Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: “нефтяное противостояние” между Россией и Казахстаном продолжает набирать обороты

“Нефтяное противостояние” между Россией и Казахстаном, начавшееся в июне, продолжает набирать обороты. Москва вновь приостанавливает отгрузку казахстанского топлива, которое поставлялось в Европу через Новороссийск. Все это происходит на фоне нежелания Нур-Султана помогать РФ в обходе санкций и подготовки отказа от участия в параллельном импорте.

Эксперты полагают, что в решении России есть явная политическая подоплека, а приостановка экспорта – попытка оказать давление на “не совсем дружественного” партнера.

Третий раунд приостановки

Нефтяные баталии между Россией и Казахстаном уже несколько месяцев разворачиваются вокруг Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Это главный маршрут транспортировки нефти из Казахстана на экспорт. На него приходится две трети экспорта казахстанского топлива. По КТК нефть поставляется в порт Новороссийска. Основные акционеры консорциума – Россия (31%), Казахстан (20,75%), Chevron (15%) и “Лукойл” (12,5%).

С начала года отгрузки казахстанского топлива в Новороссийске несколько раз останавливались. Первый раз их прекращали весной из-за шторма, повредившего два из трех отгрузочных устройств. Затем приостановка случилась в июне – тогда официальной причиной стали обнаруженные в акватории порта мины времен Второй мировой войны.

В конце июня в КТК заявляли, что мины в этой акватории обнаруживались как на этапе строительства морского терминала, так и в ходе его эксплуатации. Новые взрывные устройства найдены во время проведения ремонта. Из-за этого временно перестали работать два выносных причальных устройства (ВПУ).

В июле КТК стал постепенно возвращаться к штатной работе. Второе ВПУ вновь заработало с 1 июля. Во вторник, 5 июля, консорциум планировал закончить дообследование и разминирование еще одного ВПУ. Однако планы Казахстана нарушил Приморский районный суд Новороссийска, решивший в тот же день приостановить деятельность морского терминала на 30 суток.

Что известно о КТК

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был создан в 1992 году. Поначалу в проект входили Казахстан и Оман, позже вышедший из договора. Затем к нему присоединились Россия и частные компании других стран. Помимо названных государств и компаний, акционерами КТК выступают Exxon, а также Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited. Им принадлежит по 7,5% акций проекта.

КТК эксплуатирует магистральный нефтяной трубопровод протяженностью 1,5 тыс. км. Он проходит по территории Казахстана и России с конечным пунктом в поселке Южная Озереевка под Новороссийском. Там топливо загружают в танкеры, после чего отправляют на рынки.

В прошлом году поставки по КТК составили 60,7 млн. тонн нефти. В основном топливо по нему идет в страны Юго-Восточной Европы. Также Казахстан отправляет отсюда нефть в США.

Полная остановка КТК лишает мировой рынок порядка 1 млн. баррелей нефти в сутки. Это примерно 1% глобальных поставок топлива.

Причины: техника или политика?

Официально новая приостановка отгрузки топлива связана с решением Ростехнадзора. Приморский суд сослался на нарушения, обнаруженные на предприятии, – в результате проверки, которую власти РФ инициировали еще в марте, было выявлено “несколько документарных нарушений по Плану ликвидации аварийных разливов нефти (ЛРН)”.

Формально у КТК было время до 30 ноября, чтобы устранить выявленные нарушения, однако решение суда уже вынесено. Судебным приставом постановление исполняется сразу после вынесения, сказал “Коммерсанту” советник адвокатского бюро “Казаков и партнеры” Евгений Ербахаев. Консорциум подал жалобу на постановление, ее должны рассмотреть в течение двух месяцев.

Хотя официальные причины приостановки технические, отгрузка топлива из Новороссийска тормозится и на фоне геополитических причин. Разминирование акватории порта, случившееся в середине июня, последовало вскоре после заявлений властей Казахстана о своей санкционной политике. В апреле замруководителя администрации президента Тимур Сулейменов пообещал, что Казахстан не станет помогать России в обходе санкций. “Меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС”, – сказал он.

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) в июне эту позицию подтвердил глава республики Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что страна не планирует признавать независимость Луганской и Донецкой народных республик. 15 июня он заявил, что отказывается нарушать санкции Запада ради России.

В июле и вовсе стало известно, что Казахстан готовится запретить провоз в Россию товаров, попавших под санкции Запада. Страна может перестать заверять электронные счета-фактуры на такие грузы, фактически перерезав им путь в Россию через Казахстан.

Ответ “не совсем дружественному” партнеру

Решение Приморского суда – логичное продолжение всего, что накопилось в отношениях России и Казахстана за последнее время. Об этом в разговоре с “Компанией” заявил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

“Для российских физлиц сейчас максимально затруднена возможность получения платежных карт в банках Казахстана. Российский Сбербанк под давлением властей вынудили продать местную “дочку”. Теперь в проекте обсуждения Казахстана – остановка параллельного импорта, на который рассчитывали российские власти для обхода санкций”, – напомнил он.

Фактически Казахстан присоединяется к санкциям против России, говорит Притчин. Страна перестает быть для РФ зоной, через которую можно было провозить грузы по многим товарным позициям.

“С учетом того что Казахстан – наш ближайший союзник, партнер по ЕАЭС, это выглядит не совсем дружественно. И, вероятно, чтобы показать, что мы хотим видеть более дружественную позицию, Россия предпринимает шаги, которые бьют по интересам Казахстана”

– Станислав Притчин

Сейчас интрига крутится вокруг требования Москвы вести синхронную политику на мировом рынке, отметил научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев. “То есть открывать и закрывать вентиль будет Москва, а Нур-Султану предлагается только наблюдать в партере”, – говорит он.

Происходящее нужно расценивать как энергетическое давление на республику, считает соучредитель Альянса аналитических организаций Казахстана Досым Сатпаев.

“И вряд ли случайным является то, что это давление началось после того, как Казахстан сначала решил переименовать свою нефть, чтобы ее не путали с российской, затем публично отказался признать ДНР и ЛНР, а потом заявил о том, что “…готов использовать свой потенциал для стабилизации мирового и европейского рынков углеводородов”, и “призвал Евросоюз к сотрудничеству по развитию новых трансконтинентальных транспортных маршрутов””, – написал он у себя в соцсетях.

При этом официально в России политические разногласия с Казахстаном отрицают. “Напротив, декларируется абсолютное намерение дальше расширять наше взаимодействие, вместе реагировать на вызовы, которые приходят из-за рубежа, и минимизировать последствия этих недружественных действий”, – заявил накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Причин ставить на Казахстан метку недружественного государства в Кремле пока тоже не видят, уверяет он.

Что делать Казахстану?

Несмотря на решение суда, пока экспорт казахстанской нефти через КТК идет штатно, сообщили 7 июля в местном Минэнерго. В то же время обсуждения дальнейших действий Казахстана уже начались. Накануне премьер-министр страны провел совещание, на котором обсуждалась минимизация потерь госбюджета из-за остановки экспорта нефти. Токаев поручил проработать использование для экспорта Транскаспийского маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспия, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море в страны Европы.

Переориентировать поставки через КТК будет довольно сложно, предупреждает Караваев. “Объем поставок свыше 60 млн. тонн – это не детская песочница. Даже частично такие масштабы перекидывать на другие направления сложно, тем более нужно несколько лет серьезной работы – инвестиций в инфраструктуру, каспийские порты, танкеры, новые трубопроводы, решать новые расклады с Баку и Тегераном, столицами альтернативных направлений”, – говорит он.

Казахстанские эксперты признают, что альтернативные маршруты не смогут заменить порт в Новороссийске. По сути, это “кровеносный сосуд казахстанского экспорта”, отмечал научный руководитель AERC Жаксыбек Кулекеев в беседе с местным Forbes.

Пока срок приостановки отгрузки ограничивается одним месяцем, напоминает Притчин. “Соответственно, решение может быть отозвано. Скорее всего, это мера психологического давления, потому что решение Казахстана о блокировке поставок подсанкционных товаров пока находится на стадии обсуждения”, – говорит он.

Что касается ЕАЭС, то о его будущем переживать сейчас вряд ли стоит. “Решение по выходу из ЕАЭС казахстанские власти не приняли и не готовы принять, потому что это будет означать фундаментальный пересмотр отношений с Россией и фактически отказ Казахстана от тех принципов внешней политики, которые были у республики на базовой основе заложены”, – говорит Притчин.

Он напомнил, что Токаев, несмотря ни на что, подтверждает приверженность членству в ЕАЭС, так как эта организация “однозначно выгодна” Казахстану. “Думаю, вопрос выхода из ЕАЭС не будет стоять на повестке дня. Казахстан – транзитная зона между Россией и центральноазиатскими государствами. Много чего здесь проходит, поэтому не нужно настолько драматизировать”, – считает эксперт. (Полина Матюхина, Виктор Ядуха, ko.ru/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version