Эксперты бьют тревогу: в мире усугубятся проблемы с нефтью, газом, углем и электроэнергией.
“Картелизация” рынков ископаемого топлива, война в Украине и неблагоприятная погода придадут новые импульсы энергетическому кризису, и ценовой шок с новой силой ударит по большинству стран. Об этом твердят многие эксперты, мнения которых собрал Mind.
Выступая 12 июля 2022 г. на глобальном энергетическом форуме в Сиднее, исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль, рассказал о том, что глобальная нехватка энергоресурсов, которая привела к катастрофическому дефициту и росту цен на электроэнергию и топливо, может “значительно усугубиться”.
“Мы находимся посреди первого по-настоящему глобального энергетического кризиса, – заявил Фатих Бироль. – Мир еще никогда не был свидетелем такого масштабного энергетического кризиса, глубокого и сложного. Но я уверен, что нам еще предстоит увидеть худшее в его развитии… Грядущая зима в Европе будет очень и очень трудной”.
Энергокризис ударит больнее, чем в 1970-х
По утверждению Фатиха Бироля, сегодня человечество переживает одновременно нефтяной кризис, газовый кризис и кризис электроэнергии. Поэтому стоит ожидать тройного удара, который превзойдет по масштабам крупнейшие нефтяные ценовые шоки, поражавшие мир после арабского эмбарго в 1973 году и иранской революции в 1979-м.
Котировки черного золота взлетели после вторжения России в Украину в феврале 2022-го. Нефть марки Brent торговалась в марте по $139/бар, почти достигнув своего исторического максимума в $147,5, установленного 11 июля 2008 г.
К настоящему времени нефть подешевела до примерно $100/бар и, как пишет Barrons, в среднесрочной перспективе цены будут сдерживать страхи экономических рецессий и новых COVID-ограничений. Также участники рынка надеются, что президенту США Джо Байдену удастся уговорить лидеров Ближнего Востока увеличить добычу и перенаправить свой экспорт нефти в эпицентр энергокризиса – Европу.
“До вторжения в Украину около 60% российского экспорта нефти шло в Европу. Это изменилось сейчас, так как 27 стран – членов ЕС обязались поэтапно сократить 90% российского импорта к концу года. Такое решение не будет безболезненным для Евросоюза, который в 2020 г. почти 30% импорта сырой нефти получал из России. Уже сейчас Италия и Австрия жалуются, что Москва урезает им поставки природного газа в отместку за решение ЕС отказаться от закупок российской нефти”, – пишет Barrons.
Американский экономист Дэниел Ергин выделил пять факторов, из-за которых нынешний энергетический кризис ухудшится и превзойдет по масштабам кризисы 1970-х годов. По его мнению, Иран ведет себя так, что Запад не снимет с него санкции, и иранская нефть не потечет на рынки в обозримой перспективе. Саудовская Аравия, даже если согласится помочь “стабилизировать” рынки, вряд ли сможет увеличить добычу энергоресурсов быстро. А большинство других поставщиков не желают наращивать производство нефти и нефтепродуктов: бензина, дизеля и авиатоплива. Вскоре дефицит этих энергоресурсов обострится из-за увеличения спроса со стороны Китая, где до сих пор потребление сдерживали COVID-локдауны.
Главный двигатель текущего кризиса, по мнению Дэниела Ергина, – это путин, открывший на энергетическом рынке Европы второй фронт конфликта. Урезая поставки природного газа, он стремится не дать европейцам заготовить достаточные запасы топлива для следующей зимы и повысить на него цены, чтобы создать экономические трудности и политические раздоры, усилить партии популистов и ослабить альянс противников вторжения в Украину.
Как пишет Bloomberg, в этом году путину помогает погода. Во многих европейских странах 40-градусная жара приводит к перерасходам электричества на работу кондиционеров, а распространившаяся от Германии до Португалии засуха снижает выработку гидроэлектроэнергии. В перспективе холодная зима может создать несоизмеримо больше проблем, чем жаркое лето.
Европе грозят разрушительные конфликты из-за энергокризиса
В холодный период года из-за нехватки энергии европейское общество может погрузиться в “очень, очень серьезные конфликты и раздоры”. Такой прогноз на прошлой неделе озвучил вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс.
По его словам, Евросоюз будет вынужден временно увеличить сжигание ископаемых видов топлива для сдерживания гражданских беспорядков. В Европе масштабы протестов и забастовок пока что невелики, но тревожным звоночком стоит считать Шри-Ланку, где недовольные снижением уровня жизни граждане свергли правительство. Вице-президент Еврокомиссии назвал своей целью не позднее 1 ноября дать гарантии европейскому населению, что оно не столкнется с проблемами в отоплении своих домов этой зимой.
“Я уверен, что если мы не сможем дать эти гарантии, то общество окажется на грани, как и везде, из-за высоких цен на энергоносители, инфляции и быстрого роста цен на продукты питания – поскольку эта неопределенность вызвана войной. Путин использует все имеющиеся рычаги для внесения раздора в наши общества, поэтому мы настраиваемся на очень сложный период”, – рассказал Франс Тиммерманс.
Тяжесть нынешнего положения Европы иллюстрирует решение “зеленого” министра по делам экономики и защиты климата Германии Роберта Хабека запустить законсервированные угольные электростанции. На протяжение многих лет немецкая Партия зеленых выступала против сжигания угля, считая его самым грязным топливом. Анонсируя запуск электростанций, Роберт Хабек обосновал это тем, что “газовый кризис может создать больше проблем, чем пандемия COVID-19”, хотя, по словам министра, “многие люди пока что этого не осознают”.
Энергокризис приблизит конец эры ископаемого топлива
При нынешнем уровне цен инвесторам дешевле оплачивать не новые проекты по добыче угля, а в возобновляемые источники и хранилища энергии. И поскольку улучшений на рынках не предвидится, переход от ископаемых видов топлива ускорится. Такое мнение на днях высказал министр энергетики Индии Радж Кумар Сингх.
“Нынешний глобальный энергокризис затянется, потому что он вызван не только конфликтом в Украине, но также трендом в направлении картелизации, стремлением получить как можно больше прибылей и как можно быстрее”, – цитирует Reuters (https://www.reuters.com/business/energy/india-power-minister-expects-energy-crisis-persist-2022-07-12/) Раджа Кумар Сингха.
Катаклизмы уже меняли энергетику раньше. Так, после нефтяных кризисов 1970-х годов правительства снизили предельный расход топлива в автомобилях с 18 литров на 100 км до 10 литров, а также инициировали бум строительства атомных электростанций.
Нынешний переход на солнечную, ветряную и водородную энергетику уменьшит чувствительность Европы к “газовому шантажу” Москвы, но может сделать уязвимой к угрозам Пекина. Об этом на энергетическом форуме в Сиднее предупредила министр энергетики США Дженнифер Гранхольм, указав странам на риск оказаться “под пятой” диктатора, стремящегося установить контроль над элементами цепочек поставок.
Как пишет Sydney Morning Herald, Китай изготавливает 80% солнечных панелей, и на пути к тому, чтобы занять 95% глобального рынка к 2025 г. Также он контролирует добычу редкоземельных металлов, критически важных для производства литий-ионных аккумуляторов и компонентов для ветряных турбин. Причем, в 2010 г. Пекин уже вводил эмбарго на поставки редкоземельных металлов для Японии, что спровоцировало взлет цен на них и почти парализовало японские производства. (Денис Закиянов, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)