Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: почему Запад до сих пор не ввел полное эмбарго на закупку российской нефти?

Несмотря на санкции, Москве до сих пор хватает средств: эмбарго на российскую нефть для ЕС заработает не раньше декабря. В то же время Евросоюз ежедневно переводит Москве примерно 900 миллионов евро за экспорт нефти и газа.

Однако если газовое эмбарго обязывает к сложной логистике, – терминалы для сжиженного газа через неделю не построишь, – с нефтью все гибче. Здесь можно играть на нескольких регистрах, чем предлагают воспользоваться западные экономисты. В частности, во время последнего саммита G7 в Баварии американцы предложили партнерам новый концепт: установить новые ограничения на цены на российскую нефть, которые не позволят РФ финансировать войну.

О чем идет речь? Для достижения своих целей Вашингтон намерен использовать страховые компании. По состоянию на сегодняшний день для выхода в море каждое судно и его груз должны быть застрахованы. В настоящее время европейское эмбарго запрещает страховым компаниям страховать суда, перевозящие российскую нефть. Следовательно, США предлагают узаконить исключение: суда могут быть застрахованы для транспортировки этой нефти, если и только если она была приобретена по цене ниже максимальной. К примеру, за $50, тогда как баррель марки Brent на рынке сейчас стоит $108.

“Предложение США – хорошая идея, – отметил на итоговой пресс-конференции саммита Эммануэль Макрон. – Но технически она сложная. Нельзя нажать кнопку и ввести новую систему. Члены G7 договорились искать механизм ограничения закупочной цены. Франция хочет распространить его на все страны-производители и хотела бы привлечь подобную систему и к ценам на газ. Но есть несколько проблем. Как пояснил французский экономист Борис Нажман на состоявшейся в Тулузе конференции “Украина и ее роль в европейской экономике”, “наибольшая сложность нового концепта заключается в том, что РФ может не согласиться на новые правила”, потому что Путин уже перекрыл европейцам газовый кран, а цены на ископаемые источники энергии так и остаются высокими. Страхователям также будет сложно отличить, какие корабли перевозят российскую нефть стоимостью $50, а какие – премиальную. Наконец,

Американцы предлагают партнерам по G7 найти способ помешать России пользоваться последствиями кризиса, который он и вызвал, и дорого продавать свою нефть. “Речь идет также о контроле над инфляцией, возникающей из-за роста цен на энергоносители, – уточняет французский ежедневный журнал La Croix. – Цены растут, потому что за нефть и газ приходится платить больше и больше… Американское предложение заключается в установлении верхнего предела закупочной цены (или “price cap”). На бумаге идея проста. Но как убедить, например, индейцев больше не покупать российскую нефть, когда сегодня они извлекают из этого большую выгоду? Фактически Индия имеет от России скидки около 20%, потому что тяжело продавать свою продукцию”.

Замысел фиксированных цен на российскую нефть фигурирует в итоговых документах G7, но в расширенном виде. Речь идет о задаче министров “срочно работать над разработкой ограничения цен на нефть, консультируясь с третьими странами и частным сектором”. Франция, в частности, предлагает начать переговоры со странами-производителями с целью ограничить рост общего рынка нефти, а также увеличение цены на газ. Иными словами, ввести новую систему координации. “Это сложно, но реально, если найдется политическая воля, – подчеркнула в разговоре с Неделей французская экономистка Жюли Монфор. – Европейцы должны полностью отказаться от российского угля где-то до конца августа, до конца года избавиться от зависимости от российской нефти, а от газа в течение 2023 года. Но если спроектировать ситуацию на войну в Украине, надо признать, что время пока работает против нас. Россия имеет ежедневно сотни миллионов евро за свои ископаемые источники и применяет их не для того, чтобы строить больницы и дороги, а чтобы уничтожать украинские города и села и убивать людей. Путин знает, что сегодня он еще в состоянии поощрять инфляцию, дезорганизовывать экономики демократических стран и создавать условия рецессии”.

Премьер-министр Италии Марио Драги выдвинул другую идею. Он хочет создать картель покупателей газа, чтобы навязать максимальную закупочную цену для всех производителей. Драго предлагает сосредоточиться на газе, потому что продавец с покупателем связаны трубой, и это, по его мнению, способствует долговременным отношениям. Со своей стороны, Эммануэль Макрон дал задачу министру экономики и финансов Бруно Ле Мер найти время и наведаться в Вашингтон в июле или начале учебного года, обсудить все эти новые механизмы со своей коллегой Джанет Йеллен. А также посетить с визитами страны-экспортеры нефти: прозондировать возможность добывать больше.

Согласно информации французского журнала La Croix, Макрон уже попытался связаться со своим коллегой Мохаммедом бин Заид Аль Нахьяном – президентом Объединенных Арабских Эмиратов. Но тот не дал ему много надежды на воплощение новых планов западных фаворитов. “Он отметил, что его страна – на грани своих производственных мощностей, – сообщает медиа. – Франция предлагает подумать о снятии эмбарго с Ирана и Венесуэлы, чтобы увеличить количество нефти на мировом рынке и прекратить спекуляции”.

Следуя примеру ЕС, Швейцария также запрещает у себя использование сырой нефти из России, начиная с июля. Труднее – со странами третьего мира, которые наоборот, пользуются российскими проблемами на рынках и не спешат присоединяться к санкциям. “Россияне будут пытаться продать свою нефть на третьих рынках, – поделился соображениями в интервью RFI французский специалист по энергетике Тьерри Бро. – Китай и Индия уже получили интересные скидки и, очевидно, будут держаться за них. Единственное, что сегодня могут себе позволить европейцы – это сказать, что мы отказываемся от российского продукта в средней и долгосрочной перспективе. Что не будем покупать ни газ, ни уголь, ни нефть. Мы поняли, что для физической победы в войне нам понадобится не меньше, а больше энергии. Это та реальность, с которой нужно научиться жить”.

В сухом остатке много переговоров, предложений, идей, но пока мало практических последствий. Москва продолжает пользоваться высокими ценами на нефтепродукты и газ, а Украина отбиваться от захватчика всеми силами. По мнению большинства экспертов, с которыми удалось пообщаться Неделе, ситуация на энергетическом рынке позволяет Кремлю не останавливать военные действия против Киева как минимум до конца года. (Алла Лазарева, Неделя/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version