Несмотря на то, что в настоящее время города занимают всего 3% поверхности суши, они являются источником более 70% выбросов углерода от общего объема. По прогнозам ООН, к 2050 г. в городских районах будет проживать 68% населения мира, поэтому возникает насущный вопрос: что поможет города во всем мире сделать чище?
Возможности города
В своем отчете за 2021 г. коалиция Urban Transitions подчеркнула, что в случае отказа от существующих на сегодняшний день технологий и практик к 2050 г. города смогут сократить выбросы углерода на 90%. Есть ли универсальное решение этой проблемы, которое можно было бы реализовать в ближайшем будущем, поскольку оптимизация городской среды с целью обеспечить устойчивые и комфортные условия жизни – задача приоритетная?
Давайте рассмотрим один из самых густонаселенных городов мира – Дели (Индия). Его население составляет более 30 млн. жителей. Гринпис назвал Дели одним из самых загрязненных городов мира, что является, помимо остальных негативных последствий, причиной высоких показателей преждевременных смертей.
Чтобы уменьшить эти показатели на местном уровне, организации типа миссии Green Delhi вместе с населением города работают над решением вопроса устойчивого развития и экологическими проектами. Основатель организации Пунет Верма, можно сказать, “создал” компанию на своем балконе. Он начал выращивание саженцев и растений из собственного домохозяйства на открытых территориях города, нуждающихся в большем озеленении (например, земельные участки территорий школ). В настоящее время эта система тесно переплетена с системой озеленения города и помогает улучшать качество воздуха в Дели.
Нынешняя роль городов
Азиза Ахмуш, глава комитета по вопросам развития городов и устойчивого развития ОЭСР, утверждает, что здания приводят к более трети выбросов, связанных с энергетикой, и эта доля может достигать 70% в таких городах, как Лондон, Токио и Нью-Йорк. Кроме того, она подчеркивает, что декарбонизация таких жилищ может иметь многочисленные экономические и социальные преимущества, выходящие за пределы устойчивого развития, а также предполагают создание новых рабочих мест в этом секторе, лучшую доступность энергии и повышение общего уровня благосостояния жителей.
Зеленые насаждения и решение вопросов устойчивого развития не только обеспечивают высокое качество воздуха, но и уменьшают влияние экстремальных погодных явлений. Итак, как города типа Хьюстона, которые очень страдают от сложных погодных условий, работают в направлении решения проблем энергетического перехода? Лорен Соркин, исполнительный директор Сети устойчивых городов, отмечает, что штормы, повлекшие отключение электроэнергии и выход из строя энергосистем, привели к тому, что люди не смогли обогреть свои дома, и в отдельных случаях это было причиной смертельных случаев. Продвижение систем улавливания углерода и хранение его в хранилищах, строительство низкоэнергетической углеродистой сети, создание циркулярной экономики в производстве пластмасс и превращение Хьюстона в водородный хаб – часть текущей стратегии города, которая предотвращает возникновение указанных рисков в будущем.
Однако какие изменения происходят на государственном уровне? Фред Акербум, руководитель Комитета по устойчивому развитию в Роттердаме, отмечает, что к 2030 г. город планирует сократить выбросы CO 2 на 49%, а к 2050-му – стать углеродно-нейтральным. Город неуклонно достигает своих климатических целей путем утепления зданий и продвижения разделенных энергетических систем (геотермальное охлаждение), не требующих использования полезных ископаемых. Кроме того, он отмечает, что на равнинных дорогах устанавливается солнечная фотоэлектрическая система, чтобы помочь с общим охлаждением города. Также наблюдается рост инвестиций в ветроэнергетику города.
На примере Роттердама становится ясно, что города в ЕС играют ведущую роль в достижении экономической и социальной цели ЕС стать климатически нейтральным к 2050 г. Это означает достижение нулевых выбросов для всех стран Евросоюза преимущественно благодаря сокращению выбросов, инвестированию в “зеленые” технологии и защите природной среды. Поскольку Украина получила статус кандидата в ЕС, интересно будет наблюдать, как она начнет работать над достижением этих экологических целей.
Помощь от частного сектора и общины
Поскольку правительства могут отклонять стратегические планы, поддержка этих проектов должна быть не только широкой общественностью, но и крупными предприятиями. Инвестиции от энергетических компаний, таких как Shell, участвующая в строительстве водородного хаба на основе возобновляемых источников энергии в Роттердаме, позволяют ускорять устойчивую инкорпорацию. Эмили Тан, генеральный менеджер City Solutions в Shell , отмечает, что компания стремится продвигать энергетические решения, инвестируя в возобновляемые источники (водород), сети зарядки электромобилей и многие другие низкоуглеродистые решения.
Сотрудничество между правительством, частным сектором и общинами – важный ключ к ускоренному формированию устойчивых городов будущего.
Как новостройки и существующие здания способствуют росту прямых и косвенных выбросов от электроэнергии?
Для дальнейшего понимания, почему здания являются столь значительными эмитентами, необходимо разобраться в двух видах выбросов:
- Эксплуатационные выбросы: образуются в результате эксплуатации построек.
- Заложенный углерод: содержится в строительных материалах, используемых при возведении зданий. Другими словами, это тот углерод, который образовывался на протяжении жизненного цикла строения.
Образование выбросов зависит также от источника энергии. Если это природный газ, то показатель уровня выбросов будет значительно выше. Если речь идет об электроэнергии, то показатели могут быть ниже или выше в зависимости от ее источника (например, показатели уровня выбросов при использовании угля будут высокими). Следовательно, в процессе строительства важно сосредоточиться на обеспечении энергоэффективности здания, а также обратить внимание на максимальное понижение энергетической нагрузки, применяя интегрированные процессы проектирования. Этого можно достичь разными способами, среди них – снижение нагрузок на системы отопления и охлаждения путем улучшения ограждающей конструкции здания и усовершенствования системы вентиляции для обеспечения большего притока свежего воздуха в само здание. Многие природные освещения и внедрение качественных механизированных систем охлаждения и отопления также влияют на общую энергетическую устойчивость здания.
Однако как именно такие решения применяются к уже существующим зданиям? По словам Ларри Брайдон, главы правления Sustainable Buildings Canada, в настоящее время существует практика модернизации глубокой энергии, которая, по сути, уменьшает использование энергии зданием примерно на 50%. Однако наиболее эффективным решением является сочетание разных подходов, а не реализация только отдельной инициативы.
Итак, может ли город стать углеродно-нейтральным?
Руководству городов очень сложно самостоятельно, то есть собственным бюджетом, реализовывать такие программы. Поэтому для ускорения строительства углеродно-нейтральных городов, как видно на примере Роттердама, необходимо расширять горизонты сотрудничества с частными энергетическими компаниями, имеющими базу для воплощения таких решений. В процессе роста городов коллективные усилия считаются значительными аспектами в стимулировании устойчивых изменений. Что касается Украины, то очень важно, как она начнет интегрировать политику устойчивого развития Евросоюза на своем пути к членству. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)