы Россия стала основным поставщиком наличной иностранной валюты в долларах США и евро для экономики Венесуэлы. Это может привести к существенным осложнениям как на внутреннем рынке страны, так и в сфере внешних выплат. Следует заметить, что Мадуро в ходе разговора с Путиным сказал, что Венесуэла в последнее время не могла голосовать в ООН в поддержку России, поскольку у нее не было средств на выплату 40 млн. долл. по своей квоте в организации.
Поэтому Мадуро, лично выразивший Путину поддержку в конфликте с Украиной, в частности в телефонном разговоре 9 мая, публично объявил более умеренную позицию, близкую к позициям Китая и Кубы, выступающих за “диалог для решения кризиса между Россией и Украиной”. А Делси Родригес заверила, что Венесуэлы “никогда не будет в рядах приверженцев войны”.
Но еще рано размышлять о том, удастся ли вбить клин между Россией и Венесуэлой или склонить последнюю на сторону США. Сотрудничество между Каракасом и Москвой остается интенсивным. Не стоит забывать, что они заключили, по меньшей мере, 300 соглашений, в том числе о военном сотрудничестве и инвестициях, на сумму свыше 12 млрд. долл.; что российское вооружение используется венесуэльской армией, а российское радиолокационное оборудование находится на границе с Колумбией.
При этом в целом риторика венесуэльского правительства остается антиамериканской, а война в Украине освещается исключительно с использованием российских источников. Поэтому Россия изображается как альтруистичная страна, которая спасает украинцев, вывозит беженцев, присылает гуманитарную помощь, при этом о реальных разрушениях и жертвах среди гражданских украинцев почти не упоминается.
Несмотря на это равнодушие и нежелание знать правду, сейчас Венесуэла может именно благодаря войне, в которой уничтожается Украина, получить шанс для развития: выйти из изоляции, восстановить экономические связи со США и ЕС и преодолеть экономический кризис. Но сможет ли правительство Николаса Мадуро продолжать оставаться союзником России и при этом развивать отношения с ее врагами, занимая ее место на рынках европейских стран? (Александра Ковалева, ассоциированный аналитик Центра “Стратегия ХХI”, zn.ua/Энергетика Украины и мира)