Успешное прохождение европейцами следующей зимы может окончательно поставить крест на зависимой от экспорта газа России. А если нет?
Газовый шантаж – главный инструмент влияния России на европейских соседей. С 2021 г. агрессор ограничивает поставки голубого топлива в Евросоюз, чтобы вынудить цивилизованный мир отказаться от поддержки Украины и снять с себя санкции.
По плану кремлевской верхушки, искусственно созданный энергетический кризис должен стать точкой раскола в Европейском Союзе и размыть их антироссийскую риторику.
Пока этот план не работает. Несмотря на все трудности, страны ЕС остаются солидарными и сохраняют курс на усиление санкций и предоставление украинцам тяжелого оружия.
Европейские страны надеются за лето подготовиться к отопительному сезону и максимально сбросить с себя российское газовое иго.
Россия пытается сорвать эти планы и поставить ЕС в уязвимое положение перед зимой, чтобы выбить себе уступки в вопросе Украины.
Сможет ли ЕС обрести энергонезависимость и подготовиться к тяжелой зиме?
У “Газпрома” горят трубы
Энергетический кризис в Европейском Союзе неизбежен. Предоставление Украине оружия, финансовой помощи и введение антироссийских санкций дали Кремлю достаточно поводов ограничить поставки газа.
Наиболее уязвимый период – отопительный сезон.
Европейцы уже готовятся к тяжелой зиме, пополняя запасы. Чтобы защититься от срывов поставок из России, страны блока еще в мае договорились до ноября заполнить свои газохранилища на 80%.
Достичь этого будет сложно, ведь в мае цены на голубое топливо выросли в четыре раза по сравнению с 2021 г.
Это означает, что необходимые 52,5 млрд. куб. м газа будут стоить европейцам 58 млрд. евро. В 2021 г. такой же объем обошелся в 14 млрд. евро.
При всех трудностях к пополнению запасов страны отнеслись ответственно. С апреля по июнь уровень заполненности газохранилищ Евросоюза вырос с 25% до 52%. Укрепление позиций ЕС вынудило Россию усилить экономическое давление.
В середине июня “Газпром” снизил поставки топлива на европейский рынок до минимума за последние 40 лет.
В пересчете на годовой объем сейчас из России поставляется в три раза меньше газа, чем в 2021 году. Из-за этого цена на голубое топливо за несколько недель выросла на 95% до 1 700 долл. за тыс. куб.
Такие действия россиян вынудили страны ЕС прекратить наполнение хранилищ. Теперь они откачивают оттуда газ для покрытия дефицита.
Повод для сокращения поставок был формальным. Официально газопровод “Северный поток-1” россияне поставили на бессрочный ремонт, поэтому теперь труба работает всего на 40% своей мощности.
Постпред России в ЕС Владимир Чижов убеждает, что поток не могут ввести в эксплуатацию на полную мощность из-за нехватки турбин Siemens, которые якобы не могут вернуть из ремонта из-за санкций.
В Германии такое поведение РФ называют политическим шантажом. В Siemens заявили, что даже если бы России действительно не хватало турбин, это бы не оправдало столь сильного сокращения поставок.
Однако самую большую “свинью” россияне могут подложить в период ежегодного технического обслуживания трубопровода, запланированного на 11-21 июля. Десять дней “Северный поток-1” не будет работать совсем.
Обычно, когда Россия временно останавливала поставки топлива по этому газопроводу, она компенсировала эти объемы дополнительными поставками через Украину и Польшу.
Однако в 2022 г. россияне отказались бронировать дополнительные мощности для транзита газа через Украину, а поставки по газопроводу Ямал-Европа из РФ прекращены из- за конфликта с Польшей.
В конце июля “Газпром” может затянуть плановый ремонт “Северного потока-1”, сославшись на технические трудности, и лишить Евросоюз ключевой газовой артерии на неопределенный срок.
Россияне говорят о необходимости заключения долгосрочных контрактов, которые они якобы исправно выполняют и намекают на готовность запустить скандальный “Северный поток-2”, сертификацию которого заблокировали после вторжения РФ в Украину.
В Международном энергетическом агентстве предупреждают, что агрессор будет искать какие-либо поводы для шантажа и призывает готовиться к дальнейшим остановкам поставок газа в страны ЕС.
Кризис ударит по всем
На успешное прохождение сезона холодов влияет множество факторов: от объема запасов в газохранилищах до температуры воздуха. “Газпром” преследует цель нивелировать все положительные факторы.
Даже если зима окажется теплой, россияне регулярно ограничивают поставки до максимально дискомфортного уровня и будут мешать европейцам готовиться к отопительному сезону.
Вероятно, агрессор будет иметь успех, ведь за последние 20 лет ЕС с участием российских лоббистов подстроил собственную экономику под газовую инфраструктуру. Утрата России как главенствующего импортера голубого горючего больно ударит по всем.
На голубое топливо приходится 23,7% общего потребления энергии Евросоюзом.
Около трети домохозяйств используют газ в качестве основного источника отопления, а пятую часть электричества производят благодаря тепловым электростанциям, работающим на голубом топливе.
В отдельных странах зависимость от газа особенно высока. По словам главы германского энергетического регулятора Клауса Мюллера, даже с полными хранилищами Германия в сезон холодов продержится без российского газа 2,5 месяца.
Дефицит энергоносителей в Нидерландах, Италии, Испании и Германии способен создать хаос на всем энергетическом рынке ЕС.
Дефицит газа ударит не только по кошелькам потребителей, но и по бизнесу и рабочим местам. Страны не допустят, чтобы население осталось без газа, поэтому затягивать пояса, скорее всего, придется промышленному сектору.
По словам министра экономики Германии Роберта Хабека, осенью и зимой вероятны остановки энергоемких предприятий, срывы цепей поставок и веерные отключения. Счета потребителей электроэнергии могут возрасти в два-три раза.
Рост цен на энергоносители – главный драйвер рекордной инфляции в еврозоне. В мае она составила 8,1%.
Чтобы обуздать рост цен, Европейскому Центробанку придется повышать ключевую ставку. Это негативно отразится на деловой активности и затормозит рост ВВП.
Самое плохое, что может произойти – полное отключение ЕС от российского газа. По прогнозам правительства Германии, это может стоить стране сотен миллиардов евро и привести к рецессии. Такой сценарий считается маловероятным.
Во-первых, тогда Россия потеряет мощный рычаг влияния, которым можно угрожать ЕС и манипулировать ценами. В таком случае Кремль может забыть о сохранении влияния на европейском рынке и новых долгосрочных контрактах.
Во-вторых, месторождения Ямала зависимы от экспорта в ЕС. Если большую часть поставок остановить, то газ некому будет продавать. Скважины придется консервировать, что технически сложно и дорого.
К азиатскому рынку месторождения Ямала не присоединены, поэтому быстрая переориентация на Китай невозможна.
В-третьих, потеря европейского рынка может больно ударить по “Газпрому”, который и без этого страдает укреплением курса рубля и не может найти деньги для выплаты дивидендов.
Кроме того, ставки в войне постоянно растут, а ВСУ получает все большее оружие. Никто не знает, как далеко готов уйти Путин, чтобы сломать международную поддержку Украины.
Отказаться от русского
Сокращение поставок газа из РФ совпало с аварией на американском СПГ-терминале в Техасе, на который приходится пятая часть экспорта США. Это обстоятельство заставило европейцев еще более активно искать варианты смягчения влияния кризиса.
За полгода найти альтернативных поставщиков для замены 150 млрд. куб. м российского газа невозможно, поэтому решение об отказе от токсичных путинских энергоносителей должно быть комплексным и гибким.
В последний год европейские политики начали дискуссию о внедрении масштабных мер энергоэффективности, которые долгое время пренебрегали из-за низких цен на российский газ.
В частности, Германия объявила о начале крупной кампании, в рамках которой власти будут информировать людей о необходимости утепления домов. Риторика о начале энергетического кризиса должна стимулировать людей быстро действовать.
Продолжаются попытки поиска альтернативных поставщиков. За январь-май 2022 экспорт СПГ из США в Евросоюз достиг 25 млрд. куб. м, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2021 г.
В июне впервые в истории объем поставленного в ЕС американского сжиженного газа превысил объемы российского трубопроводного.
Увеличить поставки в ЕС готовится Катар, планирующий в ближайшие пять лет нарастить экспорт СПГ на 65%. Однако, по данным агентства Bloomberg, страна требует заключения жестких долгосрочных контрактов.
Поможет и Норвегия. Она вернула в эксплуатацию СПГ-терминал в Гаммерфесте и планирует запустить трубопровод в Польшу. В 2022 г. страна сможет обеспечить на 10 млрд. куб. м газа больше, чем в 2021 г.
Перспектива диверсифицировать российский импорт реальна. В будущем ожидаются новые соглашения на поставку газа из Израиля, Азербайджана, Алжира, Нигерии. Также Евросоюз рассчитывает нарастить поставки из Катара и США.
Проблема в том, что большинство потенциальных кубометров, которые может получить ЕС для замены российского топлива, поступят через несколько лет. Лишь часть из них поможет пройти следующий отопительный сезон.
Это означает, что в следующую зиму нужно не только искать поставщиков газа, но и развивать альтернативные источники энергии.
Помимо возобновляемой энергетики, динамично развивающейся в странах ЕС, Германия планирует запустить угольные электростанции. Это временное отступление от “зеленого” курса позволит поддержать промышленность.
Еще один тренд – развитие атомной энергетики.
Румыния планирует возводить модульные ядерные реакторы американского производства, Великобритания запланировала строительство семи атомных станций к 2050 г., а Бельгия согласилась не выводить из строя свои ядерные объекты.
Впрочем, альтернативные источники энергии тоже не способны полностью решить проблему.
Угольную генерацию будет тормозить система продаж квот CO2, от которой Евросоюз не откажется. Возобновляемая энергетика пока дорога и нестабильна, а развитие мирного атома требует больше времени и инвестиций.
Следовательно, во избежание катастрофы понадобится вмешательство государства.
Странам ЕС придется субсидировать цены, ущемлять потребление, уменьшать налоги, национализировать российские активы и поддерживать промышленность. Все эти мероприятия знакомы европейским политикам с 2021 г.
Вероятно, эта зима будет последней, когда Россия сможет давить на европейскую энергетику. Итак, к отопительному сезону следует подготовиться так, чтобы не пришлось уходить с агрессором на очередной компромисс. (Богдан Мирошниченко, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)