Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Европа будет защищать бизнес на энергетическом рынке

И к чему готовиться инвесторам, трейдерам и транзитным странам.

Геополитические потрясения открывают возможность для переформатирования поля контактов между странами, а также между государствами и корпорациями.

Mind изучил новации в этой сфере на европейском рынке, о которых стало известно за последние семь дней.

Энергетический кризис, который обострился из-за атаки России на мирную Украину, подтолкнул еврочиновников ускорить модернизацию Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) – межгосударственного соглашения, которое уходит корнями в годы после холодной войны и считается “первым энергетическим мостом между Востоком и Западом”. Он определяет принципы взаимодействия стран-экспортеров и стран-импортеров энергоносителей.

Переговоры об изменении ДЭХ Еврокомиссия завершила неделю назад, 24 июня.

53 договаривающиеся стороны достигли принципиального согласия по основным условиям. Если больше не будет озвучено возражений, то модернизированный текст ДЭХ примут на Конференции Энергетической хартии в ноябре. Потом его должны будут согласовать на уровне Совета ЕС и Европарламента. Украине, которая стремится в ЕС, также предстоит принять и ратифицировать этот международный документ, важный для защиты инвестиций в энергетическом секторе.

Согласованная модернизация

Главная особенность обновленного ДЭХ – его стандарты ориентированы на “зеленые” проекты, связанные с возобновляемой энергетикой и декарбонизацией, чтобы достичь целей Парижского соглашения по сокращению выбросов парниковых газов и защите экологии.

Инвестиции, связанные с ископаемым топливом, больше не будут защищены какими-то исключительными привилегиями. Действующие проекты, связанные с углем, нефтью и природным газом, участники ДЭХ должны будут прекратить через 10 лет (вместо 20-ти), а новые – исключить из договора через девять месяцев с момента его полноценного утверждения.

Еще один важный специфический момент модернизированного ДЭХ – это подход к понятиям “инвестиции” и “инвестор”. “Только инвесторы с реальными экономическими интересами, а не агентские компании – почтовые ящики будут пользоваться защитой”, – говорится в сообщении ЕК.

Дух времени отражается и в разделе, посвященном стимулированию и защите инвестиций, в котором стороны обязуются гарантировать право на репатриацию прибыли.

Транзитные споры

Ключевой темой ДЭХ остается транзитный вопрос. Модернизированный договор учитывает требования интегрированных энергетических рынков и права свободного доступа третьих сторон к инфраструктуре, которая обеспечивает транспортировку энергоносителей через территории нескольких государств, а также расчеты транзитных тарифов на основе общих подходов и принципов.

Но в целом положительные идеи ДЭХ не исключают громких дебатов. Например, об условиях доступа к трубопроводам участников рынка с долгосрочными и краткосрочными контрактами.

В предыдущие годы “Газпром”, несмотря на мощную политическую поддержку кремля, не смог договориться с Еврокомиссией о преимущественном использовании европейских газопроводов в ущерб интересам компаний, которые покупают газ на спотовом рынке. Это стало одной из причин, почему Россия отказалась присоединиться к ДЭХ.

Другим препятствием стал отказ кремля обеспечить доступ к российской системе газопроводов третьих стран. Это заблокировало удобный маршрут для поставок сравнительно дешевого азиатского газа (из Туркменистана, Казахстана, Узбекистана) в Украину и на рынок ЕС. Тем самым российские власти защитили монополию “Газпрома” на газовый экспорт и создали условия для бизнеса сомнительных посредников типа RosUkrEnergo – с регистрацией в швейцарском кантоне Цуг, минимальным государственным контролем и неизбежными подозрениями в политической коррупции, свидетельства чему находили журналисты-расследователи.

Прозрачность против коррупции

Сейчас меняются формат и форма взаимодействия не только между странами и корпорациями. Власти во всем мире с более пристальным вниманием относятся к деловому климату. И речь не только о дерегуляции. В центре внимания правоохранителей и правительств ведущих западных стран – усиление контроля за финансовыми и товарными потоками, чтобы повысить прозрачность бизнеса.

Даже Швейцария, известная своей лояльностью к происхождению капитала, ужесточает требования к отчетности сырьевых трейдеров. Правительство этой страны поручило министерству экономики изучить новый процесс сбора данных в этом секторе, чтобы вывести его из тени.

“В Швейцарии зарегистрировано более 900 сырьевых трейдеров, в секторе работает более 10 000 сотрудников. Но государство не может оценить его вклад в экономику из-за ограниченного доступа к информации о товарных потоках”, – отмечает агентство Reuters.

Урегулировать ситуацию в правительстве Швейцарии настроены через 5-7 лет – из-за большого массива данных, который предстоит изучить. (Светлана Долинчук, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version